Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2021

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

2021 год: второй этап «регуляторной гильотины»

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

С 01.01.2021 г. в стране заработала новая система контрольно-надзорной деятельности. Она появилась в результате реализации «регуляторной гильотины», призванной пересмотреть или отменить устаревшие нормативные акты. Однако работа по ее совершенствованию продолжится в наступившем году.

В течение прошлого года была проведена инвентаризация всех действующих  обязательных требований для бизнеса на соответствие современным условиям.  Приняты федеральные законы «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в РФ» и «Об обязательных требованиях». Кроме того, в конце прошлого года Правительством РФ был утвержден перечень из 132 видов госконтроля, попадающих под «регуляторную гильотину».  Количество обязательных требований сокращено на 33 %. Отменены 3003 нормативно-правовых акта, 1107 сохранены и 447 приняты взаимен.
В 2021 г. планируется перезагрузить всю контрольно-надзорную деятельность, сохранив риск-ориентированный подход. Основная задача – это профилактика, то есть общее число проверок должно сокращаться, а ответственность бизнеса и эффективность взаимодействия надзорных органов и предприятий должна повышаться.
Также предстоит принять «закон-спутник», внедряющий новые принципы в 141 вид контроля. Закон исчерпывающим образом определит предмет каждого вида контроля, что исключит дублирование полномочий контрольных органов.

Реестр обязательных требований

Минцифры России сообщило о завершении первого этапа работы по созданию новой информационной системы — Реестра обязательных требований, предъявляемых бизнесу в рамках госконтроля. Система обеспечивает прозрачность и контролируемость процесса нормотворчества и автоматизирует деятельность рабочих групп. Ожидается, что реестр позволит сократить сроки разработки и рассмотрения нормативно-правовых актов, содержащих обязательные требования.
В настоящее время система позволяет автоматически распознавать в текстах НПА обязательные требования и проверять их на дублирование с помощью современных технологий анализа данных и машинного обучения. Это упрощает процессы наполнения и поддержания реестра обязательных требований в актуальном состоянии.
Данное решение автоматизировало деятельность 43 рабочих групп, в системе уже работают 3,5 тыс. пользователей с более чем 10 тыс. НПА. В период пандемии была организована дистанционная работа для обеспечения более чем 800 заочных заседаний с возможностью голосования членов рабочих групп и сопредседателей, а также формирования протоколов заседаний.
В будущем планируется создать публичный портал, чтобы помочь бизнесу соблюдать обязательные требования. Данный портал будет интегрирован с реестром.
Еще один приоритет 2021 г. — реформа разрешительной деятельности. Запланирована подготовка и внедрение стандарта, затем на его основе будет проводиться пересмотр обязательных требований  в разрешительной деятельности. Параллельно будут вводится цифровые пилоты – определенный перечень разрешений и лицензий, которые можно будет  оформлять в электронном виде через Единый портал госуслуг.
Продолжается работа над системой досудебного обжалования. В рамках эксперимента уже работают 19 федеральных ведомств. Эта система позволяет каждому контролируемому лицу быстро и эффективно оспорить решения надзорных органов.

Изменения в области строительства

Число обязательных требований в сфере строительства в России предлагается сократить еще на треть — на 3,8 тыс. Это следует из проекта постановления Правительства, разработанного Минстроем России.
Летом 2020 г. премьер-министр России подписал постановление, согласно которому порядка 30 % ГОСТов, СНиПов и других обязательных требований в сфере строительства стали рекомендательными. Так, количество обязательных требований снизилось с 10 тыс. до порядка 7 тыс.
Согласно разработанному Минстроем документу, утвержденный летом перечень обязательных требований в строительстве будет сокращен более чем на 3,8 тыс. пунктов стандартов и сводов правил. Предполагается, что проект постановления вступит в силу с 01.09.2021 ги будет действовать до 01.09.2027 г.
В частности, предлагается исключить дублирования требований, которые относятся к нескольким видам безопасности, в том числе пожарной. Также на основании предложений профессионального сообщества предлагается исключить ряд избыточных требований, некоторые документы будут исключены целиком.
Кроме того, планируются меры по упрощению подключения к сетям и оптимизации госзакупок. Правительство ведет системную работу по дебюрократизации строительной отрасли в рамках исполнения соответствующих поручений президента России.
Речь идет о внесении изменений в градостроительное законодательство. Порядок подключения строящихся объектов к инженерным сетям упростят. Застройщикам не нужно будет получать технические условия дважды: сначала для проектирования объекта, а затем — при оформлении договора на его присоединение к коммуникациям.
Другая важная поправка заключается в том, что при строительстве государственных объектов застройщики смогут одновременно с оформлением прав на земельные участки подать заявку и на их подключение к сетям.
Эти меры избавят застройщиков от излишней бумажной волокиты и помогут примерно на год сократить инвестиционно-строительный цикл, а значит, и сроки открытия новых детских садов, школ, больниц, поликлиник и других социально значимых объектов.

