Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

август 2021

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

НАСФ: миссия — быть первыми

 
Кучемханов Ильмир Ринатович, начальник отделения отдела организации  пожаротушения  и проведения  аварийно-спасательных  работ Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан

Кучемханов Ильмир Ринатович
начальник отделения отдела организации пожаротушения и проведения аварийно-спасательных работ Главного управления МЧС России по Республике Башкортостан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Согласно ст.1 и ст.7  Федерального закона от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее  151-ФЗ), аварийно-спасательное формирование (АСФ) — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы (АСС) структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ (АСР), основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.
Аварийно-спасательные формирования могут создаваться на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования (НАСФ).

- В каких случаях необходимо создавать НАСФ на опасных производственных объектах? 
- Согласно абз. 2 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, а также организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне, создают и поддерживают в состоянии готовности нештатные аварийно-спасательные формирования.
Согласно ст. 19 Федерального закона от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ  «О радиационной безопасности населения» организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала), которые согласно п.1 ст. 7 151-ФЗ возможно отнести к нештатным аварийно-спасательным формированиям.
Согласно ст. 16.2 Федерального закона от 20.06.1996 г. № 81-ФЗ  «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» организации по добыче угля (горючих сланцев) обязаны создать вспомогательные горноспасательные команды (ВГК) в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Наряду с приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» применяется приказ МЧС России от 29.11.2013 г. № 765 «Об утверждении Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд». Согласно  данному приказу в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана создавать на опасных производственных объектах I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, вспомогательные горноспасательные команды, которые в свою очередь  создаются предположительно взамен нештатных аварийно-спасательных формирований.
Также нештатные аварийно-спасательные формирования могут создаваться добровольно по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Таким образом:
1. Обязанность по созданию и поддержанию в состоянии готовности нештатных аварийно-спасательных формирований возлагается на:
- организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности;
- организации, эксплуатирующие особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты;
- организации, эксплуатирующие гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности;
- организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты III класса опасности, отнесенные в установленном порядке к категориям по гражданской обороне.
2. Обязанность по созданию и поддержанию в состоянии готовности вспомогательных горноспасательных команд возлагается на:
- организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы.


Обратите внимание: в связи с внесенными изменениями в Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» Федеральным законом от 01.05.2019 г. № 84-ФЗ, вступающими в силу с 29.10.2019 г. обязательный характер создания и поддержания в состоянии готовности нештатных аварийно-спасательных формирований возлагается только на организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I и II классов опасности, особо радиационно опасные и ядерно опасные производства и объекты, гидротехнические сооружения чрезвычайно высокой опасности и гидротехнические сооружения высокой опасности, имеющие мобилизационные задания (заказы) и входящие в перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти, и организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального и местного уровней по гражданской обороне.


- Какое значение имеют эти формирования? Каковы их задачи?
- Учитывая, что НАСФ одними из первых будут проводить первоочередные аварийно-восстановительные, аварийно-спасательные работы при возможных ЧС, авариях, происшествиях на объекте экономики,  значение данных формирований в обеспечении комплексной безопасности  очень важное.
Согласно приказу МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» (п. 5 порядка) основными задачами нештатных аварийно-спасательных формирований являются:
- проведение аварийно-спасатель-ных работ и первоочередное жизнеобеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;
- участие в ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в борьбе с пожарами;
- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому (бактериологическому) и иному заражению (загрязнению);
- санитарная обработка населения, специальная обработка техники, зданий и обеззараживание территорий;
- участие в восстановлении функционирования объектов жизнеобеспечения населения;
- обеспечение мероприятий гражданской обороны по вопросам восстановления и поддержания порядка, связи и оповещения, защиты животных и растений, медицинского, автотранспортного обеспечения.
Одновременно с прохождением аттестации НАСФ на право ведения АСР согласно ст. 6, ст. 7 151-ФЗ  на формирование распространяются аналогичные задачи профессиональных АСС, АСФ, такие как:
- поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (в том числе нештатных аварийно-спасательных формирований) в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;
- ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

- С какой целью проводится аттестация нештатных аварийно-спасательных формирований?
-  Все аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, в том числе и нештатные, подлежат аттестации в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (ст. 12  151-ФЗ ). При этом нештатные аварийно-спасательные формирования аттестуются на право ведения заявленных аварийно-спасательных работ.
Перечень видов аварийно-спасательных работ конкретного формирования определяется исходя из возложенных на службу и формирование задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. По результатам аттестации аварийно-спасательная служба или формирование могут быть либо аттестованы на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ, либо аттестованы на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ, либо им может быть отказано в аттестации. 
Нештатные аварийно-спасательное формирования должны осуществлять только те аварийно-спасательные работы, на право ведения которых они были аттестованы. Указанные работы должны соотноситься с деятельностью организации, эксплуатирующей соответствующие опасные производственные объекты.

