Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Энергоаудит: задачи, опыт, эффективность

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Энергоаудит (или энергетическое обследование) во всем мире признан как одна из ключевых форм управления энергоэффективностью любого предприятия, организации, муниципального образования и так далее. В России энергоаудит получил серьезное развитие после 1996 года в связи с принятием Федерального закона «Об энергосбережении», которым, в частности, предписано обязательное энергетическое обследование предприятий и организаций, потребляющих более 6 тысяч тонн условного топлива. В 2005 году был принят Закон «Об энергосбережении в Удмуртской Республике», где энергетическим обследованиям также отведена значительная роль. После ликвидации Удмуртгосэнергонадзора все вопросы энергосбережения в Удмуртской Республике перешли в ведение АНО «Агентство по энергосбережению». И сегодня в Удмуртии квалифицированные энергетические обследования проводят только специалисты Агентства по энерго-сбережению, где создан отдел энергоаудита и инвестиций.

 

Тестоедов Владимир Владимирович, заместитель директора по энергоаудиту АНО «Агентство по энергосбережению»

Об энергетическом обследовании на территории Удмуртии мы беседуем с заместителем директора АНО «Агентство по энергосбережению» Владимиром Владимировичем Тестоедовым.

- Каковы цели и задачи энергоаудита?
- Энергоаудит, или энергетическое обследование предприятий и организаций, – важный фактор управления энергоэффективностью. Он предполагает оценку всех аспектов деятельности предприятия, которые связаны с затратами на топливо, энергию различных видов. Цель энергоаудита — оценить эффективность использования топливно-энергетических ресурсов и разработать действенные меры для снижения затрат предприятия.

- На каких предприятиях специалисты Агентства по энергосбережению проводят энергетические обследования?
- В соответствии с законодательной базой мы проводим энергетические обследования промышленных предприятий и организаций бюджетной сферы. Практика энергоаудита на промышленных предприятиях Удмуртии нарабатывалась с 2000 года. На Чепецком механическом заводе мы проводили энергетические обследования уже дважды. Среди других предприятий, заказывавших нам энергетические обследования - Ижевский завод пластмасс, Камский завод ЖБиК, «Ижнефтемаш» и ряд других. В ходе энергоаудита наши специалисты определяют индикаторы эффективности, главным образом, удельное потребление энергоресурсов на единицу выпускаемой продукции (энергоемкость производства). В процессе обследования определяются факторы, влияющие на этот показатель, и из множества выделяются наиболее значимые. Исходя из этого разрабатываются энергосберегающие мероприятия с технико-экономическим обоснованем, где определяются экономический эффект и необходимые инвестиции. В первую очередь, рекомендуем реализовывать мероприятия с наименьшим сроком окупаемости, затем полученные сэкономленные средства советуем направлять на дальнейшее повышение энергоэффективности производства.

- В республике сложилась система работы по повышению энергоэффективности бюджетных организаций. Ее фундаментом является энергоаудит. Расскажите об энергетических обследованиях в бюджетной сфере.
- В бюджетных организациях Удмуртии процесс энергоаудита достаточно активно идет уже четвертый год. Цель этой работы – экономия бюджетных затрат на энергоресурсы как на республиканском, так и на муниципальном уровне. Финансирование энергетических обследований ведется из консолидированных средств бюджета. Специалисты Агентства проводят энергетические обследования объектов здравоохранения, образования, ветеринарии, культуры, дошкольного воспитания и так далее. Начинали мы с энергоаудита республиканских организаций бюджетной сферы.

