Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Лифты: основные требования законодательства

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Лифты, введенные в эксплуатацию до вступления в силу регламента и отработавшие назначенный срок службы, должны быть приведены в соответствие с требованиями регламента в срок, не превышающий семь лет с даты вступления его в силу, то есть  до 15.02.2020 г. 
Постановлением Правительства РФ от 13.05.2013 г. № 407 «Об уполномоченных органах Российской Федерации по обеспечению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов Таможенного союза и технических регламентов Евразийского экономического союза» на Ростехнадзор была возложена обязанность по государственному контролю за соблюдением требованием регламента на этапе эксплуатации лифтов. Таким образом, на период проектирования, изготовления, монтажа лифтов Ростехнадзор надзор за соблюдением требований регламента не ведет.

Учет в Ростехнадзоре

Учет введенных в эксплуатацию лифтов осуществляется Ростехнадзором в реестре объектов.  
Порядок постановки на учет лифта, введенного в эксплуатацию в составе объекта капитального строительства:
- в течение 10 дней в территориальный орган Ростехнадзора направляется уведомление  о вводе объекта в эксплуатацию;
- в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления Ростехнадзор направляет владельцу лифта информацию (письмо) о постановке объекта на учет.
Порядок постановки на учет лифта, монтаж которого осуществлен в связи с заменой или установкой во введенном в эксплуатацию здании или сооружении, а также объекта, прошедшего модернизацию:
- владельцем в территориальный орган Ростехнадзора направляется уведомление;
-  в течении10 рабочих дней представителем Ростехнадзора проводится контрольный осмотр;
- в течение пяти рабочих дней со дня контрольного осмотра оформляется решение о вводе лифта в эксплуатацию;
- в течение пяти рабочих дней со дня принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию лифт ставится на учет.

Требования регламента и модернизация

Ст. 2. регламента так определяет модернизацию лифта: «мероприятия по повышению безопасности и технического уровня находящегося в эксплуатации лифта до уровня, установленного настоящим техническим регламентом». 
Часто возникают вопросы: какие работы можно отнести к модернизации лифта? Исходя из регламента,  если хотя бы один из основополагающих элементов лифта не заменен, то в целом данные работы нельзя отнести к замене лифта. Указанные работы будут классифицироваться как модернизация. При этом требований к объему модернизации нет— главное, лифт должен быть доведен до соответствия требованиям регламента. 
Согласно регламента, при оценке соответствия модернизированного лифта дополнительно осуществляется:
- проверка соответствия модернизированного лифта общим требованиям безопасности и (с учетом назначения лифта) специальным требованиям безопасности, установленным в приложении 1 к регламенту;
- проверка соответствия установки оборудования лифта проектной документации на модернизацию;
- проверка выполнения рекомендаций по модернизации лифта, указанных в заключении по результатам оценки соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы.
Заявитель на основании положительных результатов оценки соответствия оформляет декларацию соответствия и назначает новый срок службы лифта, делает в паспорте запись о сроке службы и технической готовности лифта к вводу в эксплуатацию.
При отсутствии необходимости модернизации или замены лифта и выполнения условий продления срока эксплуатации устанавливается срок использования лифта по назначению. 
В настоящее время в Удмуртской Республике лифты эксплуатируют более 600 юридических лиц. В жилых домах работает более 4 тыс. лифтов. Всего лифтовое хозяйство региона насчитывает более 5 тыс. единиц. Ежегодно с введением новых домов прирост составляет 250 лифтов.
Работа по приведению лифтов в соответствие с требованиями регламента идет крайне медленно. Так, за весь 2018 г. на территории Удмуртии в жилых домах было заменено всего 50 лифтов. А по данным Ростехнадзора в регионе подлежат замене или модернизации только в жилых домах около 2,5 тыс. лифтов (более 50 %).  

О санкциях за неуведомление

Согласно ст. 8 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее закон) юридические лица, индивидуальные предприниматели обязаны уведомить о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности уполномоченный или уполномоченные в соответствующей сфере деятельности орган (органы) государственного контроля (надзора). 
В перечень работ и услуг, о которых необходимо уведомлять в соответствии с п. 41 ч. 2 ст. 8 закона включены «монтаж, демонтаж, эксплуатация, в том числе обслуживание и ремонт лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах.
Федеральным законом от от 23.04.2018 г. № 94-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»  срок направления уведомления  был установлен  до 01.03.2019 г.
За нарушение правил уведомления о начале предпринимательской деятельности предусмотрен административный штраф по ч.1 ст.19.7.5-1 КоАП РФ:
- на должностных лиц — от 3 тыс. руб. до 5 тыс. руб.;
- на юридических лиц — от 100 тыс. руб. до 200 тыс. руб.

