Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Константин Пуликовский: «Государственным службам нужно чаще объединять свои усилия при решении общих задач»

 
Пуликовский Константин Борисович, руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Пуликовский Константин Борисович
руководитель Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор)

Номер журнала: 

Рубрика: 

Предлагаем вашему вниманию интервью руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) Константина Борисовича Пуликовского.

— В одном из своих выступлений вы говорили, что Ростехнадзору удалось собрать в единое целое 24 различных вида надзора. Благодаря каким организационным и управленческим решениям удается осуществлять столь разностороннюю и высоко специализированную деятельность, опираясь на более чем скромные кадровые и материальные ресурсы, выделенные в распоряжение ведомства?

— Сейчас Ростехнадзор выполняет функции трех еще недавно существовавших отдельно надзорных органов: Госатомнадзора, Госгортехнадзора и Госэнергонадзора. Объединив эти организации в одной службе, на Ростехнадзор государство возложило огромную ответственность. И чтобы соответствовать ей, необходима продуманная и четко организованная структура управления. В начале своего существования структура Ростехнадзора была очень сложной, поэтому в феврале 2006 года мы начали реструктуризацию. В каждом федеральном округе мы создали межрегиональное территориальное управление с функциями экологического и технологического надзора, а все областные управления, входящие в состав каждого округа, подчинили им. Москва, как крупный промышленный центр с большим количеством опасных объектов, также получила статус межрегионального территориального управления по экологическому и технологическому надзору. Таким образом, к 7 межрегиональным территориальным округам по надзору за ядерной и радиационной безопасностью, сформировавшимся еще при Госатомнадзоре, присоединились 8 межрегиональных территориальных управлений по экологическому и технологическому надзору, составив во главе с Центральным аппаратом основу структуры Ростехнадзора.

Что касается кадровых ресурсов, то из-за увеличения видов надзорной деятельности инспекторов стало крайне не хватать. Например, согласно штатному расписанию на весь Московский метрополитен предусмотрен всего 1 инспектор. И это проблема, которая требует скорейшего решения.

— Утверждение статуса России в качестве энергетической державы мирового уровня связано как с интенсивной промышленной разработкой месторождений углеводородного топлива, так и с необходимостью обеспечить экологическую и технологическую безопасность. Какие новые аспекты приобретает в этой связи работа Ростехнадзора? Как продвигается проверка месторождений в последнее время? Какие наиболее характерные нарушения удается выявить?

— Сегодня в России реализуются грандиозные технические проекты добычи углеводородного сырья и его поставки на мировые рынки. Но за значимостью этих проектов для нашей экономики при их реализации нельзя забывать о безопасности людей и окружающей среды.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору постоянно инспектирует предприятия нефтегазодобычи. Много внимания наша служба уделила строительству нефтегазовых комплексов на острове Сахалин и шельфе Охотского моря. В результате активной работы инспекторов Ростехнадзора в проекте «Сахалин-1» обеспечено соблюдение российских законов при строительстве объектов. Одним из крупных событий в рамках проекта «Сахалин-1» стало строительство магистрального газопровода Сахалин — Комсомольск-на-Амуре — Хабаровск. Во время его строительства ОАО «Дальтрансгаз» выполняло все предписания Ростехнадзора.

В этом году мы продолжим жестко контролировать предприятия нефтегазодобычи. В первом квартале этого года для обеспечения промышленной безопасности Ростехнадзор проведет проверки на ОАО «ТНК-Нягань» (г. Нягань Ханты-Мансийский АО), ОАО «Тюменьмежрайгаз» (г. Тюмень), ОАО «Сибнефть-Ноябрьскнефтегаз» (г. Ноябрьск), ОАО «Роснефть-Пурнефтегаз» (г. Губкинский, Ямало-Ненецкий АО).

Новым аспектом нашей работы стало налаживание более тесного сотрудничества с представителями нефтегазового бизнеса. 21 декабря 2006 года мы подписали соглашение о взаимодействии между Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору и Открытым акционерным обществом «Сургутнефтегаз». Целью этого соглашения является достижение совместными усилиями повышения качества проектной документации на разработку, строительство, реконструкцию, техническое перевооружение, модернизацию, консервацию и ликвидацию объектов нефтегазодобычи. Мы планируем проводить совместные экспертизы, стремиться к внедрению новых технологий и оборудования на объектах ОАО «Сургутнефтегаз». Я считаю это очень важным шагом. В экологической и технологической безопасности должны быть заинтересованы не только государство, но и бизнес. Подобные соглашения Ростехнадзор также подписал с нефтедобывающими компаниями ТНК-BP, «Лукойл», «Татнефтью».

Наиболее частым нарушением на нефтегазовых месторождениях является несогласование дополнений и изменений к проектной документации. Очень часто при реализации проекта изменяются, например, горно-геологические условия, и это ведет за собой изменение технологий, объемов добываемого сырья, сроков ввода в эксплуатацию. Все эти изменения должны проходить согласование со службой Ростехнадзора.