В ходе энергетического обследования мы выявляем пути энергосбережения и рекомендуем заказчику провести комплекс организационных и технических мероприятий. Крупные республиканские организации бюджетной сферы уже научились подходить к энергосбережению очень ответственно. Вот лишь один пример. АНО «Агентство по энергосбережению» участвовало в разработке ведомственной программы «Энергоэффективность потребителей, подключенных к ЦТП РКБ №1». РКБ №1 – очень крупный и энергоемкий комлекс республиканской бюджетной сферы. Так, в 2004 году суммарные затраты на топливно-энергетические ресурсы и воду составили здесь более 19,2 млн рублей. При разработке ведомственной программы перед нами стояла задача повышения энергоэффективности, надежности энергоснабжения и снижения вредного воздействия на окружающую среду. По результатам энергетического обследования мы предложили РКБ №1 комплекс энергосберегающих мероприятий, многие из которых к сегодняшнему дню уже выполнены. В частности, на тепловых пунктах зданий установлены 19 узлов учета. Затраты составили 1,97 млн руб, а экономический эффект уже через год - 2,14 млн руб. Кроме того, был поставлен погодный регулятор системы отопления. На очереди – внедрение энергосберегающих ламп в системе освещения. Все это дает ежедневный экономический эффект и оптимизирует бюджетные расходы.

Также согласно разработанным и принятым программам «Энергоэффективность в бюджетной сфере и жилищно-коммунальном хозяйстве районов УР» в 2008 году специалистами Агентства проведен мониторинг эффективности использования ТЭР на 250 котельных жилищно-коммунального хозяйства в районах Удмуртской Республики. В расчетах были использованы следующие индикаторы:
- коэффициент использования установленной мощности (КИУМ);
- расход тепловой энергии на собственные нужды котельных;
- коэффициент полезного действия (КПД).

Так КИУМ в среднем по данным котельным (всех видов топлива) составил 0,234 при расчетном нормативном для Удмуртской Республики 0,474. То есть наблюдается избыток установленной мощности. Это связано с завышенной мощностью котельных, отсутствием узлов учета выработки тепловой энергии, ведущим к неверному определению ее объемов.

Анализ мониторинга показал также, что расход тепловой энергии на собственные нужды котельных не соответствует нормативным значениям. В частности, для газовых котельных он составил в среднем 2,7% при нормативном значении 2,26%. Поэтому предприятиям расход тепловой энергии на собственные нужды необходимо довести до нормативного.
Не соответствует среднему расчетному значению и КПД. Так, для газовых он фактически составляет 77,4% (должно 90%), для угольных — 51,8% (должно 70%). Такой разброс значений КПД говорит о неправильном определении выработки (отпуска) тепловой энергии с котельной невольно должен заставить задуматься специалистов ЖКХ на местах.  

- А как обстоит дело с повышением энергоэффективности в муниципальных организациях бюджетной сферы?
- В каждом городе и районе Удмуртии приняты и реализуются муниципальные программы энергосбережения. И если в бюджетной сфере республиканского подчинения порядок в использовании и учете энергоресурсов уже частично наведен, то муниципальная бюджетная сфера только в начале пути. Энергоэффективностью долгие годы никто не занимался, все бюджетные организации жили сегодняшним днем - лишь бы было тепло и светло при любых затратах. Специалистов по энергосбережению в муниципальных образованиях практически нет. Поэтому поле деятельности здесь более широкое. Агентством по энергосбережению проведены энергетические обследования бюджетных организаций в Сарапуле, Можге и одиннадцати районах: Вавожском, Воткинском, Глазовском, Игринском, Кезском, Кизнерском, Киясовском, Сюмсинском, Сарапульском, Малопургинском и Увинском. В каждом муниципальном образовании мы провели энергетические обследования двух-четырех объектов.

- Какие наиболее распространенные проблемы были выявлены?
- В муниципальных учреждениях много просчетов уже на уровне заключения договоров с энергоснабжающими организациями. Энергетики заинтересованы в большей прибыли, а в сельских бюджетных организациях нет квалифицированного персонала по энергетике. Какие договоры им дают, такие они и подписывают. А при обследовании мы выявляем, что в договоре неверно указаны площади отапливаемых помещений, величина энергопотерь, применяется не та методика расчетов и так далее.  Например, неверный выбор тарифа по уровню напряжения на электроэнергию в средней школе Кезского района (пос. Кез) оборачивается ежегодной переплатой в 39 тыс. руб. (в ценах текущего года). В детском саду №5 г. Сарапула к фактическому объему электропотребления применяется надбавка 15%, ведущая к ежегодной переплате в 27,6 тыс. руб. за 12,9 кВтч. Как показало обследование, ее использование неправомерно. При обследовании средней общеообразовательной школы поселка Первомайский (Киясовский район) выявлено, что при расчете теплопотребления неверно указан объем здания. В результате учреждение переплачивает за 103,14 Гкал  по нашему расчету 108,44 тыс. руб.

