Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

ИТ-безопасность - внедрение в энергетику

 
Фазылзянов Фарит Мансурович, министр информатизации и связи РТ

Фазылзянов Фарит Мансурович
министр информатизации и связи РТ

Номер журнала: 

Рубрика: 

В наше время наряду с быстрыми темпами развития информационных и коммуникационных технологий продолжает активно развиваться промышленность. Вопросы промышленной безопасности становятся все более актуальными в свете возрастающего числа экологических и техногенных катастроф, а также промышленного шпионажа. Обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий и чрезвычайных происшес-твий, экологических и прочих рисков, связанных с эксплуатацией опасных объектов, в наши дни невозможно без широкого применения современных информационных и коммуникационных технологий.

Информационные технологии в XXI веке несут новое качество жизни. Сегодня информационная и телекоммуникационная инфраструктура становится одним из основных ресурсов развития и роста эффективности экономики любой страны мира и способствует удовлетворению потребностей граждан в услугах связи и информатизации. Республика Татарстан стремится к созданию полноценного информационного общества.

Востребованность информационных технологий в энергетике
Энергетика – одна из самых важных и динамично развивающихся отраслей Республики Татарстан. В настоящее время она является основой практически для всех других сегментов экономики региона. При этом в силу масштабности и специфичности энергокомплекса возникают определенные сложности в организации его работы. В сложившейся ситуации ключом к решению многих организационных и технологических проблем могут стать именно информационные технологии.
Министерством информатизации и связи Республики Татарстан особое внимание уделяется развитию индустрии и инфраструктуры информационных и коммуникационных услуг, широкому внедрению современных инфокоммуникационных технологий в работу государственных органов, бизнеса и населения, проведению единой технической политики в сфере информатизации, а также участию в федеральных программах информатизации.
Конечно, для успешной реализации любых начинаний необходима единая концептуальная основа – план или система, координирующая деятельность в выбранном направлении. В РТ подобный план существует: в целях широкомасштабного развития информационно-коммуникационных технологий действует Республиканская целевая программа «Развитие и использование информационных и коммуникационных технологий в Республике Татарстан» («Электронный Татарстан» 2008-2010 гг.). Данная Программа - второй этап Программы развития информатизации РТ «Электронный Татарстан на 2005-2010 годы», которая является составной частью «Программы социально-экономического развития Республики Татарстан на 2005-2010 гг.», разработанной Министерством информатизации и связи РТ в 2004 году.
Основные цели данной программы – повышение качества жизни населения и эффективности системы государственного и муниципального управления, доступности и качества государственных услуг для населения, бизнеса и открытости органов власти. А также рост экономики, конкурентоспособности, уровня жизни населения и бюджетных доходов за счет развития современной инфокоммуникационной инфраструктуры, использования ИКТ в экономике и стимулирования развития ИКТ-сектора в РТ.
Развитие информационно-коммуникационных технологий оказало влияние на все сферы жизни и деятельности человека. Особо это касается энергетического комплекса. Задача заинтересованных в развитии данной отрасли сторон – обеспечить энергетические предприятия необходимыми ресурсами, в том числе и информационными, а также получить наибольшую выгоду от внедрения инноваций в указанной области. Именно поэтому для Республики Татарстан в настоящее время актуальна разработка различных информационных систем, их инфраструктурное, информационное и программное обеспечение, проектирование, отладка, производство и эксплуатация программных средств и информационных систем в области энергетики, а также координация этих процессов государством.
Объединение всех информационных подсистем энергетического комплекса в единое государственное информационное пространство является принципиально важным вопросом, оно позволит принимать взвешенные и проактивные управленческие решения как в сфере энергетики, так и в экономической политике в целом. Такая работа должна быть проведена не только на республиканском, но и на федеральном уровне, а соответствующие мероприятия необходимо включить в федеральные программы информатизации.
Для обеспечения промышленной безопасности энергетических объектов необходимо создание ряда специальных информационных решений на предприятиях энергетики, обеспечивающих информатизацию максимально большего числа процессов, начиная с уровня сбора первичных данных и вплоть до создания комплексных систем управления предприятиями.
Для органов государственной власти Республики Татарстан уже создана подобная система, учитывающая специфику деятельности государственных служащих и принимающая во внимание потребности и ожидания граждан.
Комплексный проект «Электронное Правительство Республики Татарстан» создан с целью повышения эффективности деятельности государственных органов, обеспечения открытости информации о деятельности правительства и предоставления гражданам, экономическим субъектам, государственным и иным структурам непрерывного удобного доступа к государственным услугам и правительственным информационным ресурсам.

