Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

февраль 2021

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Надзор за соблюдением законодательства об использовании и охране водных объектов

 
Коршунова Екатерина Александровна, старший помощник удмуртского  природоохранного межрайонного прокурора, младший советник юстиции

Коршунова Екатерина Александровна
старший помощник удмуртского природоохранного межрайонного прокурора, младший советник юстиции

Номер журнала: 

Рубрика: 

Говорить о значении воды для человека не приходится, также все понимают, что она имеет значение национального достояния. Надзор в сфере исполнения законодательства об охране и использовании водных объектов является одним из важнейших направлений деятельности прокуратуры. Об итогах этого вида надзора в 2020 г. рассказали в Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратуре.

Водные объекты Удмуртии относятся к водосбору Каспийского моря — бассейну р. Камы, главного притока р. Волги. Речная сеть республики представлена около 8,93 тыс. реками общей протяженностью около 20,35 тыс. км, большая часть которых относится к малым рекам и ручьям. Речная сеть республики густая и разветвленная. 
Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой на постоянной основе осуществляется надзор за исполнением органами государственной власти Удмуртской Республики, организациями законодательства об охране и использовании водных объектов. Ведется анализ состояния законности в названной сфере, обобщаются сведения о результатах и об эффективности проверок, проведенных правоохранительными и   контрольно-надзорными   органами,   поступившим   в   органы   прокуратуры обращениям граждан, юридических и должностных лиц, судебная практика, публикации в средствах массовой информации и в сети «Интернет».

По состоянию на 01.11.2020 г. право пользования поверхностными водными объектами имеют 198 лиц. Всего на территории республики действует 102 решения о предоставлении водных объектов в пользование в целях сброса сточных вод. В среднем по республике в год в водные объекты сбрасывается порядка 100 млн куб. сточных вод, из них большая часть вод сбрасывается недостаточно очищенной, в связи с чем прокуратурой на постоянной основе ведутся проверки водопользователей, не принимающих меры к надлежащей очистке сточных вод.
Так, в 2020 г. природоохранной прокуратурой в сфере водопользования выявлено 34 нарушения, внесен 1 протест, по результатам рассмотрения которого изменен 1 незаконный правовой акт, направлено в суды 4 исковых заявления, которые рассмотрены и удовлетворены, внесено 10 представлений об устранении нарушений закона, по результатам рассмотрения которых 3 должностных лица привлечено к дисциплинарной ответственности, объявлено 1 предостережение о недопустимости нарушений закона. 
В ходе проверок в 2020 г. выявлялись факты ненадлежащего осуществления полномочий по осуществлению надзора в сфере охраны водных объектов, взыскании причиненного вреда и задолженности по плате за пользование водными объектами, предоставления водных объектов в пользование, при отсутствии у водопользователей данных о наличии контрольно-измерительной аппаратуры. По результатам внесенных прокурором представлений приняты меры к устранению выявленных нарушений закона.
Особое внимание в ходе проверок исполнения водного законодательства уделяется вопросам защиты водных объектов от загрязнения, в том числе хозяйствующими субъектами, выявлены как факты использования водных объектов для сброса сточных вод без разрешительных документов, так и сбросе сточных вод с превышением установленных нормативов.
В 2020 г. предъявлены в суд требования о запрете сброса с превышением установленных нормативов в отношении ряда крупных водопользователей республики, иски об освобождении береговой полосы Нижнекамского водохранилища. 
Например, Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой в деятельности ООО «КезКоммунСервис»,   ООО «Ува-молоко», АУ УР «Спортивный комплекс «Чекерил», Нагорный психоневрологический диспансер выявлены нарушения федерального законодательства при сбросе сточных вод в водные объекты республики с превышением установленных нормативов. Результаты контрольно-надзорной деятельности свидетельствовали о том, что очистные сооружения указанных предприятий не обеспечивали качество очистки сточных вод до установленных нормативов, что влекло ухудшение качества воды в водных объектах. 
По результатам рассмотрения принятого природоохранным прокурором комплекса мер прокурорского реагирования указанными предприятиями обеспечено повышение качества очистки сточных вод до установленных нормативов допустимого сброса и организована надлежащая работа очистных сооружений. 
Кроме того, Октябрьским районным судом г. Ижевска удовлетворены требования природоохранного прокурора к ООО «Республиканская тепловая компания» о прекращении сброса сточных вод в водный объект в отсутствие разрешительных документов. 
В ходе проверки прокуратурой в деятельности ООО «РТК» установлено нарушение требований водного законодательства, а именно осуществление  сброса сточных вод в ручей Шайшурка (левый приток р. Чепцы) на территории Балезинского района Удмуртской Республики в отсутствие разрешительных документов. Общество является коммерческой организацией, созданной в целях получения прибыли и оказывает услуги по водоснабжению и водоотведению в Балезинском районе. 
Установление Обществу обязанности приостановить сброс сточных вод без разрешительных документов направлено на недопущение негативного воздействия сбрасываемых сточных вод в ручей Шайшурка и, соответственно, на устранение нарушения конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду. 
Решением Октябрьского районного суда г. Ижевска требования прокурора удовлетворены, на ООО «Республиканская тепловая компания» возложена обязанность приостановить сброс сточных вод в ручей Шайшурка до получения решения о предоставлении водного  объекта в пользование. Устранение Обществом нарушений природоохранного законодательства находится на контроле прокуратуры. 
Удмуртской природоохранной межрайонной прокуратурой системный надзор за соблюдением законодательства об использовании и охране водных объектов будет продолжен и в 2021 г.