- Как осуществляется подготовка состава НАСФ?
- Основные требования по организации подготовки личного состава НАСФ изложены в Приказе МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований», Примерной программе курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (утверждена МЧС России 22.02.2017 г.), Приказе МЧС России от 20.02.2013 г. № 102 «Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».
Подготовка личного состава НАСФ осуществляется в соответствии с требованиями постановлений Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя», от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждении Положения об организации подготовки населения в области гражданской обороны», приказов и организационно-методических указаний Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, других федеральных органов исполнительной власти, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, а также нормативных и методических документов муниципальных образований и организаций, создающих НАСФ.
Согласно Приказу МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 подготовка нештатных аварийно-спасательных формирований включает:
- получение личным составом НАСФ знаний в ходе ежегодного усвоения программы курсового обучения работающего населения в области гражданской обороны (далее  ГО) и защиты от чрезвычайных ситуаций (далее  ЧС);
- обучение по программам первоначальной и профессиональной подготовки спасателей (для ВГК — по программам первоначального и периодического обучения членов ВГК) в соответствии с требованиями Положения о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя»;
- ежегодное курсовое обучение личного состава НАСФ в организациях по программе, разработанной в соответствии с требованиями настоящей примерной программы курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (далее примерная программа курсового обучения НАСФ);
- обучение руководителей НАСФ по программе курсового обучения должностных лиц и работников ГО и РСЧС;
- участие НАСФ в учениях и тренировках по ГО и защите от ЧС, а для ВГК также дополнительные тренировки в изолирующих дыхательных аппаратах.
Обучение личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований в организации включает базовую и специальную подготовку. Обучение планируется и проводится по программе подготовки нештатных аварийно-спасательных формирований в рабочее время. Примерные программы обучения нештатных аварийно-спасательных формирований разрабатываются и утверждаются МЧС России. В настоящее время МЧС России утверждена Примерная программа курсового обучения личного состава нештатных аварийно-спасательных формирований (утверждена 22.02.2017 г.).

Основные нормативные документы
- Конституция РФ.
- Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне».
- Федеральный закон от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (далее  151-ФЗ).
- Федеральный закон от 09.01.1996 г. № 3-ФЗ  «О радиационной безопасности населения».
- иные нормативные правовые акты Российской Федерации.
- Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований регламентируется Приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 (с учетом изменений Приказа МЧС России от 30.06.2014 г. № 331 «О внесении изменений в Порядок создания нештатных аварийно-спасательных формирований, утвержденный приказом МЧС России от 23.12.2005 г. № 999.
- Порядок создания вспомогательных горноспасательных команд (создаваемых из состава персонала организаций) в организациях, эксплуатирующих опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых ведутся горные работы, утвержден Приказом МЧС России от 29.11.2013 г. № 765.

Темы специальной подготовки отрабатываются с учетом предназначения нештатных аварийно-спасательных формирований.
Основным методом проведения занятий является практическая тренировка (упражнение).
Теоретический материал изучается в минимальном объеме, необходимом обучаемым для правильного и четкого выполнения практических приемов и действий. При этом используются современные обучающие программы, видеофильмы, плакаты, другие наглядные пособия.
Практические и тактико-спе-циальные занятия организуют и проводят руководители нештатных аварийно-спасательных формирований, а на учебных местах — командиры структурных подразделений нештатных аварийно-спасательных формирований.
Занятия проводятся в учебных городках, на участках местности или на территории организации.
На тактико-специальные занятия нештатные аварийно-спасательные формирования выводятся в полном составе, с необходимым количеством специальной техники, оборудования, снаряжения, инструментов и материалов.
Практические занятия с нештатными аварийно-спасательными формированиями разрешается проводить по структурным подразделениям.
Занятия по темам специальной подготовки могут проводиться также путем сбора под руководством начальника соответствующей спасательной службы.
Согласно Приказу МЧС России от 20.02.2013 г. № 102 «Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (п. 24.1, подпункт «е») при аттестации личного состава НАСФ на право ведения АСР необходимо прохождение обучения по программам подготовки спасателей в образовательных учреждениях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб (формирований) или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ. Исходя из вида АСР, на который аттестуется НАСФ, определяется программа подготовки для обучения личного состава формирования.

