Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Безопасность ГТС: оценка нововведений законодательства

 
СИБГАТУЛИНА  Дина Шамилевна, начальник отдела природной  и техногенной безопасности  МЧС Республики Татарстан

СИБГАТУЛИНА Дина Шамилевна
начальник отдела природной и техногенной безопасности МЧС Республики Татарстан

Номер журнала: 

Рубрика: 

В соответствии с действующим законодательством обеспечение безопасности гидротехнических сооружений (далее ГТС) осуществляется на основании следующих требований: обеспечение допустимого уровня риска аварий гидротехнических сооружений; представление деклараций безосности гидротехнических сооружений; осуществление федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 6 ноября 1998 года № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности  гидротехнических сооружений» декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, обосновывающим безопасность гидротехнических сооружений, их соответствие критериям безопасности, проекту, действующим техническим нормам и правилам, а также определяющим характер, масштаб возможных аварийных ситуаций и меры по обеспечению безопасной эксплуатации.

Декларация безопасности ГТС должна содержать:
а) общую информацию, включающую данные о гидротехнических сооружениях и природных условиях района их расположения, меры по обеспечению безопасности, предусмотренные проектом, правилами эксплуатации и предписаниями органа надзора, сведения о финансовом обеспечении гражданской ответственности за вред, который может быть причинен в результате аварии гидротехнических сооружений, основные сведения о собственнике и эксплуатирующей организации;
б) анализ и оценку безопасности гидротехнических сооружений, включая определение возможных источников опасности;
в) сведения об обеспечении готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации опасных повреждений и аварийных ситуаций;
г) порядок информирования населения, органа надзора, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и территориальных органов Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий о возможных и возникших на гидротехнических сооружениях аварийных ситуациях;
д) заключение, включающее оценку уровня безопасности отдельных гидротехнических сооружений и комплекса гидротехнических сооружений объекта, а также перечень необходимых мероприятий по обеспечению безопасности;
е) реквизиты заключения Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его территориального органа о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения (далее заключение).
Рассмотрим более подробно взаимодействие органов ГО и ЧС и собственников ГТС при подготовке заключения МЧС России или его территориального органа о готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения. В целях организации работ по рассмотрению и выдаче заключения заместителем министра МЧС России В.В. Степановым утверждены Методические рекомендации по выдаче заключения о готовности организации, эксплуатирующей гидротехнические сооружения, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения от 2 июля 2014 года № 2-4-87-13-14.
Данные методические рекомендации разработаны взамен ранее действующих методических рекомендаций, утвержденных МЧС России от 16 августа 2012 года № 2-4-87-16-14.
В целом мероприятия по подготовке к выдаче заключения включают:
- рассмотрение возможных сценариев развития чрезвычайных ситуаций, установление ущерба, который может быть нанесен в случае аварии ГТС, и определение характера возможных ЧС при аварии ГТС;
- рассмотрение документов, характеризующих степень готовности организации, эксплуатирующих ГТС, к локализации и ликвидации ЧС и защите населения и территорий в случае аварии ГТС;
- участие представителей в преддекларационном обследовании ГТС;
- проведение учения по оценке готовности организации к локализации и ликвидации ЧС и защите населения и территорий в случае аварии ГТС.
Рассмотрим основные направления работы МЧС Республики Татарстан в данной области. Ежегодно МЧС Республики Татарстан и Приволжским управлением Ростехнадзора утверждается График разработки и утверждения декларации безопасности гидротехнических сооружений организаций, расположенных на территории Республики Татарстан. В соответствии с графиком на начальном этапе специалистами МЧС Республики Татарстан принимается участие в проведении  преддекларационного обследования гидротехнического сооружения. При проведении обследования наибольшее внимание уделяется следующим вопросам:
1. В части анализа и оценки безопасности гидротехнического сооружения:  
- наличию фактов аварийных ситуаций и аварий, произошедших на ГТС объекта за период их эксплуатации, включая отказы гидромеханического и технологического оборудования, которые могут привести к аварии ГТС;
- оценке соответствия фактических параметров ГТС проекту и критериям безопасности, действующим сводам правил и стандартам в области безопасности ГТС, а также нормативным правовым актам в области локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
- результатам оценки риска вероятности аварий по каждому сценарию с указанием методики оценки риска.
2. В части обеспечения готовности эксплуатирующей организации к локализации и ликвидации повреждений и аварийных ситуаций на гидротехническом сооружении:
- принимаемым на ГТС мерам по обеспечению эксплуатационной надежности, а также по предотвращению и ликвидации аварийных ситуаций;
- проводимым тренировкам работников эксплуатирующей организации по действиям в экстремальных и предаварийных ситуациях и оценке результатов тренировок;
- наличию резервных, в том числе автономных установок, обеспечивающих работу гидромеханического оборудования ГТС при прекращении подачи электроэнергии;
- наличию на объекте проектной документации по производству аварийно-ремонтных работ при возникновении аварийных ситуаций, а также имеющихся в распоряжении эксплуатирующей организации необходимых резервов строительных материалов, строительных машин и оборудования для оперативной локализации и ликвидации аварийных ситуаций на ГТС;
- состоянию дорог, мостов, аварийных проходов на территорию ГТС, их достаточности и готовности для обеспечения выполнения аварийно-ремонтных работ и проведения экстренной эвакуации персонала с территории ГТС;
- наличию локальной системы оповещения персонала ГТС и населения о возникновении чрезвычайных ситуаций.
Как показывает практика, основными замечаниями, выявленными при проведении обследования ГТС, являются:
- отсутствие локальной системы оповещения или неполный охват оповещением населенных пунктов, расположенных в нижнем бьефе плотины;
- отсутствие паспорта безопасности ГТС;
- недостаточность сил и средств для проведения аварийно-ремонтных работ;
- отсутствие резервных источников энергоснабжения.
Кроме того, к недостаткам также можно отнести такие факты, как:
- неполное выполнение предписаний, выданных органами надзора за безопасностью ГТС;
- устаревшие или не согласованные в установленном порядке планы действий работников в случае аварийной ситуации.
В рамках проведения преддекларационного обследования с собственником ГТС определяется дата проведения учения по оценке готовности организации к локализации и ликвидации ЧС и защите населения и территорий в случае аварии ГТС. 
Основными целями учения являются:
1. Проверка готовности органа управления организации, а также сил и средств аварийно-восстановительного подразделения ГТС к действиям в условиях чрезвычайной ситуации.
2. Проверка функционирования и устойчивости системы оповещения, информирования персонала и населения, а также средств связи в условиях чрезвычайной ситуации.
3. Совершенствование навыков руководящего состава ГТС в управлении проведением мероприятий по ликвидации аварии на гидротехническом сооружении.
4. Отработка вопросов взаимодействия в рамках территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций между органами административного управления, организациями, предприятиями и учреждениями муниципального образования и соседних муниципальных районов при выполнении задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении.
5. Выработка оптимальных инженерно-технических решений по локализации и ликвидации последствий аварии на гидротехническом сооружении.
Основой замысла учения является реальная обстановка, которая может сложиться при возникновении крупных аварий и чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении.
Как правило, учения проводятся в три этапа. 

