Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июнь 2022

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Лифты должен обслуживать квалифицированный персонал

 
Егоров Ксенофонт  Валентинович, главный государственный инспектор межрегионального отдела государственного  строительного и горного надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора

Егоров Ксенофонт Валентинович
главный государственный инспектор межрегионального отдела государственного строительного и горного надзора Волжско-Окского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Редакция журнала обратилась в Волжско-Окское управление Ростехнадзора с вопросами о состоянии лифтового хозяйства в поднадзорных регионах и требованиях к объектам и их владельцам, предусмотренных законодательством.

- Ксенофонт Валентинович, какое количество объектов лифтового хозяйства находится в регионах, находящихся под надзором Волжско-Окского управления Ростехнадзора? Какое количество лифтов требует замены?
 - В настоящее время под надзором Волжско-Окского управления Ростехнадзора 14 340 лифтов (11 825 в Нижегородской области и 2 515 в Республике Мордовия). 
В связи с отработанным назначенным сроком службы (25 лет, ранее применялся термин «нормативный срок службы») замене или модернизации подлежат 4 300 лифтов, то есть 30 % от общего количества.

- Сколько инцидентов, аварий, несчастных случаев на данных объектах произошло за 2021 год? Каковы причины и предпосылки данных фактов? Какова ситуация в целом с безопасностью на лифтах?
- На подконтрольной Волжско-Окскому управлению Ростехнадзора территории в 2021 году учетные события не происходили. В целом по стране, согласно аналитическим данным, в 2021 году произошло семь аварий (в результате чего погиб один пассажир и семь пассажиров получили травмы различной степени тяжести). Два случая травмирования пассажиров (один — смертельный) в лифтах в 2021 году явились следствием грубых нарушений правил пользования лифтами пострадавшими, которые предприняли попытки самостоятельной эвакуации из кабины, в результате чего происходило падение человека в шахту. 
Анализ проведенных комиссиями территориальных органов Ростехнадзора расследований причин аварий лифтов позволяет сделать вывод, что технические нарушения, выявляемые в ходе расследований причин аварий лифтов, являются следствием нарушения владельцами объектов и эксплуатирующими объекты организациями обязательных требований Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденного решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824, «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.06.2017 № 743 и руководств по эксплуатации лифтов, в частности:
- ненадлежащая организация обслуживания и ремонта лифтов;
- отсутствие у владельца (независимо от наличия договора со специализированной организацией) назначенных лиц, ответственных за организацию эксплуатации лифтов;
- отсутствие у специализированной организации (или у владельца в случае самостоятельно выполняемых работ по техническому обслуживанию и ремонту) назначенных лиц, ответственных за организацию эксплуатации и лиц, ответственных за организацию обслуживания и ремонта лифтов;
- несоответствие квалификации работников требованиям профессиональных стандартов;
- отсутствие контроля со стороны ответственных специалистов за действиями персонала, участвующего в обслуживании и ремонте лифтов;
- низкая производственная дисциплина работников организации, осуществляющей обслуживание и ремонт лифтов.

- Какие нарушения требований безопасности чаще всего встречаются на данных объектах?
- Кроме вышеперечисленных можно добавить следующие нарушения: 
- отсутствие правил пользования лифтов;
- отсутствие записей в журналах;
- нахождение в машинных помещениях посторонних предметов;
- отсутствие квалифицированного персонала;
- неудовлетворительное техническое состояние канатов, отводных блоков, неудовлетворительная работа устройства контроля дверного проема (фотобарьера), реверса дверей, двухсторонней переговорной связи; 
- неисправность приказных аппаратов в кабине лифта и на этажных площадках;
- несоответствие регулировок оборудования требованиям руководства по эксплуатации (зазоры между створками ДШ и ДК, зазоры отводок ДШ и ДК, между направляющими и вкладышами башмаков, точность остановки и т. д.). 

- Какие санкции были применены к нарушителям?
- В связи с изменением законодательства с 1 июля 2021 года Ростехнадзор утратил полномочия в части осуществления надзора за соблюдением технических регламентов. 
В ходе проверок, которые осуществлялись в период до 1 июля 2021 года, на основании выявленных нарушений обязательных требований выдавались предписания устранить нарушения в установленные сроки. Невыполнение предписания в установленный срок является основанием для привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 19.5 КоАП РФ.

- Какими документами необходимо руководствоваться предприятию при эксплуатации лифтов?
- Обязательные требования для эксплуатирующих лифты организаций изложены в двух действующих нормативно-правовых актах: 
- Технический регламент Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденный решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824;
- «Правила организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах» (далее – Правила), утвержденные постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (редакция от 22.12.2018).

