Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Истекают сроки на установление санитарно-защитных зон

 
Моторин Дмитрий Евгеньевич, юрист юридической фирмы VEGAS LEX

Моторин Дмитрий Евгеньевич
юрист юридической фирмы VEGAS LEX

Номер журнала: 

Рубрика: 

В 2017 г.  Федеральным законом от 01.07.2017 г. № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны»  соответствующие изменения   были внесены в ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения». В 2018 г. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон (далее правила).
Поскольку в скором времени истекает переходный период, в течение которого хозяйствующие субъекты были обязаны провести соответствующие исследования (измерения) и обратиться с заявлением об установлении СЗЗ, необходимо еще раз напомнить об общих положениях правил.

Область применения 

Согласно п. 1 правил санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Указанное коррелирует с положениями п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, который, помимо прочего, устанавливает, что источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека являются объекты, для которых уровни создаваемого загрязнения за пределами промышленной площадки превышают 0,1 ПДК и/или ПДУ.
Правила не распространяются на случаи установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов, зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, санитарно-защитных зон источников ионизирующего излучения.
Первоначальная редакция правил предусматривала сохранение СЗЗ аэродромов как самостоятельной зоны с особыми условиями использования территории даже при наличии установленных приаэродромных территорий. Поскольку это приводило к избыточному регулированию и увеличению расходов правообладателей аэродромов на подготовку документов, необходимых для установления приаэродромных территорий и СЗЗ аэродромов, было принято решение об исключении таких объектов из области применения правил (Постановление Правительства РФ от 21.12.2018 г. № 1622 «О внесении изменений и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»).

Режим СЗЗ

П. 5 правил устанавливает ограничения для земельных участков в границах СЗЗ, запрещая их использование в целях:
а) размещения жилой застройки, объектов образовательного и медицинского назначения, спортивных сооружений открытого типа, организаций отдыха детей и их оздоровления, зон рекреационного назначения и для ведения садоводств;
б) размещения объектов для производства и хранения лекарственных средств, объектов пищевых отраслей промышленности, оптовых складов продовольственного сырья и пищевой продукции, комплексов водопроводных сооружений для подготовки и хранения питьевой воды, использования земельных участков в целях производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, предназначенной для дальнейшего использования в качестве пищевой продукции, если химическое, физическое и (или) биологическое воздействие объекта, в отношении которого установлена санитарно-защитная зона, приведет к нарушению качества и безопасности таких средств, сырья, воды и продукции в соответствии с установленными к ним требованиями.
При этом указанные в подпункте «б» п. 5 правил ограничения могут не устанавливаться, в случае если проект СЗЗ будет содержать обоснование возможности такого использования, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (подпункт «д» п. 16 правил).
Со дня установления СЗЗ на земельных участках, расположенных в границах такой зоны, не допускаются строительство, реконструкция объектов капитального строительства, разрешенное использование которых не соответствует ограничениям использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении СЗЗ, а также использование земельных участков, не соответствующих указанным ограничениям. Реконструкция указанных объектов капитального строительства осуществляется только путем их приведения в соответствие с ограничениями использования земельных участков, предусмотренными решением об установлении СЗЗ.

