Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июль 2021

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Неприменение СИЗ приводит к тяжелым последствиям

 
Гасилина Татьяна Витальевна, заместитель руководителя Государственной  инспекции труда — заместитель главного  государственного инспектора труда в Свердловской области (по охране труда)

Гасилина Татьяна Витальевна
заместитель руководителя Государственной инспекции труда — заместитель главного государственного инспектора труда в Свердловской области (по охране труда)

Номер журнала: 

Рубрика: 

Согласно положениям статей 212 и 221 Трудового кодекса РФ работодатель обязан в том числе обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.  
Нарушения требований указанных статей Трудового кодекса РФ по обеспечению работников средствами индивидуальной защиты выявляются Государственными инспекторами труда при проведении проверочных мероприятий и в ходе расследований несчастных случаев на производстве. 

Частая причина несчастных случаев

На территории Свердловской области в 2018 г. произошло 12 несчастных случаев на производстве с тяжкими последствиями, основной причиной которых стало неприменение пострадавшими СИЗ. Из 12 случаев в трех случаях установлено неприменение работником СИЗ вследствие необеспеченности ими работодателем, в остальных случаях пострадавший работник не применил выданные ему СИЗ. 
В 2019 г. и 2020 г. произошло по 10 случаев, основной причиной которых стало неприменение пострадавшими СИЗ, при этом в 2019 году в четырех случаях, в 2020 году в двух случаях работодатель не обеспечил работника СИЗ. Также в 2020 г. произошел один несчастный случай, основной причиной которого явилось неприменение средств коллективной защиты.

Нарушения по обеспеченности и применению работниками средств индивидуальной защиты занимают второе место по количественному показателю после нарушений по обучению и инструктированию работников по охране труда. 

Основные нормативные акты 

Порядок обеспечения работников средствами индивидуальной защиты (далее СИЗ) определен  Межотраслевыми правилами обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее Межотраслевые правила), утвержденными Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 г. № 290н. 
Согласно данным Межотраслевых правил предоставление работникам СИЗ, в том числе приобретенных работодателем во временное пользование по договору аренды, осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты (далее  типовые нормы). На сегодняшний день действует 66 таких типовых норм. 
Также при обеспечении работников СИЗ необходимо учитывать требования:
- Технического регламента Таможенного союза «О безопасности средств индивидуальной защиты» ТР ТС 019/2011 (далее Технический регламент);
- Приказа Минздравсоцразвития России от 20.04.2006 г. № 297 «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи сертифицированной специальной сигнальной одежды повышенной видимости работникам всех отраслей экономики»;
- Постановления Минтруда РФ от 31.12.1997 г. № 70 «Об утверждении Норм бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единым для всех отраслей экономики (кроме климатических районов, предусмотренных особо в Типовых отраслевых нормах бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам морского транспорта; работникам гражданской авиации; работникам, осуществляющим наблюдения и работы по гидрометеорологическому режиму окружающей среды; постоянному и переменному составу учебных и спортивных организаций Российской оборонной спортивно-технической организации (РОСТО))».

Статистика нарушений

Не все работодатели при организации работ соблюдают требования вышеуказанных документов. Если анализировать выявляемые инспекторами Государственной инспекции труда в Свердловской области нарушения трудового законодательства по вопросам охраны труда, то нарушения по обеспеченности и применению работниками средств индивидуальной защиты занимают второе место по количественному показателю после нарушений по обучению и инструктированию работников по охране труда. 
Ежегодно инспекторами по вопросам обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты выявляется  от 600 до 1000  нарушений трудового законодательства, что составляет от 13 до 18 % от общего количества нарушений по вопросам охраны труда. Так в 2018 г. было выявлено 603 (15,8 %) нарушения, в 2019 г. 888 (17,8 %) нарушений. 
Прошедший 2020 г. не является показательным для анализа выявленных нарушений по обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты, так как проведение проверок в 2020 г. было ограничено Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 438 с учетом распространения коронавирусной инфекции. 
Поступающие в Государственную инспекцию труда обращения в основном касались обеспечения средствами индивидуальной защиты от коронавирусной инфекции (маски, перчатки, дезинфицирующие средства), контроль над обеспечением которыми не входит в полномочия государственного инспектора труда. Все поступающие по этим вопросам обращения направлялись для рассмотрения в органы, осуществляющие санитарно-эпидемиологический надзор.

Нарушения по обеспечению СИЗ

Основные нарушения, выявляемые Государственными инспекторами труда, касаются объемов выдачи работникам СИЗ.
Согласно действующему законодательству работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену. Рассмотрим типичные нарушения.

1. Нарушение объема СИЗ

В соответствии с Межотраслевыми правилами работодатель имеет право устанавливать нормы обеспечения СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения. Фактически работодатель обязан выдать работнику СИЗ в объеме не менее, чем указано в типовых нормах, но может определить и больший объем. 
Данное требование законодательства во многих случаях не соблюдается. К примеру, при выполнении работ в условиях, связанных с риском возникновения электрической дуги, электромонтеру по обслуживанию электроустановок полагается выдача комплекта для защиты от термических рисков электрической дуги. В комплект входит костюм, куртка-накидка, куртка-рубашка, все из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами, белье нательное хлопчатобумажное или термостойкое, фуфайка-свитер из термостойких материалов, ботинки или сапоги кожаные с защитным подноском для защиты от повышенных температур на термостойкой маслобензостойкой подошве, перчатки трикотажные термостойкие, щиток защитный термостойкий. 
Работодатель с целью экономии финансовых средств, нарушая при этом трудовое законодательство, принимает решение из всего полагающегося объема комплекта выдать работнику только костюм из термостойких материалов с постоянными защитными свойствами и щиток защитный термостойкий.  Он посчитал, что все остальные составляющие комплекта избыточны. 