- Каким образом осуществляется в настоящее время регистрация лифтов в Ростехнадзоре?
- Учет лифтов осуществляется органами Ростехнадзора в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743. Организация — владелец направляет в территориальное управление уведомление по форме, утвержденной приказом Ростехнадзора от 19.09.2019 № 359, на основании которого лифт (объект) ставится на учет в случае, если ввод в эксплуатацию производил владелец (в новом здании), либо производится контрольный осмотр с целью принятия решения о вводе в эксплуатацию.
Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения о вводе объекта в эксплуатацию после осуществления его монтажа в связи с заменой или установкой объекта во введенном в эксплуатацию здании (сооружении) либо после модернизации объекта, а также со дня поступления в уполномоченный орган уведомления о вводе объекта в эксплуатацию в составе объекта капитального строительства, введенного в эксплуатацию в порядке, предусмотренном Градостроительным кодексом РФ, направляет владельцу объекта информацию о постановке объекта на учет с указанием номера объекта в соответствующем реестре.

- Каков порядок получения разрешения на ввод в эксплуатацию лифта после монтажа?
- В соответствии с п.п. 6-8 «Правил организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743 (далее - Правила) для решения о вводе объекта (лифта) в эксплуатацию после его монтажа в связи с заменой или установкой во введенном в эксплуатацию здании или сооружении, а также после модернизации владелец объекта (лифта) направляет в органы Ростехнадзора уведомление о вводе лифта в эксплуатацию.
Контрольный осмотр объекта проводится в течение 10 рабочих дней со дня поступления уведомления о вводе лифта в эксплуатацию представителем органов Ростехнадзора с участием владельца лифта (его уполномоченного представителя). Контрольный осмотр объекта оформляется актом контрольного осмотра лифта в 2 экземплярах с передачей одного экземпляра владельцу лифта (его уполномоченному представителю).
«Контрольный осмотр объекта» - визуальное определение исправности объекта и его готовности к использованию в соответствии с требованиями инструкции (руководства) по эксплуатации объекта при вводе его в эксплуатацию.
По результатам контрольного осмотра лифта и при условии выполнения требований Правил, а также при отсутствии нарушений, приведенных в приложении № 1 к Правилам, органы Ростехнадзора принимают решение о вводе лифта в эксплуатацию. Решение о вводе лифта в эксплуатацию оформляется органами Ростехнадзора в течение 5 рабочих дней со дня проведения контрольного осмотра лифта актом ввода лифта в эксплуатацию в 2 экземплярах с передачей одного экземпляра владельцу лифта (его уполномоченному представителю).
Ввод в эксплуатацию осуществляется в соответствии с приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 27.11.2019 № 454 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной услуги по вводу в эксплуатацию лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах, после осуществления их монтажа в связи с заменой или модернизации».
Контрольный осмотр объекта проводится при условии представления владельцем объекта (его уполномоченным представителем) представителю уполномоченного органа документов, предусмотренных п. 9 Правил. 
По результатам контрольного осмотра объекта при условии выполнения положений подп. «а» - «г», «и» - «н» и «р» - «т» п. 4, пп. 17 и 20 - 22 и в отношении лифтов и подъемных платформ для инвалидов подпункта «з» п. 4 Правил, а также при отсутствии нарушений, приведенных в приложении № 1 к Правилам, уполномоченный орган принимает решение о вводе объекта в эксплуатацию.

- Какое количество осмотров было проведено в 2021 году для вынесения решения по вводу в эксплуатацию лифтов после осуществления их монтажа, в связи с заменой или модернизацией?
- В 2021 году работниками Волжско-Окского управления Ростехнадзора было проведено 456 (Нижегородская область) и 7 (Республика Мордовия) контрольных осмотров после монтажа. 

- Какие нарушения обязательных требований, на основании которых принимается решение о невозможности ввода объекта в эксплуатацию, наиболее часто выявляются?
- Как правило, это отсутствие квалифицированного персонала, несоответствие смонтированного оборудования проектной документации, неудовлетворительное качество монтажа, наличие в машинном помещении посторонних предметов.
Пользуясь случаем, хочется напомнить руководителям организаций, которые, к сожалению, невнимательно читают нормативно-правовые акты, что согласно подп. «с» п. 4 вышеуказанных Правил владелец объекта назначает распорядительным актом лицо, ответственное за организацию эксплуатации объекта, из числа квалифицированного персонала в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Заключение договора со специализированной организацией на проведение обслуживания и ремонта не снимает ответственности за выполнение данного требования, нарушение которого, пожалуй, является самым распространенным.
Все ответственные лица и обслуживающий лифты персонал должны проходить оценку квалификации для ее подтверждения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 03.07.2016 № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». В соответствии с данным Федеральным законом оценку квалификации работников проводят Центры оценки квалификации в субъектах Российской Федерации, указанные в «Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации».

