Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июль 2022

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

НАСФ: общие принципы создания и учет специфики предприятия

 
Идрисов Эдуард  Минивалиевич, временно исполняющий обязанности начальника ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, полковник внутренней службы

Идрисов Эдуард Минивалиевич
временно исполняющий обязанности начальника ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, полковник внутренней службы

Номер журнала: 

Рубрика: 

В настоящее время нештатные аварийно-спасательные формирования в системе обеспечения промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера в нашей стране имеют важное значение. С вопросами о создании, подготовке и функционировании данных формирований редакция обратилась в Главное управление МЧС России по Республике Башкортостан.

Существующее российское законодательство предусматривает создание  на предприятиях различных нештатных аварийно-спасательных формирований по составу, техническому оснащению, предназначению, уровню оперативного реагирования, уровню квалификации спасателей, что, в свою очередь, позволяет снизить негативные последствия на жизнь и здоровье работников предприятия, минимизировать ущерб и будет способствовать успешному выполнению аварийно-спасательных работ  на начальном этапе возникновения происшествия, аварии.

  - Какими нормативными документами в 2022 году регулируется создание и поддержание в готовности нештатных аварийно-спасательных формирований на предприятиях?
- К нормативным правовым документам, регулирующим создание и поддержание в готовности нештатных аварийно-спасательных формирований на предприятиях, относятся:
-  Конституция РФ; 
- Федеральный закон от 12.02.1998  № 28-ФЗ «О гражданской обороне»; 
- Федеральный закон от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; 
- Федеральный закон от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; 
- Федеральный закон от 09.01.1996 № 3-ФЗ  «О радиационной безопасности населения», ст. 19;
- Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 28.06.2021) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», ст. 16.2;
- Приказ МЧС России от 23.12.2005 № 999 (ред. от 08.10.2019) «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (зарегистрировано в Минюсте России 19.01.2006 № 7383);
- Приказ МЧС России от 29.11.2013 № 765 (ред. от 24.02.2019) «Об утверждении Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд» (зарегистрировано в Минюсте России 30.12.2013 № 30896);
- Приказ МЧС России от 14.11.2008 № 687 (ред. от 17.12.2021) «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях» (зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2008 № 12740), п. 16.7;
- Методические рекомендации  МЧС России по созданию, оснащению, подготовке и применению нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне от 02.12.2021 № МР-ВЯ-1.

На высокий уровень готовности нештатных аварийно-спасательных формирований к выполнению возложенных задач значительно влияет грамотное руководство самих предприятий, правильно выстроенная система обеспечения промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.


- На каких предприятиях создание  нештатных аварийно-спасательных формирований обязательно? На каких предприятиях создание НАСФ также желательно? Какое значение имеют эти формирования?

- Согласно п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне» создание нештатных аварийно-спасательных формирований обязательно в организациях, имеющих мобилизационное задание (заказ) и входящих в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО ФОИВ, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по ГО регионального и местного уровней, при этом эксплуатирующие:
- опасные производственные объекты I и II классов опасности;
- особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты;
- ГТС чрезвычайно высокой и высокой опасности.
П. 4 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999, в зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы на предприятиях допускается создание других нештатных аварийно-спасательных формирований, то есть кроме тех НАСФ, которые создаются на предприятиях в обязательном порядке.
В таком случае нештатные аварийно-спасательные формирования рекомендуется создавать по решению руководителя предприятия исходя из прогнозируемых объемов проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при возникновении чрезвычайных и аварийных ситуаций на предприятии, с учетом:
-  удаленности от предприятия, обслуживаемого профессиональной аварийно-спасательной службой (формированием);
-  особенностей технологического процесса, при котором необходимо непосредственное участие спасателей нештатного аварийно-спасательного формирования в проведении специальных подвидов аварийно-спасательных работ (высотных работ, в загазованной среде, на подвесных канатных дорогах, фуникулерах и т.д.).  
Руководствуясь п. 1 ст. 10 Федерального  закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, в том числе по проведению работ по выводу из технологического режима аварийного оборудования и последующей безопасной остановки технологического объекта, что, в свою очередь, делается для минимизации последствий и снижения риска получения травм необученного персонала. Для проведения указанных работ целесообразно создавать нештатные аварийно-спасательные формирования, имеющие соответствующую профессиональную подготовку, техническое оснащение, снаряжение и экипировку.
Нештатные аварийно-спасательные формирования предприятий имеют важное значение,  так как своими действиями позволяют снизить негативные последствия на жизнь и здоровье работников предприятия, минимизировать ущерб, способствуют успешному выполнению аварийно-спасательных работ  на начальном этапе возникновения происшествия, аварии.

К задачам НАСФ относятся проведение аварийно-спасательных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций  и обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, как в мирное, так и в военное время.