Вот данные за 2006 год. На объектах нефтегазодобычи Ростехнадзор провел 3200 проверок. Выявлено 30 тысяч нарушений. Привлечено к административной ответственности более тысячи работников на сумму более 2 миллионов рублей. Нами обнаружено почти 10 тысяч бесхозных нефтегазовых скважин. Из-за несанкционированных врезок произошло 15 аварий. В 10 случаях материалы переданы в прокуратуру. Число аварий в 2006 году на объектах нефтегазодобычи, магистрального трубопроводного транспорта и геологоразведки снизилось по сравнению с 2005 на 18% — в 2005 году произошло 64 аварии, в 2006 году — 53 аварии. Но число несчастных случаев со смертельным исходом при этом все еще очень велико — в 2006 году их было 32, что больше по сравнению с 2005-м на 4 случая. В то время как в угольной промышленности число несчастных случаев со смертельным исходом сократилось на 37% — 107 и 67 в 2005 и 2006 году соответственно.

— Еще одно важное направление работы вашего ведомства — атомный надзор. За рубежом периодически возникают и муссируются слухи о России как о неблагополучной в плане ядерной безопасности стране… Как вы полагаете, изменит ли ситуацию намечающееся вступление Российской Федерации в международное Агентство по ядерной энергии?

— Когда мы были совершенно закрытой страной, мы не участвовали в работе таких международных организаций, как Агентство по ядерной энергии. И эта изоляция до сих пор нередко порождает за рубежом различные домыслы. Мне много приходилось бывать на ядерных объектах, особенно сейчас, в нынешней должности, и я знаю, насколько серьезно там относятся к вопросам безопасности. На всех наших объектах работают люди, которые прекрасно знают, что охраняют. Так уж получилось, что их собственная безопасность является синонимом безопасности страны и мира в широком смысле этого слова.

Со вступлением России в Агентство по ядерной энергии ситуация изменится. До сих пор наша страна имела лишь наблюдательный статус в нескольких комитетах этой международной организации. Но уже в конце февраля между правительством РФ и АЯЭ будет подписана декларация о сотрудничестве, что позволит нашим специалистам участвовать в работе всех комитетов агентства. Будет открыт путь к тому, чтобы Россия стала полноправным членом организации, где накоплены опыт и знания лучших экспертов-атомщиков ведущих мировых держав. Это значит, что наша страна получит возможность влиять на принимаемые в АЯЭ решения.

— Одним из наиболее волнующих широкую общественность вопросов является обеспечение безопасности строительства. Можно ли сегодня с уверенностью сказать, что нас не ожидают в ближайшем будущем масштабные катастрофы, подобные обрушениям «Трансвааль-Парка» и Бауманского рынка? Возможно ли реальное ужесточение контроля над строительными объектами в условиях отмены с 1 января 2007 года лицензирования проектно-изыскательских строительных компаний?

— Гарантировать безопасность строительных объектов очень сложно. Особенно сейчас, когда происходит сокращение лицензируемых видов деятельности. И это уже привело к тому, что перестали лицензироваться проектирование и строительство опасных производственных объектов, изготовление и монтаж оборудования для этих объектов, квалификационная подготовка руководителей и специалистов. Снижается качество проектных и строительных работ, падает уровень подготовки персонала. О негативных результатах такого подхода, боюсь, мы еще услышим.

Строительство — один из самых напряженных видов деятельности, контроль безопасности там должен быть особенно высок. Предприниматели нередко воспринимают строительство исключительно как прибыльный бизнес, приносят качество и безопасность в жертву прибыльности, не задумываясь об ответственности, которая в этой сфере очень и очень высока. Ростехнадзор будет добиваться выполнения всех правил безопасности. Сейчас мы создаем реестр опасных стоящихся объектов. Решили, что не будем дожидаться, когда собственник обратится к нам за экспертным заключением. Наши инспектора сами пойдут туда, где только начнут расчищать землю под застройку. Мысль о промышленной безопасности должна постоянно сидеть в голове любого рабочего, технолога, инженера и руководителя.

Особенно трудно обеспечить безопасность на объектах, срок эксплуатации которых подходит к предельному. Совсем недавно мы провели плановую проверку технического состояния гидротехнических сооружений предприятий на всей территории России. Полученные данные вызывают у нас сильнейшее беспокойство. Средний износ гидротехнических сооружений, определяемый по сроку службы, на самых крупных российских гидроэлектростанциях мощностью более 2000 МВт составляет — 38%, на ГЭС мощностью от 300 до 2000 МВт — 45%; на крупных тепловых электростанциях — около 48%. В 2006 году срок эксплуатации в 55 лет превысили гидротехнические сооружения на 18 гидроэлектростанциях, в том числе ГТС Волховской ГЭС (78 лет), Нижнесвирской ГЭС (71 г.), Нижне-Туломской ГЭС (68 лет), «Нива-ГЭС»- 2 (68 лет), Угличской ГЭС (65 лет), Рыбинской ГЭС (66 лет), Лесогорской ГЭС (69 лет). В таких условиях существенно повышается необходимость увеличения объемов работ по ремонту и реконструкции гидротехнических сооружений, а также усиления государственного контроля и надзора за техническим состоянием и уровнем безопасности гидротехнических сооружений.