- Какой документ позволяет продлевать срок эксплуатации лифта? Какие организации выдают такой документ?
- Оценка соответствия лифта, отработавшего назначенный срок службы – это экспертное обследование объекта лифтового хозяйства, по результатам которого принимается решение о возможности и условиях дальнейшего использования его по назначению либо о выполнении его модернизации или замены. Назначенный срок службы лифта – календарная продолжительность эксплуатации, при достижении которой использование лифта по назначению должно быть прекращено независимо от его технического состояния. 
Согласно п. 3.4. ст. 4 Технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» ТР ТС 011/2011 по истечении назначенного срока службы эксплуатация лифтов не допускается. Чтобы использовать лифт и дальше (либо принять решение о его модернизации, замене), нужно провести оценку соответствия, порядок которой установлен ст. 6 ТР ТС 011/2011. 
Согласно п. 5 ст. 6 ТР ТС 011/2011 оценка соответствия лифта, который отработал назначенный срок службы, проводится в форме экспертного обследования. Такую экспертизу может делать организация, аккредитованная в порядке, установленном законодательством РФ.

- Каковы требования к системам диспетчерского (операторского) контроля?
- О диспетчерском контроле, обеспечивающем безопасность при эксплуатации лифтов, говорится как в «Правилах организации безопасного использования и содержания лифтов, подъемных платформ для инвалидов, пассажирских конвейеров (движущихся пешеходных дорожек) и эскалаторов, за исключением эскалаторов в метрополитенах», утв. постановлением Правительства РФ от 24.06.2017 № 743, так и в Техническом регламенте Таможенного союза ТР ТС 011/2011 «Безопасность лифтов», утвержденном решением Комиссии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824.
Необходимость в диспетчерском контроле возникает в связи с выбором пути обеспечения безопасности людей на основании п. 20 Правил: контроль за работой лифтов должен осуществляться в соответствии с сопроводительной документацией объекта и руководством (инструкцией) по эксплуатации систем диспетчерского (операторского) контроля (при наличии) по выбору владельца лифта посредством:
а) диспетчерского контроля;
б) постоянного контроля за работой лифта квалифицированным персоналом, находящимся на объекте, в соответствии с руководством (инструкцией) по эксплуатации объекта.
Согласно п. 3 Правил «система диспетчерского (операторского) контроля» – система технических средств для дистанционного контроля за работой объекта и устройств безопасности объекта, а также для обеспечения двусторонней переговорной связи между объектом и диспетчерским (операторским) пунктом.
 Согласно п. 4 Приложения 1 «Требования безопасности» к техническому регламенту ТР ТС 011/2011  для обеспечения безопасности лифта, предназначенного для подключения к устройству диспетчерского контроля, должны выполняться следующие специальные требования:
должна предусматриваться возможность для снятия сигналов с целью передачи от лифта к устройству диспетчерского контроля за его работой следующей информации:
-  о срабатывании электрических цепей безопасности;
- о несанкционированном открывании дверей шахты;
- об открытии двери (крышки) устройства управления лифта без машинного помещения.
Организация безопасного использования и содержания лифта обеспечивается владельцем и включает в себя в том числе: 
- обслуживание и ремонт системы диспетчерского (операторского) контроля в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации системы диспетчерского (операторского) контроля; 
- обеспечение электрической энергией оборудования систем диспетчерского (операторского) контроля, видеонаблюдения, двусторонней переговорной связи и освещения кабины в течение не менее 1 часа после прекращения энергоснабжения объекта;
- устранение неисправностей функционирования двусторонней переговорной связи и (или) диспетчерского (операторского) контроля за работой лифта.

- Какие требования предъявляются к персоналу по обслуживанию лифтов?
- Работы по обслуживанию лифтов (объектов) должны выполняться квалифицированным персоналом. 
«Квалифицированный персонал» — физические лица, соответствующие квалификационным требованиям для осуществления трудовой функции, необходимой при выполнении соответствующего вида (видов) работ по монтажу, демонтажу, эксплуатации, в том числе обслуживанию и ремонту, техническому освидетельствованию и обследованию объекта, в соответствии с положениями профессиональных стандартов, устанавливающих квалификационные характеристики для выполнения соответствующих видов работ, подтвердившие соответствие своей квалификации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О независимой оценке квалификации».
Данное подтверждение получают в Центре независимой оценки квалификации (ЦОК). Аттестат подлежит регистрации в Федеральном реестре.
Другими словами, персонал, обслуживающий лифты, должен иметь подтвержденную квалификацию, позволяющую выполнять соответствующие виды работ. 

Все статьи рубрики