Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Инвестиции в модернизацию опасных производственных объектов крайне нединамичны

 
ТЕРИДА  Вячеслав Григорьевич, начальник отдела анализа и координации контрольно-разрешительной деятельности Приволжского управления Рос-технадзора (Чувашская Республика)

ТЕРИДА Вячеслав Григорьевич
начальник отдела анализа и координации контрольно-разрешительной деятельности Приволжского управления Рос-технадзора (Чувашская Республика)

Номер журнала: 

Рубрика: 

На данных предприятиях в первом полугодии 2012 года инспекторским сос-тавом проведено 
224 обследования, при этом выявлено 760 нарушений обязательных требований нормативных документов. Общее количество административных наказаний, наложенных по итогам проверок — 85, при этом число прив-
леченных к административной ответственности юридических лиц — 14 (для сравнения: в аналогичном периоде прошлого года — два). Было осуществлено три административных приостановления деятельности.

«Основная» проблема
Основной технической проблемой многих поднадзорных предприятий республики остается старение и износ (физический и моральный) основных фондов, зданий, технических устройств, отработавших в условиях воздействия агрессивных сред более 20 лет. Так, изношенность технических устройств (оборудование, работающее под давлением более 0,07 МПа или при температуре нагрева воды более 1150С), применяемых на ОПО ЧР, составляет 65,2 %.
Реконструкция и техническое перевооружение на ОПО предприятий проводится крайне медленно. В основном ведется работа по продлению безопасного срока эксплуатации технических устройств, то есть проводится экспертиза ПБ. Хотя необходимо признать, что такое продление срока службы отработавших нормативный срок технических устройств тормозит вопросы модернизации и технического перевооружения производства. Основной причиной отсутствия вложений в техническое перевооружение является то, что значительная часть собственников предприятий недостаточно ответственны и грамотны в техническом отношении, и поэтому не хотят выделять необходимые финансовые средства на эти цели. В этой связи считаем важным совершенствование законодательно прописанных механизмов, стимулирующих руководителей предприятий 
и организаций повышать безопасность своих производств, вкладывать средства в модернизацию или замену отработавшего нормативный срок оборудования, а также повышающих их ответственность за допущенные нарушения правил и норм безопасности. 
В ходе контрольно-надзорной деятельности руководителям поднадзорных организаций рекомендуется вести более активную работу по модернизации или замене устаревшего оборудования.
В качестве положительного примера хочется отметить, что с 2011 года ОАО «Чувашсетьгаз» внедряет систему телеметрии (дистанционного контроля) с применением прог-
раммных средств, отслеживающую режим работы газораспределительных систем. Кроме этого, Общес-твом активно применяются методы врезки в действующие газопроводы без отключения подачи газа при помощи новых технологических комплексов. 25 июня 2012 года ОАО «Чувашсетьгаз» введен в эксплуатацию ГРПШ в подземном исполнении (пункт редуцирования газа подземный — ПРГП).
ОАО «Сельский комфорт» первыми в республике монтировали промышленные энергосберегающие конденсационные котлы на предприятии ООО «ЭКРА». Также активно ведутся работы по внедрению новейших систем автоматизации. Данные технологии и системы управления направлены на улучшение безопасности и противоаварийной устойчивости.

Меры по антитеррористической устойчивости объектов
Надзорная деятельность Чувашского территориального отдела Приволжского управления Ростехнадзора, связанная с реализацией мероприятий по физической защите и антитеррористической устойчивости ОПО, осуществляется инспекторским составом в соответствии с «Методическими рекомендациями по проверке защищенности опасных производственных объектов от террористических объектов» при проведении оперативных, целевых и комплексных проверок поднадзорных предприятий. Контролируется ход  мероприятий по антитеррористической устойчивости, проверяется достаточность мер по предотвращению террористических актов, возможности проникновения на ОПО посторонних лиц, наличие средств первой медицинской помощи, пожаротушения, средств индивидуальной и коллективной защиты, средств связи 
с аварийно-спасательными службами, готовность аварийно-спасательных формирований к локализации и ликвидации последствий возможных террористических актов, укомплектованность их необходимым инвентарем 
и оборудованием.
В первом полугодии 2012 года государственными инспекторами отдела проведено 89 проверок предприятий ЧР по защищенности ОПО от террористических актов в части принятых мер по противодействию терроризму. 
В результате проверок было установлено, что на 82 предприятиях мероприятия разработаны и выполняются. По каждому пункту назначены ответственные исполнители, определены сроки выполнения. На пяти предприятиях мероприятия разработаны, но их выполнение документально не подтверждается, работа по повышению антитеррористической устойчивости ведется в недостаточном объеме. На двух предприятиях на момент проверки меры по противодействию терроризму не были разработаны. Руководителям этих предприятий выданы предписания по устранению выявленных нарушений.