Государство — население, Государство — бизнес
На сегодняшний день задачи, связанные с информированием населения и бизнес-структур о государственных услугах, решают специализированные порталы «Государство - население» и «Государство - бизнес». Внедрение комплексного проекта «Электронное Правительство Республики Татарстан» дало возможность значительно оптимизировать процессы предоставления информации и государственных услуг гражданам республики за счет использования информационно-коммуникационных технологий. Этот проект позволил сформировать вертикальные и горизонтальные информационные потоки между органами государственной власти республики, ликвидировать межведомственные барьеры.
Важнейший проект внутреннего контура «Электронного Правительства» – «Межведомственная система электронного документооборота». Она обеспечивает централизованное ведение делопроизводства министерств и ведомств, включает систему удаленных рабочих мест руководителей. Электронный документооборот является одним из главных достижений в процессе реализации «Электронного Правительства Республики Татарстан».
Для энергетического комплекса также важны эффективный контроль, оперативность, точность и бесперебойность действия. К сожалению, большинство систем контроля процессов, а также сбора и обработки данных на предприятиях энергетики внедряется разрозненно и зачастую функционально дублирует друг друга. В этом смысле данная отрасль не исключение - сегодня аналогичная ситуация складывается во многих отраслях как Республики Татарстан, так и Российской Федерации.
В настоящее время требуются информационные технологии, подобные «Электронному Правительству РТ», позволяющие осуществлять сбалансированную энергетическую политику и принимать своевременные решения, учитывая при этом такие специфические вопросы отрасли, как сохранение окружающей среды.
Решение проблем промышленной и экологической безопасности сегодня невозможно без объединения усилий на межведомственной основе органов государственной власти, энергетических компаний и коммерческих структур. Слаженная работа и эффективное взаимодействие всех заинтересованных сторон является залогом повышения профессионализма, расширения сферы деятельности, основой для успешного и перспективного будущего.

ИТ-кластер
В качестве яркого примера эффективной совместной деятельности можно привести работу, которую мы организовали для участников ИКТ-сектора Республики Татарстан в виде создания ИТ-кластера.
Как известно, основная задача, которая ставится перед интеграторами (концентрация интеллекта и специализированных государственных структур, а также компаний, занимающихся стратегическим стимулированием инновационного пути российской экономики), может стать мощным средством в решении проблемы разграничения функций государства и бизнеса в процессе строительства инновационной экономики.
ИТ-кластер Республики Татарстан способствует повышению профессионализма кадрового состава, увеличению поступлений доходов от ИТ-отрасли в бюджет республики, расширению спектра и повышению качества ИТ-услуг, а также позволяет обеспечить конкурентоспособность высокотехнологичных и информационных технологий в Республике Татарстан. Первым шагом в данном направлении стал Указ Президента РТ «О создании в Республике Татарстан производственного кластера в сфере информационных технологий», предусматривающий создание в регионе ИТ-кластера в сфере информационных услуг на базе республиканских предприятий. В целях реализации Указа Президента РТ Кабинетом министров РТ было принято Распоряжение об утверждении плана мероприятий по созданию производственного кластера в сфере информационных технологий.
ИТ-кластер станет основой для рос-та социально-экономического потенциала Татарстана.
Для энергетических компаний объединение усилий также может стать реальным инструментом для решения многих проблемных вопросов, основой формирования конкурентоспособности отрасли, что даст возможность обеспечить рост инжинирингового потенциала и полноценного развития энергосистемы республики.
Подобная инициатива в энергетическом комплексе Республики Татарстан поднимет на качественно новый уровень информатизацию объектов энергетики и позволит предложить предприятиям передовые решения и технологии в различных сферах деятельности.
Важное место занимает внедрение программного обеспечения на базе открытых кодов. Безопасность, надежность, возможность наблюдения и мониторинга деятельности промышленных объектов во многом зависят от бесперебойной, надежной и контролируемой работы всех задействованных в этом процессе систем, в том числе и программных продуктов, которые являются неотъемлемой частью современного производственного процесса и основой промышленных разработок.