-  Какими документами закрепляется создание НАСФ на предприятии?
- Создается нештатное аварийно-спасательное формирование на предприятии путем принятия (утверждения) приказа о создании формирования, устава (положения) формирования, штатного состава и структуры формирования, табеля технического оснащения.
Следует учесть, что согласно п.6 Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденного Приказом МЧС России от 23.12.2005 № 999, состав, структура и оснащение НАСФ определяются руководителями предприятий  и согласовываются с соответствующим Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого расположен опасный производственный объект.

- Какие требования предъявляются к НАСФ? Какие требования предъявляются к сотрудникам, входящим в формирование? 
- Требования к нештатным аварийно-спасательным формированиям зависят от вида аварийно-спасательных работ, на право ведения которого  в установленном порядке аттестуется формирование. 
Согласно п. 1 ст. 5 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» к аварийно-спасательным работам относятся:
- горноспасательные работы; 
- газоспасательные работы;
- противофонтанные работы; 
- поисково-спасательные работы; 
- аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров; 
- работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций. 
Для каждого вида аварийно-спасательных работ предъявляются определенные свои требования по профессиональному обучению спасателей, входящих в нештатное аварийно-спасательное формирование, по техническому оснащению формирований и экипировке спасателей, по ведению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения, по организации внутренней деятельности формирований, направленных на обеспечение их готовности к действиям по предназначению и т.д. 
Данные требования, исходя из вида аварийно-спасательных работ, на который аттестуется нештатное аварийно-спасательное формирование, изложены в следующих документах:
- Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения газоспасательных работ;
- Методические рекомендации по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения горноспасательных работ;
- Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров;
- Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации;
- Методические рекомендации  по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя,  на право ведения работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, за исключением внутренних морских вод  и территориального моря Российской Федерации.

Нормативными правовыми документами, регулирующими порядок прохождения аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, предъявляются одинаковые требования как к профессиональным, так и к нештатным аварийно-спасательным формированиям, в том числе к спасателям.

- Расскажите поподробнее о порядке аттестации нештатного аварийно-спасательного формирования и самих членов НАСФ.
- Учитывая, что НАСФ предприятий аттестуются в соответствующих аттестационных комиссиях, созданных на базе федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, данными комиссиями могут быть изданы дополнительные ведомственные методические рекомендации по аттестации на право ведения соответствующих видов аварийно-спасательных работ, которые, в свою очередь, могут иметь особенности при подготовке и прохождении аттестации.
Нормативными правовыми документами, регулирующими порядок прохождения аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, предъявляются одинаковые требования как к профессиональным, так и к нештатным аварийно-спасательным формированиям, в том числе к спасателям.
Согласно п. 12 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091, обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации нештатного аварийно-спасательного формирования, являются:
а) наличие учредительных документов нештатного аварийно-спасательного формирования (устава (положения), приказа или иного документа о создании нештатного аварийно-спасательного формирования;
б) соответствие состава и структуры нештатного аварийно-спасательного формирования, утвержденных учредителями или организацией, создавшей нештатное аварийно-спасательное формирование;
в) укомплектованность личного состава спасателями, не менее 75 процентов которых аттестованы на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование);
г) оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями нештатного аварийно-спасательного формирования, аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение заявленных видов аварийно-спасательных работ и принадлежащими этому формированию на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации;
д) наличие условий, обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по обучению спасателей, к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ в соответствии с технологией их ведения;
е) постоянная готовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.
Согласно п. 22 Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1091, обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, в том числе нештатных аварийно-спасательных формирований, являются:
а) прохождение медицинского осмотра (обследования) и психиатрического освидетельствования на предмет пригодности к выполнению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения;
б) выполнение нормативов по физической подготовке, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
в) профессиональное обучение по программе профессиональной подготовки спасателей.

Состав, структура и оснащение нештатных аварийно-спасательных формирований определяются руководителями предприятий  и согласовываются с соответствующим Главным управлением МЧС России по субъекту Российской Федерации, на территории которого расположен опасный производственный объект.


- Кем и как осуществляется подготовка состава  нештатных аварийно-спасательных формирований?