Первый этап — приведение в готовность органов управления, сил и средств объектового и городского звеньев ТП РСЧС. Организация выполнения мероприятий по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на гидротехнических сооружениях.
Отрабатываемыми учебными вопросами являются: 
1. Сбор членов Комиссии по предуп­реждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности объекта.
2. Приведение в готовность пунктов управления, организация работы по управлению мероприятиями, направленными на предупреждение ЧС (катастрофического затопления).
3. Заслушивание руководящего состава объектового звена ТП РСЧС о готовности к специальному учению, а также предложений членов комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности ГТС в решение на ликвидацию чрезвычайных ситуаций на гидротехническом сооружении, локализации и ликвидации аварий, защите персонала и производственных мощностей, оповещению населения, организации первоочередного жизнеобеспечения населения, охраны общественного порядка и доставки пострадавших в лечебно-профилактические учреждения, эвакуационных мероприятий.
4. Смотр готовности нештатных аварийно-спасательных формирований ГТС к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ (укомплектованность, экипировка, проверка знаний функциональных обязанностей личного состава).
Второй этап — организация защиты рабочих и служащих ГТС, населения и территорий, расположенных в зоне затопления в нижнем бьефе.
Отрабатываемыми учебными вопросами являются: 
1. Доведение до начальника дежурной смены ГТС вводной о возникшей аварийной ситуации.
2. Оповещение и сбор КЧС и ОПБ объектового звена, органов управления муниципального звена ТП РСЧС Республики Татарстан. Информирование и оповещение населения. Приведение в готовность органов управления, сил и средств объектового и городского звеньев ТП РСЧС. Развертывание и организация работ оперативных штабов ликвидации ЧС, оценка обстановки.
3. Приведение в готовность защитного сооружения к приему укрываемых.
4. Осуществление контроля режимов работы ГТС.
Третий  этап — организация и проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий аварии на плотине ГТС, на котором осуществляется смотр практических мероприятий по отработке вводной.
Завершаются учения разбором, на котором руководителем учения заслушивается отчет штаба руководства, заместителей, помощников и посредников по выполненным мероприятиям и оценке действий обучаемых. 
По результатам учения выставляется оценка: «Организация к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территории в случае аварии гидротехнических сооружений готова (или не готова), органы управления, силы и средства организации с задачей по ликвидации чрезвычайной ситуации на гидротехническом сооружении справились (не справились)».
В случае получения неудовлетворительной оценки (не готова, не справились) по результатам учения декларантом планируется повторное проведение учения в согласованные с МЧС Республики Татарстан сроки.
По результатам проведенной работы можно отметить, что в целом гидротехнические сооружения на территории Республики Татарстан, подлежащие декларированию, к локализации и ликвидации чрезвычайных ситуаций и защите населения и территорий в случае аварии гидротехнического сооружения готовы.
Фактов выдачи отрицательных заключений МЧС Республики Татарстан не имеется. 

Все статьи рубрики