Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2022

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Мораторий на проверки как мера поддержки бизнеса

 
Игошин Виктор Викторович, старший прокурор отдела по надзору за исполнением  законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением  федерального  законодательства  прокуратуры  Удмуртской Республики, советник юстиции, кандидат юридических наук

Игошин Виктор Викторович
старший прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики, советник юстиции, кандидат юридических наук

Номер журнала: 

Рубрика: 

Прокуратурой последовательно проводится работа по укреплению законности в сфере осуществления предпринимательской деятельности, организован постоянный мониторинг изменений федерального законодательства и правоприменительной практики, реализуется профилактическая направленность прокурорского надзора, в том числе путем правового просвещения.
На особом внимании остаются значимые для субъектов предпринимательства вопросы получения мер поддержки, обоснованности проведения контролирующими органами проверок их хозяйственной деятельности.

Поддержка от государства

В условиях внешнего санкционного давления на федеральном уровне принят ряд дополнительных мер, направленных на  повышение устойчивости российской экономики, расширение прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на получение мер государственной поддержки, льготных кредитов и кредитных каникул, снижение налоговой нагрузки, защиту от необоснованного вмешательства органов власти в вопросы ведения бизнеса, упрощение административных процедур, предотвращение банкротства субъектов предпринимательства.
Актуальные сведения о принятых мерах государственной поддержки в отношении бизнеса размещены в специальном разделе на сайте Правительства Российской Федерации (http://government.ru/sanctions_measures), а также в разделе «Антикризисные меры» цифровой платформы «Мой бизнес» (https://мойбизнес.рф/anticrisis) с указанием данных о соответствующих нормативных правовых актах.
В их числе и мораторий на плановые проверки бизнеса, поддержка ИТ-компаний.

Плановые проверки ограничены

В целях снижения административной нагрузки на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей со стороны контролирующих органов постановлениями Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 (ред. от 24.03.2022) «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» и от 24.03.2022 № 448 «Об особенностях осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля в отношении аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации», принятыми в соответствии со ст.ст. 5 и 18 Федерального закона от 08.03.2022 № 46-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», введены существенные ограничения на проведение в 2022 году плановых и внеплановых проверок и иных контрольных (надзорных) мероприятий, а в отношении объектов контроля аккредитованных организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, проведение проверочных мероприятий в 2022-2024 годах запрещено.

Прокуроры при решении вопроса о возможности согласования проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий оценивают наличие в представленных документах сведений о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан, обороне страны и безопасности государства, возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера либо о фактах причинения такого вреда и возникновения чрезвычайных ситуаций указанного характера.

В виде исключения плановые проверки сохранены применительно к отдельным видам государственного контроля (надзора) в отношении объектов определенной категории:
1) федеральный государственный санитарно-эпидемиологический контроль (надзор), объекты контроля, отнесенные к категории чрезвычайно высокого риска: 
- дошкольное, начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование;
- деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, детских лагерей на время каникул;
- деятельность по организации общественного питания детей;
- родильные дома, перинатальные центры;
- социальные услуги с обеспечением проживания;
- деятельность по водоподготовке и водоснабжению;
2) федеральный государственный пожарный надзор, объекты контроля, отнесенные к категориям чрезвычайно высокого риска или высокого риска:
- дошкольное и начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование;
- деятельность по организации отдыха детей и их оздоровления, детских лагерей на время каникул;
- родильные дома, перинатальные центры;
- социальные услуги с обеспечением проживания;
3) федеральный государственный надзор в области промышленной безопасности, опасные производственных объекты, отнесенные ко II классу опасности;
4) федеральный государственный ветеринарный контроль (надзор) деятельности по содержанию, разведению и убою свиней.
При этом контролирующий орган в отношении указанных объектов наделен правом проведения вместо плановой проверки либо иного запланированного контрольного (надзорного) мероприятия профилактического визита, возможность отказа от которого контролируемым лицом в этом случае не предусмотрена.
Необходимо отметить, что осуществление предусмотренных ст. 8.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и ст. 45 Федерального закона от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» мероприятий по профилактике нарушения обязательных требований, профилактических мероприятий (информирование, обобщение правоприменительной практики, меры стимулирования добросовестности, объявление предостережения, консультирование, самообследование, профилактический визит) не ограничено.

