Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Главное при разработке плана мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО

 
Давыдов Константин Александрович, руководитель Волжско-Окского управления Ростехнадзора

Давыдов Константин Александрович
руководитель Волжско-Окского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

О главных моментах, на которые необходимо обратить внимание при разработке планов мероприятий  по локализации и ликвидации последствий аварий (далее ПМЛЛА) на опасном производственном объекте, рассказал руководитель Волжско-Окского управления Ростехнадзора  Константин Александрович Давыдов.

Нормативно-правовая база для разработки планов

Данные мероприятия на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности осуществляются посредством разработки и утверждения руководителем организации или структурного подразделения специальных планов.
Порядок разработки указанных планов и требования к их содержанию установлены Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, которое утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.08.2013 г.  № 730. В соответствии с указанным положением планы мероприятий согласовываются руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
В настоящее время требования к составу (разделам) и содержанию документа, определяющего порядок действий в случае аварии на объекте, содержатся в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (ФНП) и других нормативно-правовых актах федеральных органов исполнительной власти, где документы называются «План ликвидации аварии», «План локализации и ликвидации последствий аварий», «План ликвидации (локализации) аварий» или «План ликвидации аварий и защиты персонала».
Зачастую перечисленные документы не учитывают требования в зависимости от классов опасности объектов, да и содержание планов не соответствует установленному в положении.
Принимая во внимание, что статус постановления Правительства Российской Федерации выше статуса ФНП и других актов, то ФНП и другие акты продолжают действовать в области их распространения в части, не противоречащей положению.
Таким образом, организации, эксплуатирующие объекты I, II и III классов опасности, должны разработать и утвердить планы мероприятий, названия и содержание которых соответствуют положению. При этом специальные разделы планов мероприятий должны определять порядок действий в случае аварий на объекте в соответствии с требованиями, установленными ФНП и другими действующими актами.
Кроме того, в соответствии с п. 107 Федеральных норм и правил для ОПО, на которых обращается нефть и нефтепродукты, при наличии риска распространения разлива за пределы опасного производственного объекта должны быть разработаны и утверждены в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», планы по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН).

Анализ риска аварий

Планы мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий должны учитывать анализ опасностей и оценку риска аварий на ОПО.
Анализ риска аварии — специальный научно-технический метод исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий на ОПО.
Данный метод подразумевает выявление, анализ и прогнозирование опасностей промышленных аварий и разработку организационно-технических мер по их предупреждению.
Базовым инструментом оценки являются методы качественной и количественной оценки анализа риска аварий. Ростехнадзором активно внедряются методики анализа риска, за последние несколько лет принято более 10 новых руководств по безопасности, посвященных анализу риска аварий.
Главным итогом в направлении разработки методов оценки анализа риска стала разработанная Методика установления допустимого риска аварий на ОПО нефтегазового комплекса, которая была утверждена в форме Руководства по безопасности 23.08.2016 г. Приказом Ростехнадзора № 349.
Разработанные методики позволяют давать более точные результаты, чем методики тротилового эквивалента РД 03-409-01, РД 03-26-2007 и др. и отражают более реальные условия развития аварий.
На этапе эксплуатации ОПО целью анализа риска является ликвидация аварийной ситуации на ОПО, поэтому разработчик документации вправе самостоятельно выбирать методики оценки анализа риска для полноты оценки состояния ОПО.

Основные нарушения в ПМЛЛА

При проведении контрольных мероприятий в отношении организаций, эксплуатирующих ОПО I, II и III классов опасности, надзорными органами выявляются факты несоответствии требованиям к содержанию ПМЛЛА, в части:

  • планирования действий персонала ОПО и специализированных служб на разных уровнях развития ситуаций;
  • разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
  • достаточности принятых мер по предупреждению аварий на объекте;
  • организации материально-тех-нического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.

По результатам проверок принимаются меры административного воздействия в отношении лиц, допустивших нарушения согласно ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Содержание ПМЛЛА

ПМЛЛА предусматривает:
а) возможные сценарии возникновения и развития аварий на объекте;
б) достаточное количество сил и средств, используемых для локализации и ликвидации последствий аварий на объекте (далее силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации последствий аварий, а также необходимость привлечения профессиональных аварийно-спасательных формирований;
в) организацию взаимодействия сил и средств;
г) состав и дислокацию сил и средств;
д) порядок обеспечения постоянной готовности сил и средств к локализации и ликвидации последствий аварий на объекте с указанием организаций, которые несут ответственность за поддержание этих сил и средств в установленной степени готовности;
е) организацию управления, связи и оповещения при аварии на объекте;
ж) систему взаимного обмена информацией между организациями — участниками локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
з) первоочередные действия при получении сигнала об аварии на объекте;
и) действия производственного персонала и аварийно-спасательных служб (формирований) по локализации и ликвидации аварийных ситуаций;
к) мероприятия, направленные на обеспечение безопасности населения;
л) организацию материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.
План мероприятий разрабатывается для объекта, зарегистрированного в государственном реестре опасных производственных объектов.
В случае если два и более объекта, эксплуатируемых одной организацией, расположены на одном земельном участке или на смежных земельных участках, организация, эксплуатирующая эти объекты, вправе разрабатывать единый план мероприятий.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики