Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июнь 2022

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Экологические проблемы Нижегородской области: стабильная деградация

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Согласно проекту бюджета Нижегородской области на 2013 год, на сбор, удаление отходов и очистку сточных вод планируется направить 300 млн рублей. Также на охрану объектов растительного и животного мира и среды их обитания будет выделено 140,455 млн рублей, в том числе на реализацию целевой Программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009-2014 годы» — 61,994 млн рублей. 
Кроме того, на другие вопросы в области охраны окружающей среды планируется направить 107,794 млн рублей, в том числе на руководство и управление в сфере установленных функций органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления — 105,919 млн рублей.
Нижегородская область — один из крупнейших индустриальных центров России с высокой долей перерабатывающей промышленности в экономике, что подразумевает проблему значительного «экодавления» — вредного воздействия объектов экономики на окружающую среду. Очевидно, что в целом за счет проводимой политики и реализации природоохранных мероприятий экологическая обстановка области является стабильной. Однако наряду с этим существуют и серьезные проблемы, связанные с обеспечением природоохранного баланса территории.
Так, для Нижегородской области, как и для многих регионов России, характерны условия выработки ресурсов оборудования производственных объектов, транспорта, резко возросшей автомобилизации городов, интенсивного использования природных ресурсов, увеличения и накопления  отходов производства и потребления.
Если говорить более предметно, следует отметить, что регулярно проводимый мониторинг свидетельствует о наличии негативных тенденций в состоянии окружающей среды, изменении показателей ее качества. 
Что касается такой составляющей, как водные объекты, то значительное негативное воздействие оказывается сбросом недостаточно очищенных сточных вод. По массе сбрасываемых загрязняющих веществ преобладают такие загрязнители, как сухой остаток (60,2 %), сульфаты (18,9 %) и хлориды (15,1 %). Порядка 15 % источников водоснабжения не отвечают санитарным требованиям из-за отсутствия зон санитарной охраны. 
Наиболее острой проблемой, способствующей ухудшению качества окружающей среды и нарастанию экологической напряженности, остается загрязнение отходами производства и потребления. Наибольшее количество промышленных отходов в области образуется предприятиями обрабатывающих отраслей (пищевая, текстильная, обувная, деревообрабатывающая, целлюлозно-бумажная, нефтехимическая, химическая, металлургическая, машиностроительная и др.). Существующая система сбора ТБО позволяет удалять из мест образования только 67 % образующихся отходов, что в свою очередь приводит не только к загрязнению территорий и возможности несанкционированного размещения ТБО, но и к значительным экономическим потерям. 
В Нижегородской области в настоящее время функционирует значительное число предприятий, эксплуатирующих зарегистрированные химически опасные производственные объекты и биологические потенциально опасные объекты. Подавляющее большинство было построено и введено в эксплуатацию 40-50 лет назад. При нормативных сроках эксплуатации до 15-20 лет химико-технологическое оборудование на сегодняшний день многократно превысило свои сроки, морально и физически устарело.
Среди промышленных объектов, использующих в технологическом процессе аварийные химически опасные вещества, самыми многочисленными являются предприятия, использующие в технологическом процессе аммиак и хлор. Значительное количество химически опасных объектов располагается в черте городской застройки, что требует принятия особых мер по обеспечению безопасности их функционирования и защите населения, проживающего вблизи этих объектов, от последствий аварий.
Следует учесть серьезный фактор, связанный с тем, что объемы затрат на модернизацию, реконструкцию, вывод их из эксплуатации в сотни раз меньше затрат на ликвидацию последствий аварий и катастроф. Прогнозные оценки на ближайшую перспективу показывают, что тенденция повышения вероятности аварий химической природы в ближайшем будущем будет сохраняться. Загрязнение вредными химическими веществами атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, почвы, продуктов питания и пищевого сырья свидетельствует о том, что проблема химической безопасности является одной из важнейших в области охраны здоровья населения.
На территории Нижегородской области достоверно известны места 231 захоронения животных, павших от сибирской язвы. В том числе имеются сибиреязвенные скотомогильники, относящиеся к первой и второй группам опасности, то есть расположенные в зонах вероятного затопления или непосредственно  на территории поселений. На сегодняшний день определено местоположение всех сибиреязвенных скотомогильников с помощью GPS и создан тематический ГИС-слой. Кардинальное решение  проблемы сибиреязвенных захоронений — их ликвидация, которая подразумевает создание бетонного саркофага. 

Согласно действующему законодательству, мероприятия по консервации сибиреязвенных скотомогильников относятся к полномочиям органов местного самоуправления. Учитывая высокую стоимость данных работ, органы местного самоуправления, на территории которых эти объекты находятся, не имеют возможности исправить сложившуюся ситуацию, угрожающую распространением сибирской язвы.
Одна из экологических особенностей Нижегородской области — большое разнообразие природных экосистем. При этом область является одним из лидирующих регионов Российской Федерации в сфере сохранения биологического разнообразия. В то же время, несмотря на принимаемые меры, состояние биоразнообразия области по ряду показателей вызывает серьезные опасения. В силу объективных причин к 90-м годам XX века в области произошло существенное обеднение биологического разнообразия, выразившееся в сокращении площадей большинства коренных типов природных сообществ и обеднении видового разнообразия. Изменение и уничтожение местообитаний приводит и к угрозе сокращения видового богатства. 
Проблемы в сфере экологической безопасности обусловили необходимость внедрения целевой программы «Экологическая безопасность Нижегородской области на 2011-2015 годы», потому как характер проблемных вопросов требует наличия, действительно, долгосрочной стратегии. Но при этом нужно понимать, что без такого инструмента, как кооперация власти и хозяйствующих субъектов, даже самые серьезные финансовые влияния, предусмотренные программой, не смогут кардинально изменить ситуацию. Для качества управления природоохранной сферой требуется особой диалог государства и предприятий, социально ориентированный ответственный бизнес. 

Все статьи рубрики