Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Интервью с Ильдаром Бикбулатовым: Экологическая безопасность — основной принцип работы нефтяных компаний на территории республики

 
Бикбулатов Ильдар Ильшатович, заместитель председателя Правительства Удмуртской Республики

Бикбулатов Ильдар Ильшатович
заместитель председателя Правительства Удмуртской Республики

Номер журнала: 

Рубрика: 

Правила игры, которые устанавливаются в нашей стране, в результате глобализационных процессов приведут к тому, что лет через пять те предприятия, которые наносят не- поправимый вред окружающей среде, будут вынуждены или прекратить свою хозяйственную деятельность, или качественно изменить принципы своей работы. Это вряд ли коснется представителей нефтегазодобывающего комплекса, отличающихся высокой культурой производства.

Предлагаем вашему вниманию интервью с заместителем председателя Правительства Удмуртской Республики Ильдаром Ильшатовичем Бикбулатовым.

— Ильдар Ильшатович, как вы оцениваете состояние промышленной и экологической безопасности на нефтедобывающих предприятиях республики, предприятиях газовой отрасли?

 

— В целом состояние нефтегазодобывающего комплекса республики с точки зрения экологической безопасности удовлетворительное.

Начнем с того, что добыча любых полезных ископаемых всегда наносит вред окружающей природе, но задача государства заключается в том, чтобы этот вред не выходил за установленные законом рамки. В соответствии с российским законодательством добыча любых видов сырья разрешена лишь при наличии лицензии на право пользования недрами и проектной документации на разработку месторождений.

Лицензионными обязательствами предусматривается соблюдение «пользователем недр» требований законодательных и нормативных актов Российской Федерации и Удмуртской Республики, затрагивающих сферу недропользования и охраны окружающей природной среды, действующих стандартов (норм, правил) по охране недр и окружающей природной среды, технологии производства и безопасному ведению работ. За соблюдением этих норм осуществляется контроль как со стороны федеральных, так и республиканских контролирующих органов. Благодаря деятельности государственных контролирующих органов на протяжении нескольких лет в республике не происходило крупных аварий, связанных с добычей или транспортировкой нефти и газа.

Экологическая безопасность, сохранение окружающей среды и разумное использование природных ресурсов являются основными принципами работы нефтяных компаний на территории республики.

— С учетом тех задач, которые ставит перед собой нефтедобывающая отрасль — рост бурения, стабилизация добычи нефти и прочее, — усилится техногенное давление на окружающую среду. Готова ли отрасль к решению экологических проблем?

 

— Мы не только готовы, но и сейчас на территории республики вопросам охраны ОС и недр уделяется большое внимание. В основе производственной деятельности наших компаний лежит принцип «Добывая нефть — сохрани природу». Отмечу, что нефтяники нашей республики занимают лидирующие позиции в вопросах промышленной безопасности и охраны окружающей среды.

ОАО «Удмуртнефть» первым среди предприятий нашего региона в 2003 году получило сертификат, подтверждающий соответствие экологической политики компании самым жестким требованиям международного стандарта ИСО 14001. Более того, в 2005 году в ходе независимого аудита с привлечением мирового уровня предприятие в очередной раз подтвердило, что охрана окружающей среды находится на самом высоком международном уровне.

В соответствии с лицензионными обязательствами по всем разрабатываемым на территории нашей республики месторождениям проводятся экологические мониторинги, позволяющие регулярно получать исчерпывающую информацию о состоянии воздуха, грунтов, подземных и поверхностных вод. Мониторинг осуществляется на основании составленных и согласованных с территориальным агентством по недропользованию по УР программ. Анализ показывает, что негативного воздействия на окружающую среду и ухудшения экологической безопасности в пределах разрабатываемых месторождений на территории республики не установлено.

Кроме того, ежеквартально при Министерстве топлива, энергетики и связи УР проводятся совещания по итогам работы компаний, на которых рассматриваются вопросы по выполнению мероприятий, связанных с мониторингом геоэкологической среды и недр.

В 2006 году на реализацию экологических программ и мероприятий израсходовано по ОАО «Удмуртнефть» 320,3 млн руб., по ОАО «Белкамнефть» — более 600 млн руб.

В соответствии с «Основными требованиями к разработке планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти (нефтепродуктов)», утвержденными Постановлением Правительства РФ № 613 от 21.08.01, во всех нефтедобывающих компаниях, нефтебазах и АЗС разрабатываются планы ЛАРН, направленные на обеспечения экологической безопасности и поддержание персонала данных объектов в постоянной готовности к действиям по ликвидации возможных аварийных разливов нефти.