Правила безопасного использования и содержания

Постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 г. № 743 «Об организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек), эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (далее постановление) утверждены Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах (далее правила). Постановление вступило в силу 30.08.2018 г.
В п.4. правил содержатся меры по организации безопасного использования и содержания лифта. Безопасность использования лифта обеспечивается владельцем объекта и включает реализацию следующих мер:
а) соблюдение требований регламента, правил и руководства (инструкции) по эксплуатации объекта;
б) обеспечение соответствия фактических параметров объекта основным техническим данным и характеристикам объекта и его оборудования, указанным в сопроводительной документации объекта;
в) организация осмотра объекта, обслуживания и ремонта объекта и системы диспетчерского (операторского) контроля в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации объекта;
г) организация аварийно-тех-нического обслуживания объекта в соответствии с положениями пп. 18 и 19 правил и руководства (инструкции) по эксплуатации объекта;
д) организация проведения технического освидетельствования объекта в период назначенного срока службы;
е) организация проведения обследования объекта по истечении назначенного срока службы;
ж) выполнение мероприятий по устранению нарушений и неисправностей, выявленных при проведении технического освидетельствования и обследования объекта в сроки, указанные в акте технического освидетельствования объекта и заключении по результатам его обследования;
з) обеспечение надлежащего функционирования двусторонней переговорной связи между лицами, находящимися в кабине лифта, на грузонесущем устройстве подъемной платформы для инвалидов, если такая платформа оборудована средствами для подключения к двусторонней переговорной связи, и квалифицированным персоналом;
и) обеспечение сохранности документов, указанных в п. 9 правил;
к) обеспечение беспрепятственного и безопасного подхода (доступа) квалифицированного персонала к сооружениям и техническим устройствам, используемым на объекте, включая оборудование, расположенное на посадочных, этажных площадках и во вспомогательных помещениях (шахтах, приямках, машинных и блочных помещениях), а также освещенности подходов, проходов и зон обслуживания;
л) хранение ключей от машинных, блочных, чердачных и других помещений, используемых для размещения оборудования объекта, и их выдача квалифицированному персоналу, исключающие доступ посторонних лиц к помещениям и оборудованию объекта;
м) исключение хранения и размещения в машинных и блочных помещениях, используемых для размещения оборудования объекта, предметов и оборудования, не связанных с использованием и содержанием объекта;
н) размещение в кабине лифта и на основном посадочном этаже лифта, площадках подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов информации на стендах, в виде табличек, наклеек и иных носителей, содержащей:
- сведения о средствах и способе связи с квалифицированным персоналом и аварийной службой;
- правила пользования объектом;
о) размещение на основной посадочной площадке (этаже) объекта информации с указанием учетного и заводского номеров, даты ввода в эксплуатацию, срока службы и даты следующего технического освидетельствования объекта;
п) приостановление использования объекта в случае возникновения угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, имуществу граждан и организаций при наличии нарушений по перечню согласно приложению № 1 правил, до устранения такой угрозы;
р) соответствие квалификации работников владельца объекта требованиям профессиональных стандартов в зависимости от выполняемых ими трудовых функций;
с) назначение распорядительным актом лица, ответственного за организацию эксплуатации объекта из числа квалифицированного персонала;
т) обеспечение электрической энергией оборудования систем диспетчерского (операторского) контроля, видеонаблюдения, двусторонней переговорной связи и освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта.
Также правилами устанавливаются требования  к специализированной организации, которая осуществляет по договору с владельцем работы по монтажу, демонтажу и обслуживанию объекта, включая аварийно-техническое обслуживание объекта и обслуживание систем диспетчерского (операторского) контроля, а также по ремонту объекта.
Так, специализированная организация должна иметь:
- квалифицированный персонал;
- организационную структуру;
- положения по периодичности технического обслуживания объекта в случае отсутствия информации по техническому обслуживанию в руководстве по эксплуатации изготовителя.