Гидротехнические сооружения
На территории ЧР расположено 1067 гидротехнических сооружений, из которых четыре ГТС — энергетичес-кого назначения (комплекс ГТС филиала ОАО «РусГидро — «Чебоксарская ГЭС», 3 ГТС ОАО «ТГК-5 — «Марий Эл 
и Чувашия» (ТЭЦ-1, ТЭЦ-2, ТЭЦ-3); 
ГТС объекта «Берего-укрепительные работы на р. Волга у д. Криуши Козловского района ЧР» Государственного федерального учреждения по обеспечению инженерных защит Чебоксарского водохранилища по Нижегородской области Федерального агентства водных ресурсов (далее — Росводресурсы) и 1061 — ГТС сельскохозяйственного назначения, а также вновь построенный шламонакопитель 
№ 12 — ГТС ГУП «БОС» Минстроя Чувашии (состоит в графике декларирования в 2012 году). Из указанных ГТС 95 единиц подлежат дек-ларированию безопасности. Имеют утвержденные Декларации безопасности 17 ГТС: комплекс ГТС гидроузла Чебоксарской ГЭС 1-го класса; комплекс ГТС Вурнарского гидроузла РГУ «Гидроресурс» Минприроды Чувашии 3-го класса и 15 ГТС 4-го класса сельскохозяйственного назначения ФГУ «Управление «Чувашмелиоводхоз».
Ликвидация специализированных организаций, эксплуатирующих ГТС, неукомплектованность ГТС специалистами, банкротство балансодержателей, отсутствие правоустанавливающих документов на многих ГТС, длительный срок эксплуатации без проведения каких-либо ремонтных работ относятся к основным проб-лемам, связанным с обеспечением безопасности поднадзорных гидротехнических сооружений. Все выше-указанные проблемы были озвучены на заседаниях Республиканской межведомственной противопаводковой комиссии и на общественных слушаниях по вопросам поднятия уровня Чебоксарского водохранилища до проектной отметки 68 м.
Остается нерешенной на законодательном уровне проблема передачи органам местного самоуправления полномочий по осуществлению надзора (контроля) за частью ГТС (не определены критерии для разграничения полномочий).
В текущем году проведены 42 проверки соблюдения правил безопаснос-ти при эксплуатации ГТС и проверки выполнения ранее выданных предписаний, выявлено 82 нарушения требований законодательства и выдано для исполнения 25 предписаний, составлено 27 протоколов об административном правонарушении, из них два протокола направлено в суд.
Проводилась целенаправленная работа, в том числе и совместно с органами прокуратуры, по выявлению 
и постановке на учет бесхозяйных ГТС. В настоящее время на территории ЧР выявлено 23 подобных ГТС, аварийных среди них не обнаружено.
Госстройнадзор
В рамках осуществления надзорной деятельности по соблюдению законодательства в сфере строительства с начала 2012 года Чувашским территориальным отделом осуществлялся надзор за 19 объектами строительства (строительство — 9, реконструкция — 10 объектов).
По двум объектам капитального строительства выданы заключения о соответствии построенных, реконструированных, отремонтированных объектов капитального строительства установленным требованиям и проектной документации. 
За шесть месяцев 2012 года всего проведено 16 проверок объектов капитального строительства и объектов реконструкции, и одна внеплановая проверка по материалам, поступившим из Министерства градостроительства и развития общес-твенной инфраструктуры ЧР.
В ходе проверок было выявлено 116 нарушений требований действующего законодательства, назначено 
12 административных наказаний. 
К административной ответственности по ст. 9.4. ч.1 КоАП РФ в виде наложенного административного штрафа прив-
лечено 10 должностных лиц. По результатам внеплановой проверки по ст. 9.5.1. ч.1 КоАП РФ оформлен административный штраф на юридическое лицо на сумму 40 тыс. рублей. 
Рассматриваются также и поступающие от граждан и организаций обращения, касающиеся осуществления строительного надзора. По всем обращениям (в текущем году их было пять) заинтересованные лица своевременно получили ответы. Часть обращений отправлена для рассмотрения в подведомственные подразделения.
Аварийность и травматизм
В первом полугодии 2012 года на опасных производственных объектах и объектах энергетики аварий 