Реформирование сферы госзакупок

Система госзакупок также будет пересмотрена. В Правительстве РФ подготовлен большой пакет изменений, который затронет Федеральный закон от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и  муниципальных нужд» и целый ряд сопутствующих нормативных актов.
Премьер-министр отметил ключевые преимущества, которые несут с собой эти поправки в законодательство:
- количество способов определения поставщика будет сокращено до трех наиболее распространенных (конкурс, аукцион и запрос котировок);
-  существенно снизится и число видов конкурсов, не будет больше сложных двухэтапных конструкций и конкурсов с ограниченным участием;
- весь документооборот будет вестись в электронной форме, появятся единые требования к документам и срокам процедур, в том числе по рассмотрению заявок;
- будут уточнены случаи, когда можно проводить закупки у единственного поставщика;
-  к закупкам на суммы свыше 20 млн руб. будут допускаться только компании с успешным опытом исполнения государственного или муниципального контракта в течение трех последних лет.
Перечисленные меры позволят оптимизировать административные процедуры и выстроить «более четкую и прозрачную контрактную систему в нашей стране», что будет способствовать эффективному решению задач по реализации национальных целей развития.

Продление действия лицензий

Подписано Постановление Правительства РФ от 04.02.2021 г. № 109 «О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 г. № 440».  В 2021 г. действие лицензий и других разрешительных документов в ряде сфер и отраслей будет снова продлеваться автоматически.
Инструмент поддержки «лицензии автоматом» на фоне ситуации с распространением коронавируса положительно зарекомендовал себя в 2020 г. Тогда, по решению Правительства был продлен срок действия 41 тыс. лицензий и других разрешительных документов, а также перенесены сроки подтверждения соответствия обязательным требованиям в отношении более 1 млн иных разрешений. Это позволило сократить издержки бизнеса и организаций, связанные с прохождением разрешительных процедур, минимизировать число контактов с представителями органов власти. 
Госорганы в свою очередь получили возможность при выдаче лицензий и иных разрешений сокращать перечень обязательных требований к заявителям, а также проводить выездные проверки в дистанционном формате.
Новое постановление Правительства РФ продлевает срок действия этой меры в отношении отдельных разрешений еще на год. Речь идет о социально значимых отраслях, в том числе медицине, фармацевтике, а также сфере образования, экологии, охраны труда. Принятое решение позволит автоматически продлить действие более 450 тыс. разрешений.
Постановление также предусматривает право органов власти при необходимости использовать дистанционные средства контроля при получении, переоформлении, продлении разрешений. 
Так, например, среди срочных лицензий и иных разрешений, сроки действия которых истекают (истекли) в период с 01.01.2021 по 31.12.2021 г. и действие которых продлевается на 12 месяцев:
1. Лицензии на оказание услуг связи для целей эфирного телевизионного вещания и (или) радиовещания, телевизионное вещание и (или) радиовещание.
2. Разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимиты на выбросы загрязняющих веществ, разрешения на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду, лимиты на сбросы загрязняющих веществ, полученные юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и относящихся в соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» к объектам I категории.
3. Договоры водопользования.
4. Решения о предоставлении водных объектов в пользование.
5. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания.
Также Постановление Правительства РФ от 03.04.2020 г. № 440  дополнено приложением № 18 «Особенности применения разрешительных режимов, предусмотренных ст. 11 Федерального закона от 21.07.2014 г. № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». 
До 01.07.2021 г. при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, а также корректировки ее данных в целях подготовки материалов для комплексных экологических разрешений, разрешений на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, лимитов на выбросы загрязняющих веществ, деклараций о воздействии на окружающую среду допускается применение методик расчета выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками без включения таких методик в перечень методик расчета выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, формирование и ведение которого осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Положение не применяется при проведении инвентаризации стационарных источников выбросов и выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, которые постоянно или временно эксплуатируются (функционируют) на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, расположенных в городах, указанных в абз. 5 подпункта «б» п. 7 Указа президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.».

В области аккредитации

Уверенно совершенствуется деятельность участников национальной системы аккредитации (НСА). С 01.01.2021 г. вступил в силу ряд нормативных правовых актов в этой области.
Так, вводятся новый порядок формирования и ведения единого реестра сертификатов, регистрации и ведения реестра деклараций, новые критерии аккредитации и положение о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, установлен единый формат изображения знака НСА и регламент его применения.
Нововведения в законодательстве направлены на формирование дел сертификатов и деклараций, повышение компетентности аккредитованных лиц, обеспечение соответствия аккредитованных лиц международным требованиям, повышение прозрачности деятельности аккредитованных лиц, снижение издержек бизнеса и административной нагрузки.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18.11.2020 г. № 1856  «О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений»  предполагает создание с 01.01.2021 г. единого электронного реестра сертификатов соответствия.
Начиная с 01.01.2021 г., аккредитованные в национальной системе аккредитации лица должны представлять сведения о результатах своей деятельности в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 24.10.2020 г. № 704 «Об утверждении Положения о составе сведений о результатах деятельности аккредитованных лиц, об изменениях состава их работников и о компетентности этих работников, об изменениях технической оснащенности, представляемых аккредитованными лицами в Федеральную службу по аккредитации, порядке и сроках представления аккредитованными лицами таких сведений в Федеральную службу по аккредитации». Реализация положения направлена на создание электронного архива, дифференциацию требований в различных сферах деятельности.
Приказом Минэкономразвития России от 26.10.2020 г. № 707«Об утверждении критериев аккредитации и перечня документов, подтверждающих соответствие заявителя, аккредитованного лица критериям аккредитации»  утверждены новые критерии аккредитации, устанавливающие совокупность требований, которым должны удовлетворять заявитель, аккредитованное в национальной системе аккредитации лицо для осуществления деятельности в области аккредитации с 01.01.2021 г. Применение новых критериев направлено на внедрение международных стандартов в деятельность аккредитованных лиц, дифференцированный подход к обязательной и добровольной сферам, оптимизацию требований к аккредитованным лицам.
Приказ Минэкономразвития России от 31.07.2020 г. № 478 «Об утверждении Порядка регистрации деклараций о соответствии и Порядка формирования и ведения единого реестра зарегистрированных
деклараций о соответствии, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений»  устанавливает новые правила ведения реестра деклараций о соответствии и предоставления содержащихся в нем сведений. Ключевое нововведение приказа — переведение предоставления сведений и документов, формирующих материалы дела деклараций, в электронный формат.
Приказ Минэкономразвития России от 30.07.2020 г. № 473 «Об установлении изображений знака национальной системы аккредитации, в том числе в комбинации со знаками международных организаций по аккредитации, и порядка их применения»  содержит актуализированные требования к порядку применения изображения знака НСА. Порядок устанавливает правила использования знака национальной системы Росаккредитацией, подведомственными Службе федеральными государственными учреждениями и аккредитованными лицами. Помимо этого, устанавливаются случаи, в которых знак применяться не может (случаи приостановления и прекращения либо сокращения области аккредитации).

Впечатляющие результаты

Эксперты Аналитического центра при Правительстве РФ совместно с представителями отраслей обобщили некоторые результаты реформы контрольно-надзорной деятельности и подсчитали, насколько принимаемые в сфере КНД законодательные акты помогают бизнесу сокращать издержки.
В большинстве случаев прогнозируемый оценочный объем снижения издержек измеряется десятками миллиардов рублей, отмечают аналитики. К примеру, в сфере трудовых отношений и охраны труда при условии, что приняты все запланированные нормативные правовые акты, издержки могут сократиться на 107 млрд руб. в год.
В сфере пожарной безопасности, гражданской обороны и чрезвычайных ситуации общий оценочный объем снижения издержек в связи с принятием шести правительственных и девяти ведомственных актов может достичь 19,1 млрд руб. в год. В частности, один пересмотренный ведомственный акт может снизить затраты бизнеса примерно на 4,5-5 млрд руб. в год, уточняют эксперты.
Важным шагом реформы эксперты считают оптимизацию нормативно-правового регулирования. В частности, в направлении контрольно-кассовой техники обеспечена унификация формы первичного учета документа, выдаваемого при осуществлении расчетов. Это защищает продавцов от злоупотреблений со стороны покупателей и гарантирует покупателям соблюдение их прав.
Также изменения коснулись санитарно-эпидемиологических требований. Новые требования к эксплуатации помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта позволили сократить обязательные требования к минимальным площадям помещений медицинских организаций, а значит, при строительстве медицинских объектов в дальнейшем будут сокращены капитальные затраты. 
Практически во всех сферах общественных отношений исключается дублирование контрольно-надзорных полномочий, ряд требований для коммерческого сектора упрощен или вовсе упразднен, законодательство начинает все больше соответствовать современным реалиям и уровню технологического развития, считают эксперты.

Все статьи рубрики