11 трагедий в лифте за год

То, что к обеспечению требований безопасной эксплуатации лифтов необходимо относится очень серьезно, говорит статистика. В 2018 г. на территории Российской Федерации произошло 11 аварий, связанных с лифтами, в результате которых погибло девять человек (восемь пассажиров, в том числе работников организаций, не связанных с обслуживанием лифтов, и один лифтер) и три пассажира получили травмы различной степени тяжести:
- г. Симферополь: произошло последовательное зажатие створками кабины и шахты лифта ребенка, находившегося в детской коляске, и его матери, вследствии чего оба пассажира погибли;
- г. Екатеринбург: компания молодых людей в состоянии алкогольного опьянения предприняла попытку самостоятельно выбраться из кабины лифта, застрявшей между шестым и седьмым этажами, открыв двери шахты на шестом этаже. Прибывший механик освободил пассажиров на седьмом этаже, при этом обнаружил в приямке лифта одного из пассажиров, получившего при падении травму, несовместимую с жизнью;
- г. Архангельск: в здании охлаждаемого склада ОАО «Мясмолторг» произошло несанкционированное использование лифта грузчиком с самовольным открыванием дверей кабины лифта между этажами и дальнейшей попыткой самостоятельной эвакуации, что привело к застреванию и смертельному травмированию (асфиксии) указанного работника;
- г. Киров: при попытке самостоятельной эвакуации из остановившейся между этажами кабины лифта пассажирка упала в приямок шахты (получила ушиб мягкий тканей поясничного отдела позвоночника);
- г. Чебоксары: при посадке пассажира в кабину лифта началось ее движение вверх с открытыми дверями (пассажир в это время частично находился в проеме, в связи с чем получил травмы плечевого пояса и ноги);
- г. Ульяновск: при движении кабины лифта вверх в связи с осуществлением его технического обслуживания с нарушением требований производственных инструкций в шахту упал человек (не связанный с выполнением указанных работ);
- г. Уфа: вследствие эксплуатации лифта на территории установки топливного производства филиала ПАО АНК «Башнефть-Новойл» с нарушением обязательных требований произошло падение в шахту лифта реакторного блока оператора технологических установок, повлекшее его смертельное травмирование;
- г. Пермь: не доезжая до уровня посадочной площадки первого этажа, остановилась кабина лифта. Прибывший лифтер пыталась эвакуировать пассажиров, для чего привлекла посторонних граждан. В результате произошло падение с восьмогого этажа на крышу кабины лифта в открытую дверь шахты оказывавшей содействие лифтеру женщины;
- г. Выборг: пациент больницы открыл двери шахты больничного лифта на четвертом этаже, после чего упал в шахту на крышу кабины, которая находилась на втором этаже, в результате чего получил травму;
- г. Симферополь: при устранении неисправности лифта лифтер упал в  шахту, в результате чего погиб;
- г. Октябрьский: пассажир при пользовании лифтом получил смертельную травму вследствие защемления кабиной лифта в проеме дверей шахты лифта.

Основные причины аварий

Ростехнадзором проведен анализ по фактам аварий и несчастных случаев, которым установлено, что прямо или косвенно эти факты являются следствием нарушения владельцем или эксплуатирующей организацией требований регламента, правил, руководства по эксплуатации лифтов.  
Такими нарушениями являются:
- неработоспособность запирающих устройств дверей лифта;
- ненадлежащая работа механизмов привода дверей кабины, что позволило пассажирам самостоятельно раскрывать створки дверей кабины вне зоны этажных площадок;
- неисправность устройства для блокировки для остановки или предотвращения движения кабины;
- отсутствие достаточного уровня освещенности и т.д.
Отдельно были выделены причины, которые фактически провоцируют панику у застрявших в лифте граждан и приводят к несчастным случаям:
- отсутствие в кабине правил пользования лифтом, запрещающих самостоятельно открывать двери лифта, что приводит  к пыткам пассажиров самостоятельно выбраться из кабины;
- отсутствие двухсторонней переговорной связи;
- отсутствие вертикального щитка под порогами лифта;
- отсутствие в лифте аварийного освещения.

Новая статья КоАП РФ о нарушениях безопасности лифтов 

Ростехнадзор напоминает, что  29.03.2019 г. вступила в силу ст. 9.1.1 КоАП РФ «Нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах».
Согласно ч. 1 ст. 9.1.1 КоАП РФ нарушение требований к организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, влечет наложение административного штрафа:
- на должностных лиц — в размере от 2  тыс. до 5 тыс. руб.;
- на юридических лиц — от 20 тыс. до 40 тыс. руб.
 Согласно ч. 2 ст. 9.1.1 КоАП РФ нарушение требований к обеспечению безопасности лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, создающее угрозу причинения вреда жизни или здоровью граждан либо возникновения аварии, влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб.;
- на должностных лиц — от 20 тыс. до 30 тыс. руб. или дисквалификацию на срок от одного года до полутора лет;
- на юридических лиц — от 300 тыс. до 350 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Отметим, под гражданами в  ч. 2 статьи понимаются физические лица, выполняющие работы по монтажу, демонтажу, обслуживанию, включая аварийно-техническое обслуживание.

Все статьи рубрики