Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Новые обязательные требования для всех

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Федеральный закон от 31.07.2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации»  закрепляет  механизм «регуляторной гильотины» и устанавливает порядок и принципы установления новых обязательных требований. Закон вступает в силу с 01.11.2020 г., за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.

Федеральным законом устанавливается, что Правительство Российской Федерации до 01.01.2021 г. обеспечивает признание утратившими силу, не действующими на территории Российской Федерации и отмену нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, а также правовых актов исполнительных и распорядительных органов государственной власти РСФСР и Союза ССР, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при осуществлении государственного контроля (надзора). 
Вместо актов, прекращающих свое действие, должны быть приняты новые нормативные правовые акты, содержащие обязательные требования. Федеральный закон устанавливает цели и основные принципы установления обязательных требований, порядок разработки, оценку применения и т.д.

Источники требований

Обязательные требования устанавливаются:
- федеральными законами;
- указами президента РФ;
- нормативными правовыми актами Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти;
- Договором о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 г., актами, составляющими право Евразийского экономического союза, положениями международных договоров РФ;
- нормативными правовыми актами субъектов РФ;
- муниципальными нормативными правовыми актами;
- нормативными правовыми актами Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» и Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос».

Действие обязательных требований

Положения нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении 90 дней после дня официального опубликования соответствующего нормативного правового акта, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации.  
Нормативный правовой акт, содержащий обязательные требования, должен предусматривать срок действия, который не может превышать шести лет со дня его вступления в силу, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Срок действия акта, содержащий обязательные требования, может быть продлен не более чем на шесть лет. 
В случае действия противоречащих друг другу обязательных требований в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования, установленных нормативными правовыми актами разной юридической силы, подлежат применению обязательные требования, установленные нормативным правовым актом большей юридической силы.
Если противоречащие друг другу обязательные требования в отношении одного и того же объекта и предмета регулирования установлены нормативными правовыми актами равной юридической силы, лицо, соблюдающее требования одного из таких актов, считается добросовестно соблюдающим обязательные требования  и не подлежит привлечению к ответственности.

Принципы установления и применения

Законом сформулирован ряд принципов установления и оценки применения обязательных требований:
- обязательные требования устанавливаются исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, непричинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороны страны и безопасности государства, объектов культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей;
- применение обязательных требований по аналогии не допускается;
- обязательные требования должны соответствовать современному уровню развития науки, техники и технологий в соответствующей сфере деятельности, развитию национальной экономики и материально-технической базы;
- оценка наличия риска причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям, проводимая при разработке проекта нормативного правового акта, должна основываться на анализе объективной и регулярно собираемой информации применительно к отношениям, при регулировании которых предполагается установление обязательных требований;
- при установлении обязательных требований оцениваются наличие и эффективность применения альтернативных мер по недопущению причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям;
- содержание обязательных требований должно отвечать принципу правовой определенности, то есть быть ясным, логичным, понятным как правоприменителю, так и иным лицам, не должно приводить к противоречиям при их применении;
- обязательные требования должны находиться в системном единстве, обеспечивающем отсутствие дублирования обязательных требований, а также противоречий между ними;
- обязательные требования, установленные в отношении одного и того же предмета регулирования, не должны противоречить друг другу;
- обязательные требования должны быть доведены до сведения лиц, обязанных их соблюдать, путем опубликования нормативных правовых актов, устанавливающих указанные обязательные требования, с соблюдением соответствующей процедуры;
- обязательные требования должны быть исполнимыми. При установлении обязательных требований оцениваются затраты лиц, в отношении которых они устанавливаются, на их исполнение. Указанные затраты должны быть соразмерны рискам, предотвращаемым этими обязательными требованиями, при обычных условиях гражданского оборота;
- установление обязательных требований, исключающих возможность исполнить других обязательных требований, не допускается;
- при установлении обязательных требований должны быть минимизированы риски их последующего избирательного применения.

Условия установления обязательных требований

При установлении обязательных требований  должны быть определены:
1. Содержание обязательных требований (условия, ограничения, запреты, обязанности).
2. Лица, обязанные соблюдать обязательные требования.
3. В зависимости от объекта установления обязательных требований:
-  осуществляемая деятельность, совершаемые действия, в отношении которых устанавливаются обязательные требования;
-  лица и используемые объекты, к которым предъявляются обязательные требования при осуществлении деятельности, совершении действий;
-  результаты осуществления деятельности, совершения действий, в отношении которых устанавливаются обязательные требования.
4. Формы оценки соблюдения обязательных требований (государственный контроль (надзор), привлечение к административной ответственности, предоставление лицензий и иных разрешений, аккредитация, оценка соответствия продукции и иные формы оценки и экспертизы).
5. Федеральные органы исполнительной власти и уполномоченные организации, осуществляющие оценку соблюдения обязательных требований.