и несчастных случаев на производстве (групповых, с тяжелым или смертельным исходом) зарегистрировано не было. Для сравнения, в первом полугодии 2011 года на поднадзорных ОПО аварий и несчастных случаев на производстве также не зарегистрировано, а на поднадзорных объектах энергетики произошли одна авария 
и один несчастный случай со смертельным исходом.
Подготовка к ОЗП
В целях надлежащей подготовки объектов энергетики к прохождению осенне-зимнего периода 2012-2013 гг. главам всех районных и городских администраций ЧР направлены письма о представлении информации об осуществляющих деятельность на их территории тепло- и электроснабжающих организациях, ежемесячном предоставлении информации об основных мероприятиях, подлежащих выполнению в период подготовки к работе в осенне-зимний период. 
Инспекторским составом Чувашского территориального отдела обследована 21 отопительная котельная. При этом выявлено 51 нарушение правил и норм безопасности. По результатам проведенных обследований привлечено к административной ответственности одно юридическое лицо и четыре должностных лица.
На основании анализа результатов проведенных проверок можно выделить следующие основные проб-лемные вопросы, решение которых необходимо для безаварийного прохождения отопительного сезона: 
– замена морально и технически устаревшего (отработавшего нормативный срок службы) оборудования (паровые и водогрейные котлы, экономайзеры 
и прочее), особенно в котельных муниципальных предприятий за счет увеличения финансирования мероприятий подготовки к работе в осенне-зимний период;
– передача котельных Минобразования, Минздравсоцразвития, Минкультуры (школы, больницы, дома культуры) для обслуживания специализированным организациям, что уже практикуется в ряде районов республики.
В районах республики (преимущественно в сельской местности) у 30 котельных не обеспечена проектная категорийность электроснабжения. Для аварийного электроснабжения указанных объектов имеется 35 передвижных источников электрической энергии. При этом половина объектов не имеют блокировок между коммутационными аппаратами, исключающими возможность одновременной подачи напряжения в сеть потребителя и в сеть энерго-снабжающей организации.
С целью повышения надежности энергоснабжения потребителей инспекторскому составу при проведении проверок необходимо усилить контроль за наличием на объектах систем резервирования энергообеспечения.
Одной из проблем подготовки предприятий к ОЗП является наличие нестыковок на предмет проведения проверок между требованиями Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ 
«О теплоснабжении», «Положения о проверке готовности субьектов электроэнергетики к работе в осенне-зимний период, утверженного решением Правительственной комиссии по обеспечению безопасности электроснабжения» (Протокол № 2 от 19 сентября 2008 года), и «Положением об оценки готовности элетро- и теплоснабжающих организаций к работе в осенне-зимний период», утвержденного Минпромэнерго РФ 
25 августа 2004 года.

Совершенствование 
контроля и надзора 

Основным положительным итогом работы в первом полугодии 2012 года является отсутствие на поднадзорных объектах аварий, несчастных случаев на производстве (групповых, со смертельным или тяжелым исходом), а основной задачей дальнейшей деятельности является профилактика производственного травматизма и аварийности при эксплуатации поднадзорных производств и объектов.
С целью совершенствования контрольно-надзорной деятельности, улучшения ситуации в сфере промышленной и энергетической безопасности предлагается:
– разработать и утвердить ведомственным нормативным правовым актом правила оценки готовности муниципальных образований к отопительному периоду, иные нормативные правовые акты, нап-равленные на реализацию Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»; 
– в порядке законодательной инициативы предложить изменения действующего законодательства в части повышения ответственности собственников организаций, работодателей за эксплуатацию физически и морально изношенного оборудования, не в полной мере отвечающего требованиям безопасности, стимулирующие его обновление, внедрение новых инновационных технологий. 

Все статьи рубрики