- Каковы требования к знаниям и умениям членов НАСФ?
- Действующим законодательством к спасателям как штатных, так и нештатных АСФ предъявляются высокие требования к их готовности при возникновении, угрозе возникновения ЧС, аварии, происшествии, а также к их знаниям и умениям. 
Согласно Приказу МЧС России от 23.12.2005 г. № 999 (ред. от 30.06.2014) «Об утверждении Порядка создания нештатных аварийно-спасательных формирований» личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен знать:
- характерные особенности опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, и способы защиты от них;
- особенности чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- поражающие свойства отравляющих веществ, аварийно химически опасных веществ, применяемых в организации, порядок и способы защиты при их утечке (выбросе);
- предназначение формирования и функциональные обязанности;
- производственные и технологические особенности организации, характер возможных аварийно-спасательных и других неотложных работ, вытекающих из содержания паспорта безопасности объекта;
- порядок оповещения, сбора и приведения формирования в готовность;
- место сбора формирования, пути и порядок выдвижения к месту возможного проведения аварийно-спасательных работ;
- назначение, технические данные, порядок применения и возможности техники, механизмов и приборов, а также средств защиты, состоящих на оснащении формирования;
- порядок проведения санитарной обработки населения, специальной обработки техники, зданий и обеззараживания территорий;
Личный состав нештатных аварийно-спасательных формирований должен уметь:
- выполнять функциональные обязанности при проведении аварийно-спасательных работ;
- поддерживать в исправном состоянии и грамотно применять специальные технику, оборудование, снаряжение, инструменты и материалы;
- оказывать первую помощь раненым и пораженным, а также эвакуировать их в безопасные места;
- работать на штатных средствах связи;
- проводить санитарную обработку населения, специальную обработку техники, зданий и обеззараживание территорий;
- незамедлительно реагировать на возникновение аварийной ситуации на потенциально опасном объекте, принимать меры по ее локализации и ликвидации;
- выполнять другие аварийно-спасательные работы, обусловленные спецификой конкретной организации.
Одновременно согласно Федеральному закону от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ (ред. от 18.07.2017 г.) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»  (ст. 7, ст. 27) на спасателей НАСФ распространяются следующие обязанности:
 - быть в готовности к участию в проведении работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, совершенствовать свою физическую, специальную, медицинскую, психологическую подготовку;
- совершенствовать навыки действий в составе аварийно-спасательных формирований (в том числе НАСФ);
- неукоснительно соблюдать технологию проведения аварийно-спасательных работ;
- активно вести поиск пострадавших, принимать меры по их спасению, оказывать им первую помощь и другие виды помощи;
- неукоснительно выполнять приказы, отдаваемые в ходе проведения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций руководителями аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (в том числе НАСФ), в составе которых спасатели принимают участие в проведении указанных работ.
Особое внимание при обучении обращается на безопасную эксплуатацию и обслуживание гидравлического и электрифицированного аварийно-спасательного инструмента, электроустановок, компрессоров, работу в средствах защиты органов дыхания и кожи, а также при применении других технологий и специального снаряжения (альпинистского, водолазного).

- Как часто и в каком порядке проходят проверки НАСФ? 
- Согласно Федеральному закону от 22.08.1995 г. № 151-ФЗ (ред. от 18.07.2017 г.) «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 16.01.2018 г.) (ст. 11, п. 5) готовность профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации проверяется в ходе аттестации, а также в ходе проверок, осуществляемых в пределах своих полномочий федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, органами государственного надзора, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Периодичность проведения аттестации НАСФ составляет три года, в связи с чем один раз в три года проводится проверка соответствия формирования обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации на соответствующий вид АСР. По результатам проверки решается вопрос об аттестации либо отказе в аттестации на право ведения АСР.

- Какие недостатки чаще всего выявляются при проведении тренировок и проверок нештатных АСФ?
- При проверке соответствия НАСФ обязательным требованиям, предъявляемым при их аттестации на право ведения АСР, возможными недостатками могут быть:
- отсутствие требуемого 75 % состава аттестованных спасателей от оперативного состава формирования;
- недостаточное оснащение НАСФ аварийно-спасательным оборудованием и снаряжением, необходимым для проведения заявленных видов АСР;
- неудовлетворительные результаты тактико-специальных учений, в ходе которых личный состав НАСФ показал неудовлетворительные знания и умения при возникновении условных ЧС, аварий, происшествий.


На этапе подготовки к аттестации на право ведения АСР НАСФ  необходимо прохождение обучения личного состава в соответствии с требованиями, изложенными в следующих  методических рекомендациях Межведомственной комиссией по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей:
- Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения газоспасательных работ.
- Методические рекомендации по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения горноспасательных работ;
- Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ, связанных с тушением пожаров.
- Методические рекомендации по проведению аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований спасателей на право ведения аварийно-спасательных работ по ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации.

Все статьи рубрики