2. Отсутствие сертификации СИЗ

Следующий вид нарушений касается сертификации или декларирования СИЗ. 
Все СИЗ должны соответствовать Техническому регламенту, подтверждение соответствия осуществляется в  форме декларирования соответствия или сертификации. При выборе форм подтверждения соответствия СИЗ классифицируются по степени риска причинения вреда пользователю:
- первый класс — СИЗ простой конструкции, применяемые в условиях с минимальными рисками причинения вреда пользователю, которые подлежат декларированию соответствия;
- второй класс — СИЗ защиты сложной конструкции, защищающие от гибели или от опасностей, которые могут причинить необратимый вред здоровью пользователя, которые подлежат обязательной сертификации.
В ходе проводимых надзорных мероприятий работодатели зачастую не могут предоставить документы, подтверждающие сертификацию или декларирование соответствия СИЗ, либо представленные документы не относятся к проверяемым СИЗ, к примеру, информация в маркировке СИЗ не соответствует предоставленному сертификату. 

3. Нарушения требований к маркировке

 По маркировке СИЗ также выявляются нарушения, основные из них:
- отсутствие маркировки, или маркировка выполнена частично;
- маркировка выполнена не на самом изделии или трудноудаляемой этикетке;
- информация на маркировке на изделии и на упаковке различается, и другие.
Работодателям при приобретении и выдаче работникам СИЗ необходимо учитывать требования  Технического регламента к маркировке СИЗ, которая должна содержать:
- наименование изделия (при наличии — наименование модели, кода, артикула);
- наименование страны-изготовителя;
- наименование, юридический адрес и торговую марку (при наличии) изготовителя;
- обозначение Технического регламента, требованиям которого должно соответствовать средство индивидуальной защиты;
- размер (при наличии);
- защитные свойства изделия;
- способы ухода за изделием (при необходимости);
- дату изготовления и (или) дату окончания срока годности, если установлены;
- срок хранения для средств индивидуальной защиты, теряющих защитные свойства в процессе хранения;
- единый знак обращения продукции на рынке государств-членов;
- величину опасного или вредного фактора, ограничивающего использование средства индивидуальной защиты (при наличии);
- ограничения по использованию, обусловленные возрастом, состоянием здоровья и другими физиологическими особенностями пользователей;
- сведения о классе защиты и климатическом поясе (при необходимости);
- сведения о документе, в соответствии с которым изготовлено средство индивидуальной защиты.
При эксплуатации СИЗ работодателю и работникам необходимо учитывать,  что информация на маркировке должна быть легкочитаемой, стойкой при хранении, перевозке, реализации и использовании продукции по назначению в течение всего срока годности, срока службы и (или) гарантийного срока хранения. 

Основной обязанностью работодателя является обеспечение безопасных условий труда на рабочих местах работников и обеспечение безопасности работников при производстве работ. Одна из мер — обеспечение их средствами индивидуальной защиты. С вопросами, касающимися нарушений в этой области, редакция журнала обратилась в Государственную инспекцию труда в Свердловской области.

Ответственность за нарушения 

По выявляемым в ходе проводимых надзорных мероприятий нарушениям по обеспеченности работников СИЗ государственный инспектор труда привлекает должностных и юридических лиц к административной ответственности. 
При необеспечении работников СИЗ, отнесенным Техническим регламентом ко II классу, в зависимости от степени риска причинения вреда работнику должностное лицо или лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, привлекается к административной ответственности в виде  штрафа — от 20 до 30 тыс. руб.; юридическое лицо — от 130 до 150  тыс. руб. 
Класс риска установлен приложением № 4 к Техническому регламенту. Ко II классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику отнесены: 
- средства индивидуальной защиты головы (каски защитные);
- средства индивидуальной защиты органа слуха;
- средства индивидуальной защиты от падения с высоты и средства спасения с высоты (ИСУ);
- средства индивидуальной защиты от повышенных и (или) пониженных температур;
- диэлектрические средства индивидуальной защиты от воздействия электрического тока и другие. 
Особо необходимо отметить, что ко II классу относятся также средства индивидуальной защиты дерматологические, обеспечение которыми должно производиться в соответствии с требованиями Приказа Минздравсоцразвития России от 17.12.2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами».
При выявлении государственным инспектором труда нарушений, касающихся оформления документов по выдаче работникам СИЗ, по обеспечению СИЗ, не отнесенным Техническим регламентом ко II классу в зависимости от степени риска причинения вреда работнику, должностное лицо или лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, привлекается к административной ответственности в виде  предупреждения или штрафа от 2 до 5 тыс. руб.; юридическое лицо — от 50 до 80  тыс. руб.
Ответственность конкретного должностного лица за обеспечение работников СИЗ, применение работником выданных СИЗ определяется локальными нормативными актами работодателя. 
В разработанной у работодателя системе управления охраной труда прописывается распределение обязанностей: 
- работодатель приобретает спецодежду и спецобувь за счет собственных средств;
- руководитель структурного подразделения или руководитель работ обеспечивают выдачу и обучение правильному применению;
- работник правильно и постоянно применяет СИЗ.

Все статьи рубрики