Я считаю, что государственным службам нужно чаще объединять свои усилия при решении общих задач. Вот недавно, в целях предотвращения случаев травматизма в лифтах, специалистами Московского управления Ростехнадзора совместно с Правительством Москвы, префектурами, Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства г. Москвы были оборудованы специальным устройством безопасности от проникновения посторонних лиц в шахту 620 лифтов. Совместно с органами Роспотребнадзора и правоохранительными органами Ростехнадзор выявляет заправочные станции, реализующие некачественное топливо. Для этих целей в Центральном федеральном округе используются наши лаборатории, где производятся соответствующие лабораторные анализы и измерения. Есть среди них подвижные лаборатории на автотранспорте, и даже одна смонтирована на вертолете.

Мы также сотрудничаем с общественными экологическими организациями, различными НИИ. Их представители, а также уважаемые доктора, кандидаты технических, биологических, медицинских, сельскохозяйственных наук принимали участие в работе экспертной комиссии экологической экспертизы проекта скоростной трассы Москва — Санкт-Петербург, получившей в итоге положительное экологическое заключение.

Ростехнадзор намерен в 2007 году усилить надзорную деятельность за реализацией нацпроектов. В частности, в рамках нацпроекта «Жилье» служба намерена усилить в стране контроль за качеством строительного оборудования и соблюдением строительных норм.

В рамках нацпроекта «Образование» представители Ростехнадзора войдут в состав экзаменационных комиссий технических учебных заведений, а в рамках нацпроекта «Развитие АПК» — проконтролируют выполнение экологических норм на заводах-производителях химудобрений.

Служба также планирует усилить контроль качества нового оборудования, поставляющегося в рамках нацпроекта «Здоровье», и вести радиационный и химконтроль при утилизации старого.

— Ростехнадзор планирует передать часть своих полномочий региональным и даже муниципальным властям. Какой сценарий разграничения ответственности представляется вам наиболее оптимальным?

— Да, сейчас Ростехнадзором проводится работа практически в каждом регионе по реализации положений ФЗ-199 в плане разграничения полномочий между региональными и федеральными властями. Для объектов регионального уровня создаются региональные надзорные органы.

Очень сложным оказался вопрос о разделении поднадзорных объектов, несмотря на то, что есть определенные критерии их отбора. В настоящее время мы создаем перечень объектов, где «расписываем», за какими объектами осуществляет надзор федеральный орган, а за какими — региональный. Возникают, конечно, спорные моменты. По ним идут согласования. При распределении ответственности за надзор мы устанавливаем, опираясь на постановление Правительства Российской Федерации и Градостроительный кодекс.

Важно, чтобы передача полномочий региональным властям осуществлялась постепенно. Главное в этом процессе — обеспечить безопасность на объектах при смене власти. Мы не должны рисковать безопасностью во время этого переходного процесса. Передав полномочия, мы еще будем смотреть — справляются регионы или нет. Если будут возникать трудности — будем возвращать надзорные функции за такими объектами обратно.

Согласно поправкам, внесенным в Градостроительный кодекс, органам власти субъекта федерации Москва предоставлена прерогатива строительного надзора за уникальными строительными объектами. В этой связи я оставляю за собой право контроля за тем, как этот орган власти будет справляться с обязанностями, возложенными на него Градостроительным кодексом.

Я сторонник того, чтобы максимальное количество объектов для надзора передавалось на места, региональным и муниципальным властям. И только особо опасные, потенциально опасные здания, сооружения должны оставаться под федеральным надзором. Мы должны дать возможность региональной, муниципальной власти быть властью. А у власти должны быть полномочия и ответственность.

В 2006 году Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору усилила контроль над реализацией природоохранных мероприятий. Благодаря усилиям Ростехнадзора удалось достичь снижения выбросов загрязняющих веществ в атмосферу более чем на 200 тысяч тонн.

По всем видам надзора в органы прокуратуры в 2006 году Ростехнадзор направил 3711 материалов, в 2005 году — 3113. В наступающем году Ростехнадзор планирует усилить государственный надзор и взаимодействие с органами прокуратуры.

Крупнейшей аварией 2006 года признана авария на Дарасунском руднике в Читинской области, где погибли 25 горняков. С 10 по 13 апреля 2006 года Ростехнадзор проводил комплексную проверку состояния промышленной и противопожарной безопасности на объектах ООО «Дарасунский рудник». Инспектора обнаружили большое количество нарушений, в том числе и те, которые полгода спустя привели к аварии и массовой гибели людей. Однако руководство ООО «Дарасунский рудник» проигнорировало результаты апрельской проверки Ростехнадзора, ограничившись формальными докладами о выполнении предписаний.

Еще раз хочу подчеркнуть: главная задача Ростехнадзора — обеспечить безопасность, сберечь окружающую среду от вредных выбросов промышленного производства в атмосферу, землю и воду, защитить человека, его жизнь и здоровье в условиях окружающих его технических механизмов, химически опасных веществ.

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "АльфаPR"

Все статьи рубрики