Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Безответственный бизнес накажут по-новому: действующие экологические штрафы увеличены в разы

 
ПУТИН Владимир Владимирович, Президент Российской Федерации

ПУТИН Владимир Владимирович
Президент Российской Федерации

Номер журнала: 

Рубрика: 

Экологическая безответственность бизнеса вынуждает применять рычаги «полицейского государства». Пресечение экопреступлений, вмешательство в работу компаний, не использующих природоохранные опции — это, пожалуй, единственный шаг, благодаря которому можно устранить дамоклов меч, угрожающий экологии.

Для расширения рамок, выход за которые карается законом (а это, надо сказать, позволяет более жестко вести контроль за нарушителями), государством предпринята очередная мера. Судя по прогнозам, она должна повлиять на сегодняшнюю ситуацию с «пролитием экологической крови» регионов, и внедрять новые, легитимно утвержденные технологии, позволяющие безапелляционно выносить карательный вердикт против нарушителей природоохранных регламентов.

Речь идет о следующем. Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 8.14 и 8.21 КоАП РФ». Корректировки, внесенные в Кодекс об административных правонарушениях, в разы увеличивают ответственность компаний и предпринимателей за загрязнение окружающей среды. Новый закон в целом направлен на усиление административной ответственности хозяйствующих субъектов за нарушения в природоохранной сфере.

Глава государства уверен, что каждая экологическая проблема персонифицирована. Точки для ее роста (в случае с техногенными рисками) созданы силами конкретных представителей бизнес-сообщества, игнорирующих природоохранные требования. Потому и санкции за такое игнорирование должны быть субъектовыми, жесткими, минимизирующими дублирование опасных влияний на природную среду.   

Если говорить об истории развития этой инициативы, следует сказать, что новый Федеральный закон был подготовлен Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Документ прошел серьезную доработку депутатского корпуса Государственной думы РФ. В результате сформирована серьезная законодательная база, лоббирующая экологические интересы. В ней учтены не только вопросы усиления ответственности за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, но и проблемы стимулирования перехода на энергосберегающие, экологически чистые технологии.

Стратегическую идею закона, его ключевую конкретику раскрывает заместитель министра природных ресурсов и экологии РФ Ринат Гизатулин. По его словам, Федеральным законом увеличиваются верхние и нижние границы административных штрафов за несоблюдение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, нарушения нормативов допустимых выбросов и сбросов, условий их соблюдения, а также нормативов забора воды и водоотведения.  

В частности, за нарушение правил водопользования при заборе воды, без изъятия воды и при сбросе сточных вод в водные объекты административный штраф увеличен в 6,7-10 раз (с 1,5-2 тыс. рублей до 10-20 тыс. рублей) для должностных лиц. Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, штраф увеличен в 13-15 раз (с 1,5-2 тыс. рублей до 20-30 тыс. рублей), для юридических лиц — в 8-5 раз (с 10-20 тыс. рублей до 80-100 тыс. рублей). 

Административный штраф за выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное воздействие на него без специального разрешения увеличен для должностных лиц в 10 раз (с 4-5 тыс. руб­лей до 40-50 тыс. рублей), для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — в 30-50 раз (с 4-5 тыс. рублей до 30-50 тыс. рублей), для юридических лиц — в 4,5-5 раз (с 40-50 тыс. рублей до 180-250 тыс. рублей).

Установлен штраф за нарушение условий специального разрешения на выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него для лиц без образования юридического лица (ранее он не был предусмотрен) в размере 30-50 тыс. руб­лей. Для должностных лиц административная ответственность за данное нарушение увеличена в 3,3-5 раз (с 3-4 тыс. рублей до 10-20 тыс. рублей), для юридических лиц — в 2,6-2,5 раз (с 30-40 тыс. рублей до 80-100 тыс. рублей).

Учитывая жесткие требования нового закона, можно сказать, что борьба за соб­людение экологических требований все больше напоминает маневренную войну надзорных органов и бизнеса. По сути, это фронтальная, во многом революционная атака, для которой уже не актуальны пассивные технологии с их нередкой низкой продуктивностью и малорезультативным конечным эффектом. Иными словами, государство намерено диверсифицировать эконадзор — прежде всего, за счет интенсивного контроля, применения новых мер наказания рублем.

Сам бизнес, по крайней мере сегодня, не готов быть экологически дисциплинированным. Послушные закону компании формируют лишь незначительный сектор, который, объективно говоря, не стремится к расширению. И без вмешательства государства весьма сложно представить, что тенденции в этой сфере изменятся и приведут к иному сценарию развития ситуации. 

Между тем очевидно, что экологичес­кая ответственность бизнеса не должна быть мифом. Именно потому целесообразно говорить о следующем. Новое законодательное решение власти, повышающее ответственность за нарушения в природоохранной сфере — это не постепенная модернизация через серию реформ, это кардинальная мера, во многом спровоцированная экологической безынициативностью компаний, ответ на экологические вызовы современности, приобретающие гипертрофированные формы. И, судя по ключевым моментам проводимой модернизации, процесс влияния на бизнес через ужесточение санкций будет носить динамичный, мобильный, неп­рерывный характер. 

Все статьи рубрики