Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Цель работодателя - вовлечь каждого работника в создание безопасных условий труда

 
Титова Надежда Сергеевна, врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике (по охране труда)

Титова Надежда Сергеевна
врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике (по охране труда)

Номер журнала: 

Рубрика: 

В связи с этой датой редакция журнала обратилась в Государственную инспекцию труда в Удмуртской Республике с просьбой рассказать, каким образом создание и продвижение культуры охраны труда может способствовать снижению профессионального травматизма и смертности.

- Какое значение имеет система охраны труда на предприятии?
- Охрана труда на предприятии согласно положениям Трудового Кодекса понимается как система или комплекс мер правового, социально-экономического, профилактического, санитарно-гигиенического характера, позволяющая сохранить жизнь и здоровье граждан, принимающих участие в производственном процессе, на протяжении их трудовой деятельности.

Государственная инспекция труда занимает центральное место в обеспечении государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права, от эффективности именно ее деятельности зависит в первую очередь защита трудовых прав работников.

Строгое соблюдение условий труда — важная часть охраны труда на предприятии и организации производственного процесса или деятельности, отдельные факторы которой можно расценивать как потенциально вредные или опасные для здоровья человека.
Для того чтобы исключить нарушения условий труда, Трудовой кодекс требует от руководящего лица любого предприятия обязательного соблюдения нормативно-правовых актов, указывающих на правила организации рабочих мест и контроля их соответствия действующим нормативам, обеспечение безопасных условий труда для каждого из сотрудников, вне зависимости от его профессиональных обязанностей. Также обязательно исполнение предписаний контролирующих органов, обнаруживших и указавших на те или иные нарушения в сфере охраны труда на предприятии, обеспечение постоянного контроля рабочих мест персонала путем проведения специальной оценки условий труда, применения специальных средств коллективной и индивидуальной защиты, прошедших сертификацию и разрешенных к использованию в данных условиях осуществления деятельности.

В большей степени вопросы реализации СУОТ связаны с финансированием мероприятий, направленных на улучшения в области охраны труда, но нельзя упускать тот факт, что без системы управления охраной труда, имея достаточное финансирование, невозможно прийти к стойкому положительному результату.

Важную роль в соблюдении требований трудового законодательства играет обучение персонала посредством проведения инструктажей. Кроме того, большое значение имеет специальная оценка условий труда. В случае обнаружения серьезных недостатков руководство предприятия должно принять незамедлительные меры по их устранению.
В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители предприятия, структурных подразделений, функциональных служб, отдела охраны труда, профсоюзные комитеты. В эту работу вовлекаются практически все работники предприятия от директора до рабочего. Организация деятельности администрации и служб предприятия по реализации комплекса мер по повышению уровня охраны труда осуществляется через систему управления охраной труда (СУОТ). В СУОТ, как и в любой другой системе управления, необходимо определять основные задачи и функции управления, четко представлять структуру информационных и управленческих связей, формы учетных и отчетных документов и т.д.
Сложный комплексный характер задач и функций управления в СУОТ обусловливает то обстоятельство, что при общем единстве содержания задач и функций управления на отдельных предприятиях имеются существенные различия в методах и средствах их реализации, построении информационных и управленческих связей, формах учета, анализа и контроля, методах планирования и т.д. При этом основной целью управления охраной труда на предприятии остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей предприятия для улучшения условий и безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека.

- Какова роль в системе охраны труда Государственной инспекции труда?
- В роли контролирующих органов, призванных обеспечивать соблюдение требований охраны труда на предприятии, выступают Правительство РФ и уполномоченные исполнительные органы, а также Федеральная служба по труду и занятости.
Роль государственных инспекций труда в защите трудовых прав работников определяется тем, что именно этот орган является специализированным по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права.
В ст. 2 Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда в промышленности и торговле (Женева, 11.07.1947 г.) сказано о том, что система инспекции труда на промышленных предприятиях распространяется на все предприятия, в отношении которых инспекторы обязаны обеспечить применение положений законодательства, относящихся к условиям труда и к охране трудящихся в процессе их работы. Следовательно, деятельность государственной инспекции труда по применению норм трудового права не может быть ограничена законодательством, она имеет всеобщий характер.
Принцип всеобщности и обязательности контроля государственной инспекции труда отражен в содержании ст. 354- 355 ТК РФ. Из этих норм следует, что при проведении проверок организаций любых форм собственности должностные лица государственной инспекции труда независимы и подчиняются только требованиям законодательства.
Государственная инспекция труда занимает центральное место в обеспечении государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права, от эффективности именно ее деятельности зависит в первую очередь защита трудовых прав работников.
Помимо надзорной деятельности важной составляющей деятельности государственной инспекции труда являются информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также информирование общественности о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, проведение разъяснительной работы о трудовых правах граждан.