Роль прокуратуры при внеплановых проверках

Проведение в текущем году органами государственного контроля (надзора) и муниципального контроля внеплановых проверочных мероприятий допускается в исключительных случаях при условии согласования с органами прокуратуры либо по закрытому перечню оснований, не требующих  такого согласования.
Правительством Российской Федерации предусмотрено обязательное согласование с прокуратурой внеплановых проверок, проводимых по месту нахождения (осуществления деятельности) контролируемого лица (его филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) либо объекта контроля, не только выездного характера, но и в документарной форме (ранее в соответствии с федеральным законодательством согласования документарной проверки не требовалось).
В частности, прокуроры при решении вопроса о возможности согласования проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий оценивают наличие в представленных документах сведений:
-  о непосредственной угрозе причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан;
- о непосредственной угрозе причинения вреда обороне страны и безопасности государства;
-  возникновения чрезвычайных ситуаций природного и (или) техногенного характера;
- о фактах причинения такого вреда и возникновения чрезвычайных ситуаций указанного характера.
Наличие непосредственной угрозы наступления такого рода последствий определяется исходя из анализа конкретных обстоятельств, указывающих на нарушения обязательных требований и прямую причинно-следственную связь с возможным негативным влиянием на жизнь и здоровье граждан, безопасность общества и государства.
Подлежат согласованию с прокурорами внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия, проводимые в рамках регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами и регионального государственного жилищного надзора в случае поступления жалобы (жалоб) граждан за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав. В связи с этим обращение должно содержать сведения о нарушении прав заявителя (заявителей) в жилищно-коммунальной сфере.
Внеплановая выездная проверка в связи с истечением срока исполнения предписания проводится исключительно по согласованию с прокуратурой и в случаях невозможности оценки исполнения предписания на основании документов, иной имеющейся в распоряжении контрольного (надзорного) органа информации. При этом срок исполнения предписаний, выданных до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля» и действующих по состоянию на 10.03.2022, продлевается автоматически на 90 календарных дней со дня истечения срока его исполнения без ходатайства (заявления) контролируемого лица.
Контролируемое лицо вправе направить ходатайство (заявление) о дополнительном продлении срока исполнения предписания в контролирующий орган не позднее предпоследнего дня срока его истечения, которое рассматривается в течение пяти рабочих дней со дня его регистрации.
Проведение проверочных мероприятий без взаимодействия с контролируемым лицом (например, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездное обследование) не требует согласования с органами прокуратуры. 
Также предусмотрена возможность проведения внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий без такого согласования:
- по поручениям Президента Российской Федерации и Председателя Правительства Российской Федерации, либо по поручению Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации, согласованному с Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации – Руководителем Аппарата Правительства Российской Федерации; 
- по требованию прокурора в рамках надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям;
- при наступлении события, указанного в программе проверок (при осуществлении государственного строительного надзора, федерального государственного экологического контроля (надзора), государственного контроля (надзора) за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия, федерального государственного контроля (надзора) в сфере обращения лекарственных средств);
- при представлении контролируемым лицом документов и (или) сведений об исполнении предписания или иного решения контрольного (надзорного) органа в целях получения или возобновления ранее приостановленного действия лицензии, аккредитации или иного документа, имеющего разрешительный характер.
Кроме того, без согласования с органами прокуратуры возможно проведение внеплановых проверок при наличии оснований, установленных п. 1.1 ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», в связи с поступлением в контролирующий орган заявления от юридического лица или индивидуального предпринимателя о предоставлении правового статуса, специального разрешения (лицензии) на право осуществления отдельных видов деятельности или разрешения (согласования) на осуществление иных юридически значимых действий, если проведение соответствующей внеплановой проверки предусмотрено правилами предоставления правового статуса, специального разрешения (лицензии), выдачи разрешения (согласования).
Вместе с тем ограничения, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336 «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», не распространяются на организацию и проведение (осуществление):
- специальных режимов государственного контроля (надзора);
- режима постоянного государственного контроля (надзора);
- проверок (инспекций) в рамках федерального государственного надзора в области использования атомной энергии.

Смягчение штрафных санкций

Ослаблению карательной практики контролирующих органов содействует принятие Федерального закона от 26.03.2022 № 70-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», которым:
- закреплен приоритет применения предупреждения в качестве меры административного наказания;
- определены особенности назначения административного штрафа в отношении юридических лиц, отнесенных к малым предприятиям;
- ограничена  возможность привлечения к административной ответственности юридического лица за совершение административного правонарушения, за которое должностное лицо или иной работник данного юридического лица привлечены к административной ответственности либо его единоличный исполнительный орган, имеющий статус юридического лица, привлечен к административной ответственности, если таким юридическим лицом были приняты все предусмотренные законодательством меры для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Кроме того, установлено, что в случае, если при проведении одного контрольного (надзорного) мероприятия в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля выявлены два и более административных правонарушения, ответственность за которые предусмотрена одной и той же статьей (частью статьи) Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, совершившему их лицу назначается административное наказание как за совершение одного административного правонарушения.
Указанные изменения федерального законодательства позволят снизить административную нагрузку на бизнес, будут способствовать укреплению ресурсного потенциала субъектов предпринимательской деятельности.

Все статьи рубрики