Главная организационная проблема оптимизации расчетов за теплоснабжение – отсутствие приборов учета. В электроснабжении это неверное место установки приборов учета, а также общий счетчик, к которому подключены сторонние потребители, а расплачиваются бюджетные организации. Мы вскрываем все эти факты. По результатам энергетических обследований пересматриваются договоры, проводятся рекомендованные нами организационные и технические мероприятия, появляется реальная экономия бюджетных средств.

- Расскажите о технических мероприятиях, которые вы рекомендуете проводить чаще всего?
- Среди наиболее характерных технических мероприятий - замена ограждающих конструкций, особенно окон. Ветхие рамы – это всегда большие теплопотери. Например, замена ветхих оконных блоков в средней школе пос. Какмож Вавожского района позволит снизить потери тепловой энергии в размере 132,2 Гкал и сэкономить 164,8 тыс. руб.

Также мы рекомендуем промывку внутренних систем теплоснабжения. Промывку радиаторов либо вообще не делают, либо делают очень неэффективно. Последствия таковы, что в одном здании где-то идет перегрев помещения, а где-то недогрев. К сожалению, в бюджетных организациях не обращают внимания на теплоизоляцию разводки в подвальных помещениях. В итоге много тепла теряется впустую – отапливаются подвалы: температура там порой бывает выше, чем в рабочих помещениях. Так как при отоплении средней школы №2 г. Сарапула в подвальном помещении через неизолированные трубопроводы теряется 37,9 Гкал на сумму 32,4 тыс. руб. в год.

Мы рекомендуем проводить автоматизацию теплоснабжения. Сейчас на рынке достаточно технических средств, при применении которых автоматика позволяет регулировать температуру теплоносителя в зависимости от погоды, а также учитывать подачу тепла в течение рабочего дня. Такие автоматические системы опробованы в организациях бюджетной сферы Увинского района и дают большой экономический эффект.

В части электроэнергии - в бюджетных организациях, где имеются пищеблоки, основное потребление электрической энергии идет старыми нерегулируемыми электроплитами, где одним выключателем зажигаются все конфорки мощного агрегата в 24 КВт. Как пример - замена электроплит на новое оборудование в д/с №5 г. Сарапула позволит снизить затраты на 15,4 тыс. руб. в год за 7,2 тыс. кВтч.

В освещении, в том числе уличном, используются морально устаревшие энергоемкие светильники. Мы рекомендуем установку экономичных светильников, которые при той же освещенности потребляют в разы меньше электроэнергии. Например, замена ламп накаливания на современные люминесцентные светильники в средней школе пос. Первомайский Киясовского района позволит снизить расходы электроэнергии на 18 тыс. кВтч на сумму 38,5 тыс. руб.

- Какие пути ускорения процесса энергосбережения в муниципальных бюджетных учреждениях вы видите сегодня?
- Муниципальных организаций бюджетной сферы в Удмуртии более трех тысяч. Проведение энергетического обследования на одном объекте занимает не меньше месяца. Всех в короткие сроки не охватить. Да и нет необходимости в поголовном энергетическом обследовании: недостатки в организациях типичные. Мы сдаем отчет об энергетическом обследовании в администрации городов и районов, а специалисты муниципалитетов должны изучить и использовать наши рекомендации для повышения энергоэффективности в других бюджетных организациях. Нужно внедрять на муниципальном уровне грамотный энергоменеджмент.

 Еще одна проблема – лимитирование и стимулирование в бюджетной сфере. Бюджетники финансово не заинтересованы в экономии энергоресурсов, порочная практика планирования выделения средств от достигнутого складывалась десятилетиями. И если где-то руководитель проявил инициативу и сэкономил, то в будущем ему снизят финансирование учреждения. Сегодня бюджетная система переходит от управления затратами к управлению результатами. Надеюсь, что это положительно скажется и на системе энергосбережения.

Все статьи рубрики