Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Импортозамещение на основе кластерной политики

 
БУЛАТОВ  Рамиль Исмагилович, представитель Российского  экологического центра  в Республике Татарстан,  руководитель проектов,  член Академии информатизации Республики Татарстан

БУЛАТОВ Рамиль Исмагилович
представитель Российского экологического центра в Республике Татарстан, руководитель проектов, член Академии информатизации Республики Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

В СМИ Республики Татарстан прозвучал лозунг: «Малый и средний бизнес включат в производственные цепочки крупнейших предприятий Татарстана», который квалифицировал момент образования «Камского центра кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства» (ЦКР) и Стратегическую сессию 13 ноября 2014 года, открывшую точку отсчета в работе центра, зарегистрированного как некоммерческая организация с бюджетом от Минэкономики РТ в 9,2 млн рублей. Цель новой структуры — координация проектов, обеспечивающих развитие территориальных кластеров и взаимодействие их участников  кластеров между собой.
Кластер объединяет якорные предприятия Закамья от «Камаза» и СП Ford Sollers до «Нижнекамскнефтехима» и «Нижнекамскшины». Цель — создать между ними кооперацию и включить в цепочки малый и средний бизнес, что даст значительное количество новых рабочих мест и решит целый ряд социальных задач.
Камский инновационный терри-ториально-производственный кластер охватывает территорию в 7,5 тыс. км2 с численностью населения в 1 млн человек. Объем промышленного производства составляет 665 млрд рублей (по оценке 2012 года). Здесь производится около 40 % синтетических каучуков, 24 % пластиков, каждый третий российский грузовой автомобиль и каждая третья шина. Здесь представлены известные мировые компании: Daimler, Ford, Rockwool, Cammins, Zahnradfabrik, New Holland, Air Liquide, Schneider Electric, Mitsubishi Fuso Truck and Bus /http://kazanfirst.ru./feed/31172/.
Планируется, что ЦКР также будет взаимодействовать с камским индустриальным парком «Мастер», особой экономической зоной «Алабуга», технопарком Прикамья, индустриальным парком «Камские поляны» и челнинским IT-парком. 
Мы побывали на Стратегической сессии и начали работу с ЦКР, где наряду с выставочной экспозицией участников машиностроительного кластера, IT-кластера, инфраструктуры поддержки предпринимательства Закамского региона Республики Татарстан была проведена пленарная сессия при модераторстве координатора общественных омбудсменов Аппарата Уполномоченного при Президенте РФ по защите прав предпринимателей, директора АНО «Центр общественных процедур «Новая индустриализация» А.О. Алехнович. Далее работа сессии перетекла на круглые столы, где темы, предложенные для обсуждения, говорят сами за себя и полностью раскрывают круг проблем, целей и задач кластерного развития Закамского региона РТ: взаимодействие бизнеса и науки — роль инжиниринговых центров в деятельности малого и среднего бизнеса; механизмы получения заказов от крупнейших корпораций РФ для предприятий машиностроения малого и среднего бизнеса Закамского региона РТ; импортозамещение российскими аналогами компьютерного оборудования и программного обеспечения; возможности венчурных инвестиций для предприятий малого и среднего бизнеса; кадровое обеспечение предприятий Камского экономического района РТ. Внедрение инновационных подходов при подготовке кадров; технопарк как интегратор кластерных инициатив в сфере высоких технологий.
В состав 300 заинтересованных и приглашенных входили в том числе представители Минэкономразвития РФ, Минэкономики РТ, Муниципальных образований РТ, Ассоциации инновационных регионов РФ, ОАО РВК, ГК «Ростех», ОАО «КАМАЗ», департамента реструктуризации производственных активов ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Российского экологического центра, вузов, известные ученые и свободные предприниматели, организаторы малого бизнеса, для которых вопросы аутсорсинга не пустой звук, а новые цели, задачи и фронт работ для трудовых коллективов МСП. 
Стратегическая сессия продемонстрировала круг заинтересованных организаций и лиц, которые будут бороться за подъем объемов производства импортозамещающего рыночного продукта на всех уровнях от идеи до потребителя. Нелишне напомнить, что  Президентом РТ Р.Н. Миннихановым поставлена стратегическая цель увеличения доли МСП в ВНП Татарстана с 25 % до 34 % буквально в ближайшие годы. Аналитики утверждают, что такая задача по силам отечественной науке и производству на основе политики государства, направленной на развитие инновационной экономики. 
