Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

май 2022

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят

 
ХАЙРУТДИНОВ Фарит Юсупович, руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан

ХАЙРУТДИНОВ Фарит Юсупович
руководитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

Десятилетний опыт работы Управления Росприроднадзора по Республике Татарстан показывает, что наибольший эффект дает не наложение штрафов и выдача предписаний об устранении нарушений, а именно профилактическая работа, направленная на недопущение аварийных ситуаций, организация безопасного технологического процесса. Завершая 2013 год, объявленный в России годом охраны окружающей среды, а в Татарстане и Годом экологической культуры, необходимо подвести черту и наметить планы на 2014 год, который должен быть направлен на еще более активное решение экологических вопросов.

Промышленный профиль республики определяют нефтегазохимический комплекс (добыча нефти, производство синтетического каучука, шин, полиэтилена и широкого спектра продуктов переработки нефти), крупные машиностроительные предприятия, производящие конкурентоспособную продукцию, а также развитое электро- и радиоприборостроение.

Рост промышленного производства сопряжен с увеличением негативного воздействия на окружающую среду.

Вновь строящиеся производства оснащаются новым оборудованием для очистки выбросов. Но эффективность такого оборудования основного фонда действующих предприятий снижается, да и технология становится устаревшей.

Поэтому промышленные предприятия вынуждены больше внимания уделять мероприятиям по сокращению выбросов в атмосферу и выделять на реализацию природоохранных мероприятий значительные финансовые средства.

По данным Росстата, в Республике Татарстан затраты предприятий на природоохранные мероприятия за прошедший год составили 8,8 млрд руб. К примеру, рассмотрим крупнейшее предприятие «Нижнекамкнефтехим». С целью ликвидации нарушений, выявленных Управлением в ходе плановой проверки, предприятие произвело модернизацию оборудования и установок очистки газа, водохозяйственных сооружений, полигонов промышленных отходов на общую сумму 776 млн рублей.

ОАО «Заинский сахар» выполнило мероприятия на сумму 48 млн руб.

В прошедшем году нам удалось сдвинуть с «мертвой точки» многие проблемы, которые ранее не находили решения достаточно длительное время. 

К таким вопросам можно отнести, например, закрытие Тогаевской свалки, на которой ситуация с размещением отходов не решалась практически на протяжении десятилетия.

Подчеркнем, что взыскание ущерба в данном случае не является приоритетной задачей, главное, чтобы муниципальными органами были приняты меры по локализации негативного воздействия на окружающую среду и рекультивации свалки.

Управлением был предъявлен иск МУП «Водоканал» г. Казани о взыскании 122 млн рублей в качестве платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Сейчас руководство Водоканала активно занимается поиском технологий по утилизации осадков от очистных сооружений. 

В качестве положительного примера отношения к проблемам охраны окружающей среды можно назвать и Набережночелнинский картонно-бумажный комбинат, который начал разрабатывать проект рекультивации старого заполненного шламонакопителя и строительства нового, а также начал вносить плату за размещение отходов на этом объекте.

Наибольший вред окружающей среде наносят аварийные и залповые выбросы промышленных предприятий, поскольку именно при этом режиме в атмосферный воздух выбрасываются наибольшие концентрации загрязняющих веществ, в десятки раз превышающие выбросы при нормальном режиме работы. Цель Управления — побудить предприятия, допускающие залповые выбросы, оснащать источники выбросов датчиками автоматического контроля. Эта работа активно велась с такими предприятиями, как ОАО «Нижнекамскнефтехим», ОАО «Казанский органический синтез» и Казанский пороховой завод и будет продолжена в 2014 году с другими предприятиями.

Управлением также осуществляются надзорные мероприятия за реализацией разработанного в республике плана-графика оснащения автозаправочных станций установками улова легких фракций бензина.

Воду без преувеличения можно назвать главным источником жизни на Земле. Республика Татарстан не испытывает недостатка в водных ресурсах, поскольку 6,4 % ее территории занимают водные объекты.

Из 12 000 поверхностных водных объектов республики работа по определению границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос проведена всего на шести. Это приводит к тому, что земельные участки береговой полосы передаются в аренду без соответствующего обременения и без указания на необходимость обеспечения доступа третьих лиц к водному объекту общего пользования.

Из года в год поступают жалобы от жителей о самовольном захвате прибрежной полосы, Управление обращается в различные инстанции с просьбой организовать работы по межеванию этих территорий, но «воз и ныне там». Поэтому планируется инициировать от имени Правительства РТ подготовку обращения в Минприроды России с просьбой о выделении средств на обследование водных объектов, описание границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос, их координат и опорных точек, а также постановки земель водного фонда на кадастровый учет. Эту работу нельзя откладывать на потом, иначе в последующем решение вопроса о сносе незаконных строений обойдется еще дороже.