Конечно, даже самый жесткий контроль никогда не избавит нас от рисков возникновения аварийных ситуаций. Самый серьезный случай — это произошедший ровно год тому назад разлив нефти на речке Медла в Дебесском районе. Однако даже в этом случае виновник аварии полностью устранил последствия разлива нефти и выплатил весьма ощутимый штраф за нанесенный природе ущерб.

— Как выстраиваются отношения с соседними регионами в плане промышленной и экологической безопасности? В частности, одна из экологических проблем — утилизация производственных отходов, которую некоторые организации из соседних регионов, например из Башкортостана, решают за счет Удмуртии, вывозя свои отходы на территорию республики.

 

— Во-первых, я сразу хотел бы подчеркнуть, что никакого массового завоза отходов на территорию нашей республики не было, нет и никогда не будет. В прошлом году действительно имели место единичные попытки размещать так называемый буровой шлам (это осадочные породы, которые извлекаются из ствола скважины во время ее бурения). На территории Камбарского района было остановлено несколько машин, принадлежащих фирмам «Илма» и «Энергия-Иж», которые перемещали такой груз без наличия надлежащих документов. В настоящее время оба дела переданы в республиканскую природоохранную прокуратуру и, думаю, сумма штрафов на нарушителей превысит ту выручку, за которой они погнались.

Во-вторых, я бы не сводил задачу обеспечения промышленной и экологической безопасности только лишь к проблеме утилизации отходов — она значительно шире. Да, в республике ежегодно образуется порядка полумиллиона тонн всевозможных, в том числе промышленных отходов. Да, большинство из этого объема пока никак не утилизируется и попадает на свалки — полигоны ТБО, которых в Удмуртии насчитывается порядка 400. Однако пути решения этой проблемы для нас более-менее ясны, и я не усматриваю здесь какой-либо угрозы Удмуртии со стороны соседних регионов.

Явные и потенциальные угрозы нашей экологической безопасности существуют, но они заключаются совсем в другой сфере. Например, работающий на территории Татарстана Менеделеевский химический комбинат. Из-за его близости на территории Граховского района отмечается самый высокий среди сельских районов уровень заболеваемости населения, разумеется, в городах он значительно выше. К сожалению, воздушный бассейн не поддается разграничению между регионами, и нам невозможно изолироваться от соседей.

Или другой очень болезненный вопрос — лоббируемый Татарстаном проект подъема уровня Нижнекамского водохранилища. Правительство Удмуртии считает, что такой проект несостоятелен экономически и, кроме того, его реализация приведет к настоящей экологической катастрофе в юго-восточных районах республики. Поэтому Правительство Удмуртии последовательно работает над тем, чтобы экологическая безопасность десятков тысяч наших сограждан не была нарушена и чтобы подъема уровня не произошло.

— Основным фактором, влияющим на снижение промышленной и экологической безопасности, является износ основных производственных фондов. Предприятия даже нефтегазодобывающего комплекса не стремятся инвестировать в средства производства. И эта проблема уже не узкоспециализированная, а проблема экономики в целом. Что предполагает делать правительство в целях стимулирования инвестиций в основные производственные фонды?

 

Для стимулирования инвестиций в основные производственные фонды Правительством Удмуртской Республики разработаны законы:

  • Закон УР от 5 марта 2003 года № 8-РЗ «О налоговых льготах, связанных с осуществлением инвестиционной деятельности»;
  • Закон УР от 27 ноября 2003 года № 55-РЗ «О налоге на имущество организаций в Удмуртской Республике».
— В связи с вступлением России в ВТО предприятия должны провести сертификацию производства в соответствии с международными экологическими стандартами промышленной безопасности и охраны труда. Удмуртия готова к этому?

 

— Правительство Российской Федерации никогда бы не пошло на вступление страны в ВТО, если бы сертификация большинства отечественных предприятий была нереальной задачей. Да, в Удмуртии пока только три организации имеют такие сертификаты: «Удмуртнефть», Чепецкий механический завод и Ижевский радиозавод. Однако остальные предприятия имеют в своем запасе целых пять лет, для того чтобы спокойно, без штурмовщины пройти через сертификацию, тем более что опыт вышеперечисленных предприятий-передовиков доказывает, что ничего страшного в такой процедуре нет.