-  Как Вы оцениваете обстановку в области охраны труда, которая сложилась сегодня в Удмуртской Республике?
-  При проведении надзорных мероприятий Государственной инспекцией труда в УР выявляются нарушения в большем количестве на предприятиях, где отсутствует система управления охраной труда (СУОТ) либо СУОТ разработана, но «работает» только на бумаге. На крупных промышленных предприятиях Удмуртии созданы и работают службы (отделы) охраны труда. В последнее время и там тоже сказываются экономические проблемы, в связи с чем происходит реорганизация служб, сокращение специалистов по охране труда (в цехах, службах), все это в конечном итоге не находит положительных результатов в работе предприятия, но несмотря на трудности крупные предприятия поддерживают в работоспособном состоянии разработанную СУОТ, вносят корректировки в связи с происходящими изменениями в законодательных правовых актах в области охраны труда. В большей степени вопросы реализации СУОТ связаны с финансированием мероприятий, направленных на улучшения в области охраны труда, но нельзя упускать тот факт, что без системы управления охраной труда, имея достаточное финансирование, невозможно прийти к стойкому положительному результату.

В решении многообразных задач в сфере охраны труда принимают непосредственное участие руководители предприятия, структурных подразделений, функциональных служб, отдела охраны труда, профсоюзные комитеты — практически все работники предприятия от директора до рабочего. 

-  На предприятиях каких отраслей проблемы в области охраны труда наиболее сложны? Какие виды деятельности наиболее опасны в плане охраны труда? От кого и от чего зависит решение этих проблем?
-  Проблемы в области охраны труда существуют на большинстве предприятий, но более проблемными являются такие отрасли, как обрабатывающие производства, строительство и сельское хозяйство.
В обрабатывающих производствах работодатели продолжают использовать устаревшее оборудование, модернизация производства находится на низком уровне, все это связано с финансовым состоянием предприятий. Специфика в строительстве и сельском хозяйстве тоже своя: отсутствие опытных специалистов, низкий уровень обучения по охране, а порой и просто формальный подход к обучению в дальнейшем сказывается на производственной культуре в целом.
В большинстве своем решение данных проблем зависит от участия руководителей предприятий, структурных подразделений, функциональных служб, отдела охраны труда, профсоюзного комитета. В эту работу должны быть вовлечены практически все работники предприятия от директора до рабочего. На практике случается так, что специалисты службы охраны труда, выписывая предписания об устранении выявленных нарушений, не могут добиться выполнения данных предписаний от руководителей структурных подразделений, что говорит о низкой заинтересованности руководителей подразделений или в принципе непонимания необходимости выполнения данных мероприятий.

- Расскажите об основных изменениях, которые произошли в области охраны труда на предприятиях в связи с внедрением риск-ориентированного подхода?
- В настоящее время действует национальный стандарт РФ ГОСТ Р 12.0.007-2009 «Система стандартов безопасности труда. Система управления охраной труда в организации. Общие требования по разработке, применению, оценке и совершенствованию», а также следующие стандарты: ГОСТ 12.0.230-2007 «Система стандартов безопасности труда. Системы управления охраной труда. Общие требования», ГОСТ 12.0.230.1-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда. Руководство по применению ГОСТ 12.0.230-2007» и ГОСТ 12.0.230.2-2015 «ССБТ. Системы управления охраной труда в организациях. Оценка соответствия. Требования».
Типовое положение о системе управления охраной труда утверждается федеральным органом исполнительной власти, который осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Действующее в настоящее время Типовое положение о системе управления охраной труда утверждено приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н.
На работодателя возлагается непосредственная ответственность и обязанность по обеспечению безопасных условий и охраны здоровья работников в организации. Применение системы управления охраной труда способствует выполнению этих обязанностей. Поэтому указанные стандарты являются практическим инструментом содействия организациям и компетентным учреждениям в осуществлении непрерывного совершенствования деятельности по безопасности и гигиене труда.
На крупных предприятиях проведена процедура оценки рисков, описаны процедуры управления профессиональными рисками, разработаны меры по исключению или снижению уровней профессиональных рисков, работники проинформированы об условиях на рабочих местах и уровне профессионального риска.
Весной 2018 г. после общественных слушаний в Государственную думу внесен законопроект о новой редакции X раздела Трудового кодекса РФ «Охрана труда».
Согласно законопроекту работодатель будет обязан внедрять риск-ориентированный подход: выявлять, оценивать, управлять профессиональными рисками, оповещать работника о возможном риске. Минтруд разработал 70 методов оценки уровня риска. Принцип риск-ориентированности будет соблюден и пре выдачи средств индивидуальной защиты. Сейчас СИЗы выдают по «спискам», по профессиям и видам работ. В дальнейшем — в зависимости от конкретного риска, опасности и фактора производственной среды.