В Республике традиционно уделяется большое внимание вопросам обращения с отходами. Татарстан находится в числе лидеров по количеству полигонов ТБО в Приволжском федеральном округе. Лицензированных полигонов — более 50.

Общая площадь объектов размещения отходов в республике уже превышает 360 га. При условии значительных объемов образования отходов и отсутствия их переработки площадь отчуждаемых земель под размещение отходов будет расти. 

Справедливости ради отметим, что попытки решения этой проблемы в республике предпринимались неоднократно. В последние годы было установлено 25 мусоросортировочных комплексов, призванных многократно сократить нагрузку на полигоны и получить готовое сырье, пригодное для дальнейшего вовлечения в производственный процесс. Однако производительность существующих мусоросортировочных комплексов, построенных на бюджетные средства, находится на низком уровне. Объем поступающих отходов не позволяет собрать количество вторичного сырья, продажа которого смогла бы компенсировать затраты на их эксплуатацию.

В отсутствии реальных финансовых стимулов большая часть из этих комплексов практически не работает, а владельцы полигонов даже не закладывают затраты на их эксплуатацию в тарифы.

Более эффективным является раздельный сбор отходов на этапе их образования. Всех казанцев и гостей столицы в преддверии Универсиады очень порадовало появление на   улицах города больших красочных контейнеров для сбора вторичных отходов. Прошло полгода, и это прекрасное начинание кануло в Лету.

Отсутствие системы централизованного учета размещаемых отходов позволяет организациям, эксплуатирующим полигоны ТБО, представлять в госорганы различные сведения о количестве размещенных отходов. Так, на полигоне ТБО Буинского районана в отчетном периоде было размещено 6,6 тыс. м3 отходов, а по данным, представляемым в Комитет по тарифам, — 24,2 тыс. м3, Лаишевский полигон отчитался в те же госорганы о размещении 19,5 тыс. м3 и 5,9 тыс. м3 отходов. Полигон же Менделеевского района, судя по количеству размещенных отходов, должен быть уже переполнен. А по факту заполнена только одна очередь из шести. Ряд полигонов вообще не представляет технические отчеты в Управление.

На большинстве полигонов отсутствует весовой контроль. Учет принимаемых отходов от транспортировщиков ведется полигонами в кубических метрах, а предприятиям-образователям отходов акты передаются уже в тоннах. Вот и получается, что одни зарабатывают деньги на воздухе, а другие исправно платят за него. 

Управлением уже начато внедрение автоматизированного программного комплекса «Электронная экология», который как раз и призван наладить этот учет. Например, упростить для природопользователей процесс подготовки всех видов отчетности. 

Особое внимание необходимо обратить на вновь строящиеся объекты добычи нефти и газа в Татарстане. Далеко не все нефтяные сервисные компании, осуществляющие деятельность на территории республики, выполняют в полном объеме требования законодательства в области охраны окружающей среды и экологической безопасности при введении новых объектов. Наличие нормативно-разрешительной документации в области охраны окружающей среды на период строительства объектов, а также внесение платы за негативное воздействие на окружающую среду является обязательным условием осуществления производственной деятельности, причем при отсутствии разрешений и невнесении платы деятельность может быть ограничена, либо приостановлена.

Работа Управления направлена на то, чтобы каждый природопользователь осознал неотвратимость наказания за нарушения природоохранного законодательства.

Плата, вносимая природопользователями за негативное воздействие на окружающую среду, является основным источником бюджетных средств, направляемых на реализацию природоохранных мероприятий. В большинстве субъектов России эти средства растворяются в общей бюджетной массе. Но в Татарстане принято решение о направлении этих средств только на целевое природоохранное назначение. Кроме того, органы муниципальной власти сами определяют первоочередные мероприятия и расходуют самостоятельно средства в рамках получаемых 40 %.

В последнее время уделяется особое внимание вопросам предотвращения нарушений и воспитанию экологического сознания как у руководителей и специалистов предприятий, так и у населения. 

Управление постоянно ищет более доступные методы доведения информации до предприятий и населения через средства массовой информации. В дальнейшем будут совершенствоваться пути профилактической работы по охране окружающей среды.

На сегодняшний день Управление Росприроднадзора принимает все необходимые меры по запуску и функционированию действенных механизмов рационального природопользования и реализует единую государственную политику в области охраны окружающей среды на территории республики Татарстан в тесной взаимосвязи с республиканскими и муниципальными ведомствами.

Дело сохранения природы не может осуществляться только надзорными органами, как, например, ведение налогового учета. Это дело всех и каждого. Поэтому только экологизация производства, всех социальных программ и образовательного процесса позволит сохранить нашу планету для будущих поколений. 

Все статьи рубрики