Ставка на отечественные разработки
Решить задачу обеспечения бесперебойной работы критически важных и потенциально опасных объектов инфраструктуры, на наш взгляд, позволяют только отечественные разработки в сфере программного обеспечения и телекоммуникационного оборудования. Такой подход позволит существенно уменьшить расходы на обеспечение лицензионной чистоты и будет способствовать повсеместному распространению свободного программного обеспечения и отечественных программных продуктов. Кроме того, чтобы повысить функциональность и надежность эксплуатируемых систем, необходимо иметь возможность их быстрой модификации под конкретные нужды предприятия, поскольку многие тонкости работы объектов можно постичь только на практике и с учетом специфики работы на них.
Анализ ситуации в данной области показал, что развитие отечественной софт-индустрии имеет большое значение для нашей страны в области обеспечения не только промышленной, но и национальной безопасности. Вот почему в Республике Татарстан данному направлению деятельности уделяется особое внимание.
У нас уже есть положительный опыт использования отечественных разработок в области информационно-коммуникационных технологий.
В рамках реализации национального проекта «Образование» и Федеральной целевой программы развития образования в Российской Федерации на 2006-2010 годы республика в числе одного из трех пилотных регионов РФ приняла участие в апробации и внедрении в образовательных учреждениях отечественного пакета свободного программного обеспечения (ПСПО).
Опыт реализации данного проекта в Республике Татарстан, Томской области и Пермском крае позволит осуществить поставленную Правительством Российской Федерации задачу по переходу на свободное программное обеспечение всех школ страны.
Следующим этапом Министерство информатизации и связи РТ планирует апробацию использования свободного программного обеспечения в органах государственной власти Республики Татарстан.
Для решения указанных выше задач развития ИТ-отрасли и индустрии в республике запущен ИТ-парк, который позволит обеспечить территориальную концентрацию финансовых и интеллектуальных ресурсов для организации производства высокотехнологичной продукции и услуг. Резидентам ИТ-парка доступны современные технологии, услуги и оборудование, необходимые для реализации эффективных IT-разработок, то есть у нас создана готовая ИТ-площадка для организации производства отечественного программного обеспечения.
Республика Татарстан является лидером «технопаркового» движения в Поволжье. Оно началось в Казани, где был возведен инновационно-производственный технопарк (ИПТ) «Идея», который сегодня считается модельным для всей страны.
Целью создания технопарка в сфере ИТ является обеспечение максимально благоприятных условий для начинающих или развивающихся ИТ-компаний на этапах разработки и вывода новых программных продуктов на рынок. Это должно способствовать развитию отечественной софт-индустрии на территории республики, стать катализатором развития высокотехнологичных разработок и их активного внедрения в ключевые отрасли экономики в целях повышения конкурентоспособности республики в целом.
В условиях глобальной конкуренции российские организации ставят перед собой цель обеспечения устойчивого развития и занятия лидирующих позиций на рынке. Достижение этих целей возможно лишь при объединении усилий государства, науки и бизнеса для эффективного решения вопросов в любой сфере деятельности, взвешенного управления рисками, а также путем внедрения новых технологий в области информатизации и связи.
Энергетика — основа развития
В настоящее время энергетический комплекс Республики Татарстан является основой для развития практически всех отраслей экономики в регионе. Возможность объединения энергетического потенциала республики с наиболее передовыми современными информационными технологиями и поддержка эффективности энергосистемы за счет информационно-коммуникационных решений должны быть сегодня приоритетными направлениями деятельности - от работы энергетического комплекса напрямую зависит благосостояние населения, конкурентоспособность и рентабельность предприятий, а также общий уровень социально-экономического развития региона. В данном направлении следует действовать более активно, именно эти аспекты должны стать основой модернизации и ключом к решению многих проблем.
Положительный опыт разработки и внедрения типовых программных и технических решений Республики Татарстан станет хорошим примером организации эффективной работы для энергетического комплекса и экономики в целом как на территории Республики Татарстан, так и Российской Федерации.

Все статьи рубрики