В соответствии с письмом МЭР РФ от 26 декабря 2008 года № 20615-АК/Д19 опубликованы Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах РФ, где указывается на то, Концепцией долгосрочного социально-экономического развития РФ, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р, предусматривается создание сети территориально-производственных кластеров, реализующих конкурентный потенциал территорий, формирование ряда инновационных высокотехнологичных кластеров в европейской и азиатской части России. Территориально-отраслевые кластеры реализуются как государственными структурами, так и в инициативном порядке на основе частно-государственного партнерства. Рекомендации для инициаторов проектов создания территориально-отраслевых комплексов (кластеров) разработаны на основе результатов деятельности РГ «Новая индустриализация», действовавшей в рамках реализации соглашения между Минэкономразвития РФ, Деловой Россией, Внешэкономбанком и Агентством стратегических инициатив. 
На федеральном уровне создан ряд механизмов, позволяющих обеспечить гибкое финансирование мероприятий по развитию кластеров. Так, в соответствии с Правилами предоставления средств федерального бюджета, предусмотренных на господдержку МП, утвержденными постановлением Правительства РФ от 22 апреля 2005 года № 249, на конкурсной основе осуществляется предоставление субсидий субъектам РФ на финансирование мероприятий, предусмотренных в соответствующей региональной программе. Данный механизм создает возможности для максимально гибкого использования финансовой поддержки субъектов РФ в целях реализации широкого спектра кластерных проектов.
Благоприятные возможности для развития кластерных проектов открывает использование потенциала особых экономических зон технико-внедренческого, промышленно-производственного, туристско-рекреационного и портового типа, создаваемых в соответствии с ФЗ «Об особых экономических зонах» от 22 июля 2005 года «116-ФЗ, а также технопарков, создание которых осуществляется в рамках реализации государственной программы «Создание в Российской Федерации технопарков в сфере высоких технологий», одобренной распоряжением Правительства РФ от 10 марта 2006 года № 328-р.
Вопросы импортозамещения коснулись и сельского хозяйства, а именно продукции глубокой переработки животноводства, птицеводства, растениеводства, зерновых, овощей, фруктов, ягод, лекарственных трав и др.
В Татарстане в рамках работ Минсельхозпрод РТ предусмотрено развитие пищевого кластера, включающего в себя мясное, молочное и овощное направление. Кроме того, в рамках реализации целевой программы «Развитие биотехнологий в РТ на 2010-2020 годы, утвержденной постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 24 марта 2010 года № 180 ведется работа по реализации проектов, определяющих дальнейшее развитие биотехнологий в области сельского хозяйства: «Комплекс глубокой переработки зерна», «Комплекс производства лизина и кормовых добавок», «Опытно-промышленный биотехнологический кластер», «Комплекс переработки животноводческих отходов в биогаз и удобрения». Кластеры могут развиваться от монопрофильных к многопрофильным, в том числе взаимодействуя с другими ТОК. По инициативе и силами объединения представителей МСП фермеров, сельскохозяйственных кооперативов, малых предприятий при участии и поддержке ФГБОУ ВПО Казанский государственный аграрный университет», АНО ЦОП «Новая индустриализация», Деловой России, ОАО «ВТБ Банк», Администрации Алькеевского муниципального района, Уполномоченного при Президенте РТ по защите прав предпринимателей Т.Д. Нугуманова, Минсельхозпрод РТ, Минэкономики РТ создан и развивается ТОК «Агрополис «Алькиагробиопром». ТОК планирует осуществлять программу развития сельского хозяйства и кооперации в регионе на основе глубокой переработки сельхозпродукции, направленную на импортозамещение продовольственной линейки для населения республики в русле концепции проекта «Татарстан без ГМО», программ выпуска экологически чистой продукции и продуктовой линии «Халяль». Предусматривая цели и задачи будущего рынка сбыта, участники ТОК «Агрополис «Алькиагробиопром» принимают участие в работе «ЦКР развития субъектов МСП» из г. Набережных Челнов. Надеясь на тесное сотрудничество с государственными структурами в русле политики руководства страны и республики на импортозамещение, члены кластера вошли в состав рабочих групп при Минсельхозпрод РТ по производству мяса, молока и растениеводству.     
В свою очередь ученые, научные работники, инженеры и агрономы рассчитывают на то, что в рамках кластера при поддержке КГАУ будет предоставлена возможность проводить и НИОКР — пусть на первом этапе небольшие,  направленные на инновационное развитие ТОК, что было сильно затруднено в рамках автономного малого предпринимательства. В этом смысле многопрофильность кластеров оправдана и приветствуется гражданским обществом, научным миром и государством. 