Обновлены правила пожарной безопасности в лесах

С 01.01.2021 г. вступили в силу новые Правила пожарной безопасности в лесах (утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2020 г. № 1614) (далее правила), которые устанавливают единые требования к мерам пожарной безопасности в лесах, а также являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами и гражданами.

Необходимо отметить, что меры пожарной безопасности на лесных участках, предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование или аренду, осуществляется лицами, использующими леса на основании проекта освоения лесов, на остальных участках — органами государственной власти или органами местного самоуправления в пределах предоставленных полномочий.
В обязательном порядке со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова землепользователи территории, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 м от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 м или иным противопожарным барьером.
В правилах закреплено новое требование о том, что юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие использование лесов или имеющие объекты в лесу, перед началом пожароопасного сезона, а лица, ответственные за проведение массовых мероприятий в лесу, перед выездом или выходом в лес обязаны провести инструктаж своих работников или участников массовых мероприятий и других мероприятий о соблюдении требований правил пожарной безопасности в лесах и предупреждении возникновения лесных пожаров, а также о способах их тушения.
Установлен запрет на принятие мер по  предупреждению лесных пожаров, связанных со сплошными рубками, в лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, в водоохранных зонах.
Также запрещено проводить профилактическое контролируемое противопожарное выжигание хвороста, лесной подстилки, сухой травы и других лесных горючих материалов в городских лесах и лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников.
За несоблюдение указанных требований закона ст. 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность, предусматривающая наложение административного штрафа на граждан в размере от 1500 до 3000 рублей, на должностных лиц — от 10 000 до 20 000 рублей, на юридических лиц — от 50 000 до 200 000 рублей.

Новый порядок  использования земельных участков в ООПТ

С 10.01.2021 г. Федеральным законом от 30.12.2020 г. № 505-ФЗ внесены изменения в ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» (далее закон) в части использования земельных участков на территориях населенных пунктов, включенных в границы ООПТ.

Согласно ст. 3.1 закона в состав ООПТ могут включаться населенные пункты и земельные участки, расположенные в их границах без изъятия у правообладателей. Оборот таких земельных участков не ограничивается, то есть собственники и землепользователи могут ими распоряжаться в соответствии с земельным законодательством, продать их, сдать в аренду и т.д. 
Однако такие участки должны включатся в состав функциональных зон ООПТ, режим которых допускает осуществление хозяйственной деятельности. Использование данных земельных участков на территории населенного пункта, включенного в состав ООПТ, в любом случае должно осуществляться с учетом режима особой охраны этой территории, закрепленным в положении о ней. Виды разрешенного использования земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на таких участках устанавливаются правилами землепользования и застройки и Градостроительным регламентом в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности и положением об ООПТ. 
Кроме того, расширен перечень разрешенных видов деятельности на территориях населенных пунктов, включенных в состав национальных парков (ч. 2.1 ст. 15 ФЗ «Об ООПТ»).
Изменен порядок согласования проектов развития населенных пунктов, находящихся на территориях национальных парков с Минприроды России. В настоящее время согласованию с Минприроды России подлежат: 
- проекты документов территориального планирования муниципальных образований — в части установления границ населенных пунктов, расположенных в границах национальных парков;
- проекты правил землепользования и застройки — в части градостроительных регламентов, устанавливаемых применительно к территориям таких населенных пунктов.
За несоблюдение указанных требований закона ст. 8.39 КоАП РФ установлена административная ответственность, предусматривающая наложение административного штрафа на граждан в размере от 3000 до 4000 рублей, на должностных лиц — от 15 000 до 20 000 рублей, на юридических лиц — от 300 000 до 500 000 рублей.

Изменения в организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

С 01.01.2021 г. вступил в силу новый порядок организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2451 (далее правила). 

Утвержденные правила устанавливают в том числе:
- требования к содержанию планов предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ;
- критерии определения объектов, которые предназначены для осуществления деятельности в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также для переработки (производства), транспортировки, хранения, реализации углеводородного сырья и произведенной из него продукции и, эксплуатация которых допускается при наличии плана;
- порядок проведения комплексных учений по подтверждению готовности организации, осуществляющей деятельность в области геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, а также переработку (производство), транспортировку, хранение, реализацию углеводородного сырья и произведенной из него продукции, к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов;
- порядок выдачи заключения о готовности эксплуатирующей организации к действиям по локализации и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов.
Постановление Правительства РФ от 15.04.2002 г. № 240 «О порядке организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации» признано утратившим силу.

Все статьи рубрики