- Основной формой подготовки НАСФ к ликвидации ЧС и в области ГО являются учения и тренировки. В ходе учений и тренировок целесообразно моделировать наиболее сложную обстановку, которая может сложиться в организации при возникновении ЧС. Для подготовки к ведению ГО рекомендуется последовательная отработка НАСФ мероприятий по ГО, включенных в план гражданской обороны организации.
Одним из важнейших вопросов, отрабатываемых в ходе учений и тренировок, является организация взаимодействия и отработки совместных действий при ликвидации ЧС и выполнении мероприятий по ГО с органами управления и силами ТП РСЧС и ГО регионального и муниципального уровней.
Основным руководящим документом, в соответствии с которым на предприятии может быть организован процесс подготовки НАСФ к ликвидации ЧС и в области ГО, является Примерная программа курсового обучения личного состава НАСФ, утвержденная МЧС России 20.11.2020 № 2-4-71-28-11 (далее — Примерная программа). 
Данная Примерная программа предназначена для руководителей организаций, которые в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации создают и поддерживают в состоянии готовности НАСФ, в качестве методической основы при разработке программ курсового обучения личного состава НАСФ предприятий по месту работы.
Примерная программа раскрывает организацию и порядок проведения курсового обучения, рекомендуемые результаты обучения.
В Примерной программе отражены описание знаний, умений, навыков в области ГО, качественного изменения которых планируется достичь в результате обучения, а также исходя из местных условий, особенностей и степени подготовленности обучаемых: расчет времени, отводимого на изучение тем, их содержание, последовательность изучения, формы и методы проведения занятий.
Целью курсового обучения по Примерной программе является совершенствование имеющихся у обучаемых знаний и навыков по умелым, слаженным и наиболее эффективным приемам и способам коллективных действий при приведении НАСФ в готовность, проведении ими аварийно-спасательных и других неотложных работ (АСДНР) в интересах защиты населения от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при ЧС.

В зависимости от местных условий и при наличии материально-технической базы на предприятиях допускается создание других нештатных аварийно-спасательных формирований, то есть кроме тех нештатных аварийно-спасательных формирований, которые создаются на предприятиях в обязательном порядке.

- Как часто и в каком порядке проходят проверки  нештатных аварийно-спасательных формирований? Насколько важно поддерживать знания и умения членов таких формирований на требуемом уровне?
- Согласно п. 5 ст. 11 Федерального закона от 22.08.1995 № 151-ФЗ готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Периодичность проведения аттестации НАСФ составляет 3 года. Таким образом, 1 раз в 3 года проводится проверка соответствия формирования обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации на право ведения соответствующего вида аварийно-спасательных работ (АСР). По результатам данной проверки решается вопрос об аттестации либо отказе в  аттестации на право ведения АСР.
Внутренними нормативными документами на предприятиях в плановом порядке в целях контроля за оперативной готовностью нештатного аварийно-спасательного формирования к действиям по предназначению организуются внутренние проверки, которые также могут совмещаться с командно-штабными, тактико-специальными учениями и тренировками. 
В ходе данных проверок, учений, тренировок руководящим составом предприятия, НАСФ проверяется правильность отработки практических действий спасателей по различным вводным, умение спасателей оказывать первую помощь пострадавшим, умение применять аварийно-спасательную технику, оборудование и снаряжение, соблюдение технологии ведения аварийно-спасательных работ, взаимодействие и слаженность профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований) с другими аварийными и экстренными службами.
В последнее время ежегодно в ходе Всероссийской тренировки по гражданской обороне 4 октября на предприятиях активно проводятся практические показательные учения и тренировки с участием нештатных аварийно-спасательных формирований, в ходе которых также осуществляется проверка их готовности к действиям по предназначению.
Учитывая, что к задачам НАСФ относятся проведение аварийно-спасательных работ в очагах поражения и зонах чрезвычайных ситуаций  и обеспечение готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты, как в мирное, так и в военное время, важно поддерживать знания и умения личного состава таких формирований на требуемом уровне.

Внутренними нормативными документами на предприятиях в плановом порядке в целях контроля за оперативной готовностью нештатного аварийно-спасательного формирования к действиям по предназначению организуются внутренние проверки, которые также могут совмещаться с командно-штабными, тактико-специальными учениями и тренировками. 

- Какие недостатки чаще всего выявляются при проведении тренировок и проверок нештатных аварийно-спасательных формирований?
- При проведении тренировок и проверок НАСФ могут выявляться абсолютно разные по характеру недостатки. К основным недостаткам относятся:
- недостаточная практическая подготовка членов формирования;
- недостаточное оснащение формирования аварийно-спасательными средствами, снаряжением, экипировкой;
- наличие (или отсутствие) учебно-тренировочной базы, не позволяющей в полной мере проводить практические занятия и тренировки.
Конечно же, те или иные замечания не могут относиться поголовно ко всем нештатным аварийно-спасательным формированиям на тех или иных территориях, все формирования индивидуальные, у них своя специфика, свои цели и задачи, имеются отличительные особенности, которые влияют на их деятельность и готовность к действиям по предназначению.
Недостатки могут быть связаны с недостаточным финансированием нужд формирования, нарушением плана подготовки, невыполнением в полной мере мероприятий оперативной подготовки и другими причинами.
На высокий уровень готовности нештатных аварийно-спасательных формирований к выполнению возложенных задач значительно влияет грамотное руководство самих предприятий, правильно выстроенная система обеспечения промышленной безопасности, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты, обязаны планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, в том числе по проведению работ по выводу из технологического режима аварийного оборудования и последующей безопасной остановки технологического объекта, что, в свою очередь, делается для минимизации последствий и снижения риска получения травм необученного персонала. 

Все статьи рубрики