Немаловажно и то, что совсем не обязательно приглашать аудиторов из-за рубежа, так как уполномоченные центры сертификации имеются и в нашей стране. Другой вопрос с теми, кто ни при каких обстоятельствах даже через пять лет не сможет получить такой сертификат, поскольку его производство действительно наносит непоправимый вред окружающей среде. Что ж, и в этом случае вступление в ВТО пойдет на пользу россиянам, которые получат возможность жить в более благоприятных внешних условиях.

— Существует ли в настоящее время четкое понимание каждым уровнем власти своей компетенции и задач в части разграничений полномочий федеральных и региональных органов власти, органами власти в сфере экологической и промышленной безопасности?

 

— Ваш вопрос состоит как минимум из двух. Если говорить о понимании задач в этой сфере, то их понимание республиканскими органами власти, конечно, есть. Дело в том, что с 1 января этого года полномочия по осуществлению государственной экологической экспертизы переданы на уровень субъекта. Что касается определения сферы своей компетенции — то для этого необходимо разграничение объектов государственного экологического контроля на объекты федерального и республиканского контроля. На сегодняшний день подготовлено и находится на рассмотрении «Соглашение о взаимодействии Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Правительства УР по вопросам разрешительной и контрольной деятельности в сфере охраны окружающей среды». Надеюсь, что после подписания этого документа все вопросы будут урегулированы.

— В 2006 году потребление электрической энергии в России выросло на 5-7%. Новые мощности вводятся крайне медленно. Тем более, что энергетическая отрасль переживает сейчас стадию реформирования, когда выстраиваются новые отношения с хозяйствующими субъектами. Сейчас уже принимаются какие-то меры, для того чтобы с промышленным ростом возможности энергетической системы республики соответствовали энергетическим запросам хозяйствующих субъектов и социальной сферы?

 

— Для того чтобы экономика Удмуртии развивалась в соответствии с «Программой социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2005-2009 гг.», необходимо наращивать объем используемой электроэнергии.

Как видно из динамики, потребность в электроэнергии республики за счет собственного производства обеспечивается на 35-38%.

Предприятиями УФ ОАО «ТГК-5» уже взято направление на реконструкцию станций с применением газотурбинной надстройки, что позволит повысить эффективность работы станции, улучшить ее технико-экономические показатели и увеличить выработку электроэнергии. А самое главное — обеспечить необходимым количеством электрической и тепловой энергии развивающуюся экономику Удмуртии.

Необходимо отметить, что в республике стал активизироваться и сектор так называемой малой энергетики. В конце 2006 года МУП «Горкоммунтеплосеть» построена и введена в работу газопоршневая мини-ТЭЦ на котельной по ул. Дружбы мощностью 4.8 МВт.

На крупных промышленных предприятиях тоже рассматриваются вопросы по наращиванию собственных мощностей.

На ТЭЦ ЧМЗ введен в работу энергоблок мощностью 24,5 МВт, на ГУП «Воткинский завод» введен в работу новый генератор на 4 МВт. На котельной Увинского МУП ЖКХ введена газопоршневая установка мощностью 150 кВт. Автозавод прорабатывает вопрос о строительстве своей мини-ТЭЦ.

Рост экономики, жилищного строительства, социальной сферы невозможен без развития инфраструктуры, инженерных сетей, тепло- и электроэнергетики. В связи с возрастающим спросом на электрическую мощность сетевые компании решают вопросы обеспечения и надежности электроснабжения населения и промышленности. В 2006 году в ОАО «Удмуртэнерго» реконструированы и введены в эксплуатацию трансформаторные подстанции общей мощностью 139 МВА.

Президентом перед энергетиками также поставлена задача обеспечения инженерной инфраструктуры тепловых сетей для развития жилого строительства и социальной сферы города. Для теплоснабжения восточной части города Ижевска с Ижевской ТЭЦ-2 необходимо выполнить строительство третьего тепловывода, что позволит использовать запертые мощности около 500 Гигакалорий на ТЭЦ-2.

Реконструкция тепловыводов с Ижевской ТЭЦ-1 с заменой трубопровода сечением 500 на 800 обеспечит толчок новому строительству в центральной части города.

В настоящее время в целях определения развития централизованного теплоснабжения г. Ижевска на 2010-й — с перспективой до 2015 года с учетом генерального плана развития градостроительства разработана Концепция развития централизованного теплоснабжения г. Ижевска (в зонах действия теплоисточников).

Статья находится в свободном доступе благодаря Медиа-центр "АльфаPR"

Все статьи рубрики