- Будут ли какие-то нововведения в 2018 г.?
-  Изменения в законодательстве по охране труда в 2018 г. как и раньше, направлены на то, чтобы обеспечить соблюдение прав работников в этой сфере, снизить уровень травматизма на производстве и в конечном итоге улучшить условия, в которых работают работники. Дополнительно изменения в законодательстве по охране труда в 2018 г. регулируют аспекты, не имеющие прямого отношения к охране труда, но являющиеся исключительно важными: заключение и расторжение трудового договора, а также разграничение функций федеральных надзорных органов.
С целью усиления профилактических мер и уменьшения числа производственных травм и профессиональных заболеваний работников Минтруд России проводит активную работу по актуализации действующих правил по охране труда, а также по разработке и изданию новых правил. В 2018 г. данная работа продолжится.

Основной целью управления охраной труда на предприятии остается выявление и мобилизация всех технических, экономических, организационных и социальных возможностей предприятия для улучшения условий и безопасности труда, сохранение здоровья и работоспособности человека.

Приказом Минтруда России от 06.02.2018 г. № 59н утверждены Правила по охране труда на автомобильном транспорте, устанавливающие государственные нормативные требования охраны труда при организации и проведении работ, связанных с техническим содержанием и эксплуатацией автомобильного транспорта. Также Приказом Минтруда России от 05.10.2017 г. № 712н утверждены Правила по охране труда в организациях связи.
Подготовлен проект изменяющий Правила по охране труда в сельском хозяйстве, утвержденные приказом Минтруда России от 25.02.2016 г. № 76н.
Минтруд России разработал проект обновленного порядка обучения по охране труда и проверки знания требований охраны труда работников организаций. Проект разработан для обеспечения профилактических мер по сокращению производственного травматизма, профзаболеваний и предусматривает обязательные требования к обучению по охране труда и проверке знаний требований охраны труда.
Рострудом разработан проект приказа о внесении изменений в Приказ Федеральной службы по труду и занятости от 10.11.2017 г. 
№ 655. Проектом предусмотрены формы 28 новых проверочных листов (списков контрольных вопросов), планируемых к применению при проведении проверок соблюдения трудового законодательства.
Ранее разработанные проверочные листы в количестве 107 штук уже применяются государственными инспекторами труда при проведении плановых надзорных мероприятий в отношении предприятий, которым был присвоен умеренный риск. Вновь разработанные проверочные листы (списки контрольных вопросов) также будут использоваться для проведения плановых проверок соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, и включать в себя перечни вопросов, ответы на которые однозначно свидетельствуют о соблюдении или несоблюдении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований, составляющих предмет проверки.
Также Приказом Минтруда России от 12.02.2018  г. № 71 утвержден примерный ведомственный план мероприятий по снижению производственного травматизма.
Утвержденный примерный план мероприятий предназначен для использования федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, и органами исполнительной власти субъектов РФ при разработке ведомственных планов по снижению производственного травматизма.
Разработаны типовые нормы выдачи СИЗ работникам элеваторной, мукомольно­крупяной и комбикормовой промышленности, работникам, занятым на геологических, топографо-геодезических, изыскательских, землеустроительных работах и в картографическом производстве, работникам промышленности строительных материалов, стекольной и фарфоро-фаянсовой промышленности.
Правительством РФ внесен проект о лишении Ростехнадзора и Росздравнадзора контрольных функций в сфере охраны труда, что предполагает выполнение контрольных функций за соблюдением требований по охране труда Рострудом. Внесены изменения в приложение № 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами» — разрешено не указывать в трудовом договоре нормы смывающих средств. Перестанет действовать обязанность фиксировать выдачу мыла сотрудникам, которые работают с легкосмываемыми загрязнениям.

- Каковы, на Ваш взгляд, перспективы развития системы управления охраной труда в будущем?
-  В случае внесения изменений в главу X Трудового кодекса РФ у работодателя появится обязанность по разработке и внедрению СУОТ на предприятии, внедрению, управлению профессиональными рисками, что в дальнейшем обеспечит безопасность и сохранение здоровья работника в процессе трудовой деятельности. Как уже говорилось ранее, работа в данном направлении зависит не только от деятельности службы охраны труда на предприятия, а от руководителя организации, руководителей структурных подразделений и самих работников.

-  Какие рекомендации Вы могли бы дать руководителям предприятий Удмуртии для улучшения ситуации в области охраны труда?
- Целью любого руководителя предприятия должно стать вовлечение каждого участника трудового процесса в создание безопасных условий труда.
Эта работа основывается не только на исполнении работодателями действующего законодательства, но и выработке дополнительных эффективных мер по обеспечению безопасности на рабочих местах.

Все статьи рубрики