Реестр обязательных требований

Для систематизации обязательных требований будет создан реестр обязательных требований, содержащий также информацию об установивших их нормативных правовых актах, сроке их действия. Закон предусматривает его создание с 01.03.2021 г.
Правительство РФ устанавливает оператора реестра обязательных требований, порядок формирования, ведения и актуализации реестра, требования к форме и формату.

Оценка применения обязательных требований 

В целях оценки обязательных требований на соответствие законодательству РФ проводится правовая экспертиза проекта нормативного правового акта, включая оценку его регулирующего воздействия.
После вступления в силу нормативного правового акта, устанавливающего обязательные требования, проводится оценка его фактического воздействия  для анализа обоснованности вводимых обязательных требований, определения и оценки фактических последствий их установления, выявления избыточных условий, ограничений, запретов и обязанностей.

Отказ от применения требований

Законом предусматривается возможность установления экспериментального правового режима, который состоит в применении в течение определенного периода времени специального регулирования, в том числе в полном или частичном отказе от применения определенной группой лиц или на определенной территории обязательных требований либо в отказе от осуществления разрешительной деятельности в отношении объекта разрешительной деятельности.

Официальные разъяснения 

Официальные разъяснения обязательных требований исключительно в целях пояснения их содержания дают федеральные органы исполнительной власти в отношении принятых ими нормативных правовых актов. 
Такие разъяснения не могут устанавливать новые обязательные требования, а также изменять смысл обязательных требований и выходить за пределы разъясняемых обязательных требований. Разъяснения утверждаются руководителем (заместителем руководителя) федерального органа исполнительной власти.
Надзорные органы обязаны руководствоваться официальными разъяснениями обязательных требований федеральных органов исполнительной власти.
Деятельность контролируемых лиц, осуществляемая в соответствии с официальными разъяснениями обязательных требований, не может квалифицироваться как нарушение обязательных требований.

Надзорные органы информируют

Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений, и федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие полномочия по государственному контролю (надзору), обеспечивают информирование контролируемых лиц:
-  о процедуре соблюдения обязательных требований,
- правах и обязанностях контролируемых лиц,
- полномочиях федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия по государственному контролю (надзору), и их должностных лиц,
- иных вопросах соблюдения обязательных требований.
Информирование контролируемых лиц осуществляется в том числе посредством выпуска руководств по соблюдению обязательных требований. Руководство не может содержать новые обязательные требования. 
Руководства по соблюдению обязательных требований применяются контролируемыми лицами на добровольной основе.
Руководства по соблюдению обязательных требований, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, а также нарушение которых является типовым или массовым, подлежат обязательным разработке и размещению на официальном сайте надзорного органа.
Предварительно проект  руководства по соблюдению обязательных требований  подлежит публичному обсуждению  и согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в соответствующей сфере общественных отношений.
Деятельность контролируемых лиц, осуществляемая в соответствии с руководствами по соблюдению обязательных требований, не может квалифицироваться как нарушение обязательных требований.

«Регуляторная гильотина» 

Как известно, в настоящее время в отношении нормативно-правовой базы, содержащей обязательные требования, действует процесс «регуляторной гильотины». 
Независимо от того, признаны нормативные правовые акты утратившими силу или не признаны, с 01.01.2021 г. при осуществлении государственного контроля (надзора) не допускается оценка соблюдения обязательных требований, содержащихся в них, если они вступили в силу до 01.01.2020 г. 
С 01.01.2021 г. несоблюдение требований, содержащихся в нормативных правовых актах, вступивших в силу до 01.01.2020 г., не может являться основанием для привлечения к административной ответственности.
При этом Правительство РФ вправе сохранить действие некоторых нормативных правовых актов, вступивших в силу до 01.01.2020 г. 
С 01.01.2021 г. при осуществлении государственного контроля (надзора), предоставлении лицензий и иных разрешений, аккредитации не допускается проведение оценки соблюдения обязательных требований, содержащихся в официально не опубликованных нормативных правовых актах, за исключением обязательных требований, составляющих государственную тайну или относимых к охраняемой в соответствии с законодательством РФ иной информации ограниченного доступа.
Уточняется, что положения о «регуляторной гильотине» не распространяются на нормативные правовые акты в сфере электроэнергетики, нормативные правовые акты Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, направленные на реализацию проектов государственно-частного партнерства, которые осуществляются на основе соглашений о государственно-частном партнерстве, публичным партнером по которым выступает Российская Федерация.

Все статьи рубрики