Рассматривая развитие Республики Татарстан с позиций проекта «Татарстан-2030» (рис. 2) отметим, что республика в соответствии с проектом разделена на три агломерации»: Казанская, Камская, Альметьевская. Однако если рассматривать этот регион с позиций более ранних проектов, например, проекта по развитию Камского инновационного ТПК (рис.1), то можно видеть что территории и задачи в некотором смысле не совпадают. Очевидно, потребуется не только проведение дополнительных работ по сопряжению интересов трех экономических агломераций, их целей и задач в рамках различных республиканских проектов с участием федерального центра, но и объединения различных интересов в единый вектор усилий, направленных на рост экономики РТ, в том числе за счет инновационной составляющей, развития МСП и импортозамещения. Также придется учитывать вышесказанное при отработке функций управляемости территорией на местах и проектными инициативами петербургской группы авторов проекта. Так как сам проект генерального развития РТ реализуется таким образом, что у него появился центр долгосрочного планирования и управления — центр стратегического планирования (АНО «Леонтьевский центр», Санкт-Петербург), центр республиканского управления (Кабинет министров РТ, г. Казань) с территориальными кластерами и  тремя экономическими зонами, действующими во взаимосвязи с управляющими функциями федерального центра (Правительство РФ, Москва), это, по мнению авторов проекта «Татарстан-2030», должно способствовать выработке оптимальных решений и их успешной материализации.   
В настоящее время в РТ правительственными структурами реализуется проект организации территориально-отраслевого кластера Экопитание. 
Интересный проект по мобилизации и синтезу усилий региональных малых предприятий реализуется в Азнакаевском районе РТ. Основанием для реализации инновационного проекта является Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 7 мая 2014 года № 302 «Об утверждении Плана мероприятий развития малого и среднего предпринимательства в Республике Татарстан на 2014-2016 годы» и инвестиционный паспорт Азнакаевского муниципального района, который определяет главную цель стратегии развития  района — формирование устойчивой экономической базы и стабильное повышение благосостояния всех слоев населения. Инновационный проект поддержан руководством Азнакаевского района, Министерством экономики РТ, Камским ЦКР, Российским экологическим центром. В инвестиционном паспорте Азнакаевского муниципального района показано, что сумма налоговых поступлений от деятельности предпринимателей в бюджеты всех уровней составила почти 328 миллионов рублей, что составляет 24 % от общих поступлений. В соответствии с проведенным анализом социально-экономической ситуации в районе и инвестиционным паспортом района был разработан инновационный проект «Азнакаево — город «Зеленых инноваций» с высоким качеством жизни населения», направленного на цели и задачи по развитию республиканского МСП и обеспечению роста доли  МСП в валовом региональном продукте до 34 % согласно Постановлению № 302. Доля малого бизнеса в валовом территориальном продукте Азнакаевского района  составляет 15 %, и задача настоящего проекта — обеспечить положительную динамику и рост показателя до 34 % по итогам 2017 года, который в настоящее время составляет в среднем по Республике Татарстан ~ 25÷26 %. По ходу развития проекта предусматривается создание Центра научно-технического и инжинирингового развития «Азнакай», который вкупе с проектом рассматривается руководством республики в качестве тематической площадки для развития фрагментов проекта «Татарстан-2030» в определенных направлениях развития будет обеспечен соответствующими отдельными внутренними проектами, называемыми «точками роста»: человеческий капитал; институты и предпринимательство; инновации, информация и технологии; пространство, инфраструктура, реальный капитал. Впоследствии «точки роста» в качестве «локомотивных проектов» предусматривается объединить в структуру технопаркового типа с единым центром инвестирования, экономической, научной и технической политики.
Проект предусматривает разработку и внедрение системного подхода к организации инфраструктуры города с современных позиций и прогрессивных подходов к  термину и технологии создания «умного города». Девиз проекта «Зеленые инновации в действии» должен показать реальные экономические результаты при производстве и реализации экологически чистой сертифицированной импортозамещаемой продукции глубокой переработки местного агросырья.
В проекте «Татарстан-2030» специально отведено место Азнакаевскому району, входящему в Альметьевскую агломерацию, граничащую с Республикой Башкортостан, Оренбургской и Самарской областями, вследствие чего рекомендуется развивать экономику района, в том числе и за счет трансграничного сотрудничества и строительства соответствующих экономических связей и моделей. 

Все статьи рубрики