Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Минимизировать экологические риски – задача общая

 
Хайрутдинов Фарит Юсупович, руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан

Хайрутдинов Фарит Юсупович
руководитель Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Реформа контрольно-надзорной деятельности кардинально изменила и вывела ее на новый уровень. Приоритет изменений — построение умной системы, основанной на современных управленческих и информационных технологиях.
Так, изменен вектор оценки эффективности работы инспектора. Оценкой качества работы органов Росприроднадзора является основной показатель — снижение нагрузки на окружающую среду. 
Управлением Росприроднадзора по Республике Татарстан взят ориентир на проведение предварительных проверок. Административное расследование начинается только при подтверждении наличия  нарушения. При наличии сведений о готовящихся нарушениях в целях профилактики нарушений — инспектор в  соответствии со  ст. 4.1.1.КоАП РФ выдает предостережение о недопустимости нарушения. Всего в 2017 г. вынесено 50 предупреждений.
Всего же по результатам надзорной деятельности в 2017 г. пресечено более 385 нарушений, 11 материалов направлено на возбуждение уголовных дел. Взыскано штрафов на сумму 13,8 млн руб., за ущерб — на 13 млн руб. Поступление  платы за негативное  воздействие на окружающую среду составило 449,5 млн руб. 

Каждому природопользователю — личный кабинет
Важное место в реформе госконтроля отводится информатизации надзорной деятельности, внедрению новых технологий и развитию дистанционных форм контроля и взаимодействия между Управлением Росприроднадзора по РТ и поднадзорными предприятиями.
Функционал  «Личного кабинета природопользователя» позволяет получать оповещение об истечении сроков действия разрешительных документов и заполнить чек-листы для самопроверки. Все эти требования доступны на сайте Росприроднадзора, и уже сейчас предприятия в режиме онлайн могут самостоятельно проверить свою природоохранную деятельность. 
В рамках реформы Управлением ежеквартально проводятся публичные мероприятия. Организуются выездные мероприятия на  наиболее крупные предприятия с ознакомлением с результатами  реализации природоохранных мероприятий. 

Риск-ориентированный подход  в планировании
Начиная с 2018 г. все плановые проверки будут проводиться исключительно исходя из категорий рисков. План контрольно-надзорной деятельности на текущий год сформирован на основе риск-ориентированного подхода. Основное внимание — объектам, где угроза причинения вреда окружающей среде является максимальной. 
Однако  категория риска может меняться:  увеличиваться при допущении природопользователем нарушений и, наоборот, при модернизации производства и отсутствии нарушений — возвращаться к исходному уровню. 

Постановка на учет 
Переход на риск-ориентированный подход при проведении контрольно-надзорной деятельности стал возможным после проведения значительной работы по постановке на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, с одновременным разделением на объекты федерального и регионального надзора.
Проведение категоризации объектов позволяет снизить административную нагрузку на бизнес и таким образом, реализовать одну из приоритетных задач по развитию малого и среднего бизнеса. Так, 20 %  юридических лиц, зарегистрировавших свои объекты, осуществляют свою деятельность исключительно на объектах  IV категории, оказывающих минимальное воздействие на окружающую среду. Эта категория предприятий с 2019 г. будет полностью освобождена от разработки нормативных документов, представления отчетности, а также проведения планового государственного экологического надзора в случае соблюдения базисных требований.
Предприятиям, имеющим  объекты I категории, которые оказывают значительное негативное воздействие, будут предъявляться особые требования, и именно за их деятельностью будет осуществляться  тщательный надзор. Эти предприятия должны будут строить свою производственную деятельность на основе наилучших доступных технологий и оснащать свои источники датчиками измерения загрязняющих веществ в выбросах и сбросах. 

Плата за НВОС
Из-за масштабных изменений законодательства плата за негативное воздействие на окружающую среду с 2015 г. снизилась с 870 почти до 450 миллионов.
Это позволило предприятиям, высвободить финансовые средства, которые могут быть потрачены на модернизацию производства и природоохранные мероприятия. Кроме того, снизилась нагрузка на бизнес, поскольку часть малого бизнеса  освобождена от внесения платы за НВОС. 

Проблемы Волжского бассейна
На берегах р. Волги проживает более 60 млн человек. Более  трети всех загрязненных стоков приходится на эту крупнейшую водную артерию.  Одной из причин таких загрязнений является физический износ и технологическая отсталость очистных сооружений промышленных и муниципальных предприятий.
Правительством РФ принята программа, направленная на сохранение и рациональное использование р. Волги, а в республике разработан региональный пилотный проект «Сохранение и предотвращение загрязнения р. Волги на территории Республики Татарстан». Основа проекта — инвентаризация объектов, оказывающих негативное воздействие на р. Волгу.
Еще одной  давней проблемой является вопрос обеспечения  доступа к водному объекту,  а также застройка береговых полос. В 2016 г., который прошел под знаком Года водоохранных зон, была начата, а в 2017 г. продолжена системная и целенаправленная работа по приведению водоохранных зон в надлежащее состояние. Рабочей группой под руководством заместителя премьер-министра Республики Татарстан Ш.Х. Гафарова организовано обследование береговой полосы Куйбышевского водохранилища.
Сейчас по выявленным признакам нарушения природоохранного законодательства нарабатывается судебная практика по привлечению нарушителей к административной ответственности. Следует отметить, что мировые судьи тщательно вникают в суть дела и принимают взвешенные решения после пяти-шести заседаний по одному делу. Беспрецедентная работа, начатая в Зеленодольском районе, будет продолжена и в 2018 г. на береговой полосе как Куйбышевского, так и Нижнекамского водохранилищ. 

Экология и бизнес
Татарстан — крупный, индустриально развитый регион, что неизбежно дает высокую степень техногенной нагрузки. Это серьезный вызов для природоохранных органов, и наша задача при всех существующих сложностях добиваться снижения уровня этой нагрузки и минимизировать экологические риски. Выполнение столь масштабных задач возможно лишь при условии тесного взаимодействия всех заинтересованных ведомств, бизнес-сообществ и общественности. 
Пристальное внимание в 2017 г. уделялось объектам нефтедобычи и нефтегазодобывающим предприятиям. В целях профилактики и пресечения нарушений природоохранного законодательства создана и  эффективно функционирует постоянно действующая рабочая группа по рассмотрению и урегулированию спорных вопросов, возникающих в процессе проведения контрольно-надзорных мероприятий, с участием представителей нефтяных компаний и сервисных организаций.
Подводя итоги Года экологии и общественных пространств следует отметить, что  в Татарстане досрочно завершены природоохранные мероприятия в рамках  заключенного четырехстороннего соглашения между Минприроды России, Росприроднадзором, Правительством Республики Татарстан и такими крупнейшими предприятиями, как  ОАО «ТАИФ-НК», ПАО «КАМАЗ», ПАО «Татнефть», ПАО «Нижнекамскнефтехим», ПАО «Казаньоргсинтез», АО «Транснефть-Прикамье». Общая сумма затрат составила 6 млрд 198 млн рублей. 
Кроме обязательств, взятых по соглашениям, масштабные природоохранные мероприятия были проведены и рядом других промышленных предприятий республики. По результатам выполнения более 300 природоохранных мероприятий только восемью крупными промышленными предприятиями достигнуто снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух свыше 800 тонн. Сумма затрат составила  более 11  млрд руб. Все эти примеры показывают, что для крупного бизнеса такой подход становится нормой. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики