Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Экологическая отчетность: работа над ошибками

 
Хисматуллина Кадрия Латфулловна, начальник отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан

Хисматуллина Кадрия Латфулловна
начальник отдела государственного экологического надзора Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Важным направлением работы экологов предприятий является сдача  отчетности в надзорные органы. В Управлении Росприроднадзора по Республике Татарстан проанализировали поступившие в первом квартале 2019 г. отчеты и рассказали о выявленных недостатках.

Отчеты по выбросам

В соответствии с Приказом Росстата от 08.11.2018 г. № 661 «Об утверждении статистического инструментария для организации Федеральной службой по надзору в сфере природопользования федерального статистического наблюдения за охраной атмосферного воздуха» до 22.01.2019 г. предприятия сдавали «Сведения об охране атмосферного воздуха».
Отчетность по объектам негативного воздействия  представляется, если объемы разрешенных выбросов загрязняющих веществ по всем объектам превышают 10 тонн в год или составляют от 5 т  до 10 т в год включительно при наличии в составе выбросов загрязняющих веществ 1 и 2 класса опасности. Форма представляется при наличии наблюдаемого события.
В Управление поступило 1024 отчета. Однако не все  природопользователи оказались законопослушными. Список из 115 респондентов, не сдавших  «Сведения об охране атмосферного воздуха» либо сдавших позже срока, направлены в Росстат для принятия мер административного воздействия.
В ходе анализа отчетов выявлены недостатки и нарушения. Так, многие предприятия не отражают информацию о выполнении мероприятий по сокращению выбросов, работе очистных установок, включая их реконструкцию, модернизацию, ремонтные работы.
Как правило, при проведении проверок выявляется неэффективная, не обеспечивающая  проектные параметры очистки, работа установок либо превышения установленных нормативов.
Нарушение порядка предоставления статистической информации, а равно представление недостоверной информации влечет ответственность, установленную ст.  13.19 КоАП РФ.

Обращение с отходами

Список не сдавших до 01.02.2019 г. сведений по обращению с отходами значительно шире, учитывая, что ограничений по объемам  сдачи отчетности 2тп–отходы нет. В списке, направленном  для принятия мер административного воздействия, 546 предприятий. 
Управлением обработано 13 508 поступивших отчетов. 
 Общий объем образования отходов за 2018 г. составил  порядка 4,5 млн т отходов, что практически на уровне прошлого года. Около 1,5 млн т отходов поступило на захоронение в объектах размещения отходов.
 До  сих пор самым распространенным методом размещения отходов остается захоронение несортированных отходов на полигонах и свалках, что ведет к безвозвратной потере полезной продукции,  вторичного сырья. Это видно из анализа  представляемой статистической отчетности.  При  захоронении на полигонах теряются безвозвратно тонны макулатуры, полимерных  и других ценных материалов, которые можно и нужно использовать повторно.
Следует отметить тенденцию неэффективного обращения с отходами, низкую степень переработки отходов, что приводит к увеличению  объемов утилизируемых и захораниваемых отходов на объектах размещения, и возникает довольно острая проблема — это переполняемость вместимости полигонов ТКО.

Состояние полигонов и нарушения

В целом анализ результатов работы инспекторов в текущем году выявил ряд основных причин неудовлетворительного состояния  ряда полигонов, главными из которых являются:
1. Несоблюдение правил при обращении с отходами:   прием, складирование и изоляция ТКО наблюдаются практически на всех полигонах.  Особо были выделены Агрызский, Актанышский, Лениногорский, Мензелинский, Менделеевский полигоны. Управление будет принимать  серьезные меры за выявленные нарушения на этих полигонах вплоть до приостановления деятельности.
Напомним, что деятельность двух полигонов  МУП «Экоресурс» и  Полигона ПЭК   в н.п. Орел Лаишевского района, у которых  также исчерпана проектная вместимость, была приостановлена.
2. Практически у всех проверяемых полигонов  отсутствует график эксплуатации, составляемый на год, с указанием номера карт, на которые складируется отходы, разработка грунта для изоляции. В результате допускается беспорядочное складирование отходов на всей площади полигона. Это нарушение выявлено на полигонах Рыбная слобода, Арский Алексеевский, Высокогорский, Менделеевский, Лаишевский и др.
3. Ни один полигон не обеспечивает  требования по   степени уплотняемости. В результате в Управление поступают сигналы от бдительных граждан о возгорании полигонов. 
Так, в 2018 г. возгорание было допущено на полигонах ТКО — ООО «РС Жилкомсервис» Арский полигон, полигон «Орел» в Лаишевском районе, ПАО «Экосервис» г. Альметьевск, МУП «Экоресурс». Виновные лица привлечены к административной ответственности, выданы представления об устранении причин и условий, способствовавших нарушению.
Анализ по отчетам по форме 2тп-отходы показал отсутствие  должного учета принимаемых отходов. Это  позволяет организациям, эксплуатирующим полигоны ТКО, представлять в Управление недостоверные сведения о количестве размещенных отходов. 
Для правильного учета отходов на объектах размещения отходов необходим весовой контроль. Однако на многих полигонах весовой контроль отсутствует (Мамадышский, Мензелинский, Актанышский, Нижнекамский, Заинский, Сармановский и др.).
Практика показала, что учет принимаемых отходов на полигонах ведется в куб. м визуально по объему кузова машины, но не в тоннах. В соответствии с требованиями Приказа Минприроды России от 01.09.2011 г. № 721 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» учет движения отходов вести должны  в единицах измерения — в тоннах. 