Установление, изменение и прекращение существования СЗЗ

Одним из ключевых моментов правил является положение о том, что сведения о создании санитарно-защитной зоны вносятся в Единый государственной реестр недвижимости, а сама санитарно-защитная зона считается установленной со дня внесения соответствующих сведений. Требование о необходимости фиксации в соответствующем реестре сведений об ограничениях использования земельного участка в связи с установлением СЗЗ назрело давно, и оно, безусловно, облегчает жизнь участникам хозяйственного оборота.
Решение об установлении, изменении и прекращении существования СЗЗ принимается на основании заявления правообладателя объекта или застройщика.
Правила устанавливают основания, при наличии которых данные лица обязаны обратиться с заявлением.
Так, застройщик обязан подать заявление об установлении или изменении при планировании строительства или реконструкции объекта не позднее чем за 30 дней до дня направления заявления о выдаче разрешения на строительство.
Правообладатель обязан подать заявление:
- об изменении СЗЗ в срок не более одного года со дня ввода в эксплуатацию построенного, реконструированного объекта; 
- об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ в срок не более одного года со дня технического перевооружения объекта, изменения применяемых на объекте технологий производства продукции, изменения вида разрешенного использования или назначения объекта, прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта накопленного вреда окружающей среде (при условии изменения уровня воздействия на среду обитания человека в результате таких действий);
- о прекращении существования СЗЗ в срок не более одного месяца со дня прекращения эксплуатации или ликвидации (в том числе сноса) объекта, не являющегося объектом накопленного вреда окружающей среде;
- о прекращении существования СЗЗ в срок не более одного месяца со дня принятия решения об установлении приаэродромной территории.
Важным является установление права для заинтересованных физических и юридических лиц, органов государственной власти и местного самоуправления, которые не являются правообладателями объектов, на обращение в уполномоченный орган с соответствующим заявлением за уклоняющегося от обязанности правообладателя. Заинтересованное лицо может подать заявление только в целях изменения СЗЗ в части уменьшения ее размеров и (или) прекращения действия отдельных ограничений использования земельных участков, прекращения существования санитарно-защитной зоны. В обоснование такого заявления необходимо предоставить результаты исследования и измерения атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта (контуром ранее существовавшего объекта).

Подача заявлений

Как указывалось выше, для правообладателей объектов капитального строительства, которые введены в эксплуатацию до вступления в силу правил, и застройщиков, получивших разрешение до вступления в силу правил, предусмотрен переходный период в один год для подачи заявления на установление (изменение) СЗЗ. 
Для владельцев земельных участков, расположенных в границах СЗЗ таких объектов, также установлен льготный период в два года на приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом СЗЗ.
Формы заявлений об установлении, изменении или о прекращении существования СЗЗ утверждены Приказом Роспотребнадзора от 05.12.2018 г. № 1000.
К заявлению об установлении или изменении СЗЗ прилагаются проект СЗЗ и заключение санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении такого проекта.
Сам проект СЗЗ должен содержать сведения о размерах и границах СЗЗ с их обоснованием, перечень ограничений использования земельных участков, а также в случае отказа от установления ограничений использования земельных участков в целях, указанных в подпункте «б» п. 5 правил, — обоснование возможности использования участков в таких целях.
Срок на принятие уполномоченным органом решения относительно СЗЗ составляет 15 дней со дня поступления заявления. 
В случае отказа в принятии решения об установлении или изменении СЗЗ, основания для которого установлены в п. 27 правил, заявитель в срок не более трех месяцев со дня направления ему уполномоченным органом уведомления об отказе обязан устранить основания и направить заявление повторно. 
При этом, несмотря на возможность получения отказа в принятии решения о прекращении существования СЗЗ, аналогичных требований к срокам для повторной подачи заявления не установлено.
Перехода прав на объект, в отношении которого установлена СЗЗ, принятие нового решения или внесение изменений в ранее принятые решения не требует.

Заключение

Утвержденные Правительством РФ правила в рамках работ по совершенствованию Земельного и Градостроительного законодательства в части установления зон с особыми условиями использования территорий служат целями улучшения механизма установления санитарно-защитных зон, в том числе путем предоставления дополнительных гарантий защиты прав заинтересованных лиц путем внесения сведений о таких зонах в ЕГРН. 
В тоже время правила представляются достаточно сырыми, поскольку по прошествии менее года с момента их утверждения в правоприменительной практике уже возникло много вопросов относительно реализации предусмотренного ими порядка установления, изменения или прекращения существования СЗЗ (особенно в части сроков принятия решений, требований к проектам СЗЗ и режиму использования земельных участков в границах СЗЗ). 
В связи с этим, а также с учетом вопросов, возникших в соответствии с требованиями Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», в настоящее время ведется разработка нового положения о санитарно-защитных зонах, с момента принятия которого правила утратят силу. С проектом постановления Правительства РФ «Об утверждении Положения о санитарно-защитных зонах и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» можно ознакомиться на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (https://regulation.gov.ru/p/87835). 

Все статьи рубрики