Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Экологическое нормирование в системе управления экологической безопасностью при хранении и уничтожении химического оружия

 
Орловская Ирина Владимировна, заместитель директора Государственного научно-исследовательского института промышленной экологии

Орловская Ирина Владимировна
заместитель директора Государственного научно-исследовательского института промышленной экологии

Номер журнала: 

Рубрика: 

Система экологического нормирования как элемент экологической безопасности населения и окружающей среды недостаточно изучена. В научном, методологическом и методическом плане отсутствуют глубоко проработанные и научно-обоснованные принципы, подходы, приоритеты и механизмы экологического нормирования и контроля за соблюдением установленных нормативов. Задача нормирования - создать гибкую систему нормирования окружающей среды.

Уничтожение химического оружия, одного из трех основных типов оружия массового поражения, - необходимое, важное и чрезвычайно ответственное мероприятие, организация которого выходит далеко за рамки компетенции отдельного региона, на территории которого размещены арсеналы химических боеприпасов. Уничтожение химического оружия должно предусматривать не только решение сложнейших организационных и технических задач по уничтожению накопленных запасов отравляющих веществ, но и вопросов по восстановлению экологического благополучия территорий, на которых ранее разрабатывалось, производилось, испытывалось, хранилось и уничтожалось химическое оружие.

В соответствии со статьей 12 ФЗ РФ «Об уничтожении химического оружия» [1] одним из основных принципов обеспечения безопасности граждан и защиты окружающей среды при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химическоuо оружия является соблюдение экологических нормативов и стандартов безопасности. В настоящее время система экологического нормирования как элемент экологической безопасности населения и окружающей среды недостаточно изучена. В научном, методологическом и методическом плане отсутствуют глубоко проработанные и научно обоснованные принципы, подходы, приоритеты и механизмы экологического нормирования и контроля за соблюдением установленных нормативов.

Основой для нормирования в области охраны окружающей среды является система экологических законов, регламентов и стандартов, которая наравне с технологическими регламентами регулирует производственную деятельность предприятий [2, 3]. На сегодняшний день законодательство в области экологического нормирования не имеет прямого действия, а принятых «подзаконных» актов по экологическому нормированию недостаточно для обеспечения эффективной работы в этой области. Для более 80% наименований нормативов в области охраны окружающей среды, предусмотренных природоохранным законодательством, не установлен соответствующий порядок. Так, например:
• не определен порядок установления и утверждения нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, позволяющих оценивать и регулировать совокупное воздействие комплекса источников техногенного загрязнения, расположенных в пределах конкретных территорий;
• не разработаны и не утверждены перечни объектов (кадастров), в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов;
• не установлены технические нормативы выбросов для стационарных источников, технологических процессов, технологического оборудования.

Из-за отсутствия вышеперечисленных нормативов трудно заставить природопользователей проводить своевременную замену морально устаревших и физически изношенных производственных фондов, внедрять современные природоохранные и ресурсосберегающие технологии.

Совершенно очевидно, что для объектов уничтожения химического оружия, наиболее уязвимых с точки зрения обеспечения экологической безопасности и внимания со стороны государственного, гражданского и общественного контроля, должны быть установлены все предусмотренные законодательством нормативы в области охраны окружающей среды. Поэтому развитие нормативно-правовой базы экологического нормирования является первоочередной задачей в рамках гарантированного обеспечения экологической безопасности на объектах уничтожения отравляющих веществ, а дальнейшее повышение эффективности экологического нормирования как инструмента, обеспечивающего экологическую безопасность в процессе хранения и уничтожения химического оружия, осуществимо при условии реализации следующих мероприятий:
• проведения научно-исследовательских работ по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды;
• разработке порядка установления нормативов допустимого изъятия компонентов природной среды, нормативов допустимых физических воздействий на природную среду, нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, технических и технологических нормативов выбросов;
• выявлению оснований для разработки и пересмотра нормативов в области охраны окружающей среды;
• формированию и обеспечению ведения единой информационной базы данных нормативов в области охраны окружающей среды;
• оценке и прогнозированию экологических, социально-экономических последствий применения нормативов в области охраны окружающей среды;
• разработке и утверждению перечней объектов (кадастров), в отношении которых должны определяться технические нормативы выбросов;
• совершенствованию экономического регулирования природоохранной деятельности посредством внесения изменений в Постановление Правительства РФ от 12.06.03 №344 в части базовых нормативов платы за выбросы и сбросы;
• разработке государственных стандартов и иных нормативных документов в области охраны окружающей среды, устанавливающих порядок управления деятельностью в области охраны окружающей среды на объектах уничтожения химического оружия;
• по разработке государственных стандартов на технологии уничтожения отравляющих веществ и переработки, хранения и транспортировки реакционных масс и других отходов, образующихся в процессе детоксикации отравляющих веществ;
• по установке порядка экологической сертификации технических, технологических установок уничтожения отравляющих веществ, в том числе передвижных;
• по разработке нормативно-методических документов по сертификации опасных и (или) ресурсных свойств отходов.

В процессе реализации перечисленных мероприятий необходимо добиваться гибкости системы экологического нормирования, при которой величины нормативов воздействия на различные компоненты природной среды устанавливаются с учетом не только соблюдения нормативов качества окружающей среды, но и с учетом возможности реализации природоохранного законодательства в части контроля за соблюдением установленных нормативов.

Начиная с 2002 г. по настоящее время ФГУ «ГосНИИЭНП» проводит научно-исследовательские работы по обоснованию нормативов в области охраны окружающей среды на объектах УХО. Показано, что наиболее целесообразно еще на стадии проектирования принимать такие концентрации отравляющих веществ в выбросах, которые при реализации объектов можно контролировать. Доказана необходимость корректировки действующих технологических регламентов уничтожения отравляющих веществ одновременно с корректировками нормативно-разрешительных документов в области охраны окружающей среды. Предложены расчетные методы контроля низких концентраций отравляющих и загрязняющих веществ (менее 0,5 ОБУВ, ПДК) с помощью унифицированных программ расчета загрязнения атмосферы. Результаты проделанной работы положены в основу «Методических указаний по нормированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для объектов по хранению и уничтожению химического оружия», согласованных Управлением по технологическому, экологическому и атомному надзору Ростехнадзора Российской Федерации. В «Методических указаниях» рассматривается весь комплекс вопросов, связанных с обеспечением нормирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферу для объектов УХО, а также с созданием системы контроля за соблюдением объектами установленных нормативов, приведены все необходимые данные для расчетов рассеяния загрязняющих веществ в окружающей среде. Рассмотрены вопросы организации аналитического контроля загрязняющих веществ на источниках выбросов. Документ разработан с целью установления единых подходов к нормированию выбросов на объектах УХО. При разработке учтен практический опыт установления и корректировок нормативов выбросов на объектах УХО в п. Горный Саратовской области и г. Камбарка Удмуртской Республики.

В результате изучения деятельности предприятий по нормированию выбросов в атмосферу сделан вывод о необходимости научного подхода и обоснования критериев нормирования и к разработке стандартов, позволяющих единоообразить этот процесс.

Все статьи рубрики