Экологическая оценка ненамечаемой деятельности
Моторин Дмитрий Евгеньевич
юрист юридической фирмы VEGAS LEX
Номер журнала:
Рубрика:
Действительно, такие примеры есть. С подобной ситуацией столкнулись, например, зернотрейдовые и нефтяные организации, работающие в портах г. Ростова-на-Дону.
Как правило, экологическая экспертиза проводится на стадии планирования деятельности организации. Целью такой экспертизы является определение соответствия намечаемой хозяйственной деятельности требованиям экологического законодательства, предупреждение возможных негативных последствий от ее осуществления, реализация альтернативных вариантов деятельности, при которых воздействие на экологическую ситуацию будет минимизировано.
Однако в силу многих факторов контролирующие органы не всегда могут своевременно выявить отсутствие у организации положительного заключения ГЭЭ. В таких случаях хозяйствующие субъекты все равно обязаны провести экспертизу, хотя объективно деятельность уже не является намечаемой.
Вместе с тем не стоит забывать и о том, что п. 8 ст. 11 и п. 5 ст. 12 Федерального закона от 23.11.1995 г. № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» прямо предусматривают перечень оснований, при наличии которых объект, ранее проходивший ГЭЭ ре-гионального или федерального уровня, подлежит повторной оценке на предмет соответствия экологическим требованиям. К таким основаниям относятся:
- доработка такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
- реализация такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
- истечение срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
- внесение изменений в документацию, получившую положительное заключение государственной экологической экспертизы.
Осуществляя деятельность в отсутствие положительного заключения ГЭЭ, предприятия зачастую стараются подменить такое заключение иными смежными документами (заключениями общественной или коммерческой экологической экспертизы, санитарно-эпидемиологическими заключениями). Однако судебная практика (Постановления Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.07.2018 г. по делу № А32-44125/2017, Шестого арбитражного апелляционного суда от 12.11.2018 г. по делу № А37-1615/2018, Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2018 г. по делу № А60-54393/2017 и т. д.) исходит из того, что определить степень экологической угрозы деятельности, а также достаточность мер экологической безопасности, предпринимаемых хозяйствующим субъектом, возможно лишь в рамках мероприятий ГЭЭ.
Определенно, бывают ситуации, когда выполнить априорную оценку последствий от деятельности невозможно в принципе. Экологическая экспертиза как оценка воздействия на окружающую среду, рассчитанная на бумаге, не всегда может с абсолютной точностью определить уровень экологического воздействия объекта.
Возвращаясь к примеру организаций, работающих в портах г. Ростова-на-Дону, то применительно к их деятельности законодатель прислушался к мнению специалистов в данной отрасли. Так, с 01.11.2017 г. из объектов ГЭЭ исключены планы предупреждения и ликвидации разливов нефти при осуществлении деятельности по перевалке нефти и нефтепродуктов, бункеровке (заправке) судов, осуществляемой по так называемой системе ship-to-ship, то есть с использованием специализированных судов-бункеровщиков (необходимость проведения ГЭЭ планов ЛРН при осуществлении деятельности с использованием стационарного оборудования и устройств сохранилась). Теперь применяется более целесообразный метод утверждения таких планов, а именно по результатам проведения тренировочных учений по их применению.
Таким образом, рекомендуем обращаться за консультацией к отраслевым специалистам, а также взаимодействовать с органами власти по вопросам необходимости проведения государственной экологической экспертизы в случае регулярной замены технической документации или плановой корректировки деятельности. В отсутствие положительного заключения ГЭЭ в ситуациях, когда оно необходимо, независимо от продолжительности работы предприятия в своей отрасли, всегда есть риск возникновения вопросов со стороны Росприроднадзора и профильных органов власти субъектов РФ.