Отрицательный мониторинг

На территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду  собственники либо эксплуатирующие организации обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения  окружающей среды и ежегодно, до 15 января, представлять  отчет о результатах мониторинга для  принятия решения об исключении негативного воздействия на окружающую среду объекта размещения отходов. 
По результатам  39 поступивших отчетов Управлением было принято решение о неподтверждении исключения негативного воздействия на окружающую среду. По 22 организациям приняты меры административного воздействия по ст. 8.2 КоАП РФ за несдачу отчета по мониторингу объекта размещения отходов.
Основаниями для принятия такого решения  явилось: 
- отсутствие сведений о  результатах  оценки и динамики изменений окружающей среды по сравнению с фоновыми данными в районе расположения объекта размещения отходов;
- отсутствие данных инструментальных измерений, подтверждающих соблюдение нормативов качества окружающей среды на территории полигона;
- несоблюдение нормативов качества окружающей среды на территории полигона и в пределах его воздействия на окружающую среду и в месте выпуска сточных вод, поступающих в поверхностный водный объект от объекта размещения отходов.
Так, согласно результатам исследований подземных вод химических показателей  на полигоне г. Менделеевска установлено превышение по сравнению с фоном показателей  аммониев иона, железа общего, сульфатов, магния. 

Необходимость ПЭК

Обеспечить экологическую безопасность на предприятии можно только при своевременном и тщательном проведении природоохранных мероприятий. Одним из ключевых факторов при этом  является  грамотная организация производственного экологического контроля.   
К сожалению, проверки Росприроднадзора показывают, что на многих предприятиях производственный  контроль проводится не в полном объеме и  недостаточно эффективно. 
На проверяемых объектах  выявляются следующие  нарушения:
 - несоблюдение проектных параметров очистки;
- отсутствие элементарных  инструкций по эксплуатации и обслуживанию  оборудований и установок,  с указанием режима работы, порядка пуска  и остановки, порядка действия персонала в аварийных ситуациях; 
- отсутствие схем размещения точек  для измерения параметров. 
 В  результате этого предприятия имеют низкую эффективность работы установок на источниках, порой  достигающую всего лишь  50 %. Это нарушение составляет, как правило, 80 % всех нарушений, выявляемых в области охраны атмосферного воздуха. А такие недоработки могут привести к аварийным и залповым выбросам.
Пример: с начала года в Управление неоднократно поступали обращения на загрязнение Зеленодольским фанерным заводом атмосферного воздуха. Итогом проверки Управлением предприятия стало приостановление деятельности по эксплуатации оборудования.
Обратите внимание: изменения, внесенные в закон об охране атмосферного воздуха и правила эксплуатации установок очистки газа (Приказ Минприроды РФ от 15.09.2017 г. № 498 «Об утверждении Правил эксплуатации установок очистки газа»), устанавливают запрет на эксплуатацию оборудования, не обеспечивающего проектные параметры очистки.

Программа ПЭК

С 01.01.2019 г. программа производственного экологического контроля — обязательный документ для предприятий, имеющих 1, 2, 3 категорию объектов негативного воздействия.
В настоящее время требования к программе производственного экологического контроля, порядок и срок  предоставления отчета регламентирует Приказ Минприроды России от 28.02.2018 г. № 74 «Об утверждении требований к содержанию программы производственного экологического контроля, порядка и сроков представления отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Форма отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля утверждена Приказом Минприроды России от 14.06.2018 г. № 261 «Об утверждении формы отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля».
Согласно ст. 67 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и иную деятельность на объектах I, II и III категорий,  обязаны осуществлять производственный экологический контроль в соответствии с установленными требованиями, документировать  информацию и хранить данные, полученные по результатам производственного экологического контроля.
Программа разрабатывается по каждому объекту с учетом его категории, применяемых технологий и особенностей производственного процесса, а также оказываемого негативного воздействия на окружающую среду. 
Программу необходимо корректировать при изменении:
 - технологических процессов, замены технологического оборудования, сырья, приводящих к изменениям характера;
 - вида оказываемого объектом негативного воздействия на окружающую среду; 
 а также изменению объемов выбросов, сбросов загрязняющих  веществ более чем на 10 %. 
 Корректировку необходимо провести в течение 60 рабочих дней со дня указанных изменений.
Для собственников либо владельцев, осуществляющих деятельность по эксплуатации объектов размещения отходов, в программу необходимо включить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды на территории объекта размещения отходов и в пределах его воздействия на окружающую среду, разработанную в соответствии с Приказом Минприроды РФ от 04.03.2016 г. № 66 «О Порядке проведения собственниками объектов размещения отходов, а также лицами, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, мониторинга состояния и загрязнения окружающей среды на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду».

Требования к отчету

Отчет об организации ПЭК и результатах его осуществления представляется ежегодно до 25 марта года, следующего за отчетным.
В случае если деятельность осуществляется на объектах I, II и III категории, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, отчет представляется в Управление Росприроднадзора по РТ.
При осуществлении деятельности на объектах II и III категории, подлежащих региональному государственному экологическому надзору, отчет представляется в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Отчет оформляется в двух экземплярах, один экземпляр которого хранится у природопользователя, а второй экземпляр вместе с электронной версией отчета на магнитном носителе представляется непосредственно в соответствующий орган или направляется в его адрес почтовым отправлением с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Отчет может быть направлен и в виде электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью. 
Представленные отчеты, а также программы ПЭК будут рассматриваться органом Росприроднадзора в ходе проведения как плановых, так и внеплановых контрольно-надзорных мероприятий. 

Все статьи рубрики