Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

В I полугодии 2017 года выявлено около 2,5 тысяч нарушений закона в сфере обращения с отходами

 
Пушкина  Мария Николаевна, начальник отдела  по надзору за исполнением законов об охране природы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры,  советник юстиции

Пушкина Мария Николаевна
начальник отдела по надзору за исполнением законов об охране природы Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры, советник юстиции

Номер журнала: 

Рубрика: 

Надзор за соблюдением законодательства в области обращения 
с отходами производства и потребления является одним из основных направлений деятельности Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры. Это обусловлено объемами образующихся отходов и отсутствием инфраструктуры, обеспечивающей экологическую безопасность при обращении с отходами производства и потребления.

Проблемы утилизации отходов 
В 2016 г. на территории Волжского бассейна зафиксировано снижение количества образовавшихся отходов по сравнению с 2015 г. на 8 % (с 40,6 до 37,2). Объем же использованных отходов остался на прежнем уровне, вместе с тем на 23 % снизился объем обезвреженных отходов.
Несмотря на снижение объемов образующихся отходов, их количество значительно превышает темпы развития системы объектов для размещения, переработки и утилизации отходов.
Необходимо отметить, что большинство санкционированных свалок и полигонов ТБО исчерпали свой ресурс, представляют эпидемиологическую опасность и являются источником загрязнения окружающей среды.
Проблема утилизации отходов имеет и межсубъектовый характер. Зачастую отходы для переработки (утилизации) передаются в организации, расположенные за пределами субъектов Российской Федерации, где они образованы, имели место случаи незаконного размещения отходов на территории соседних регионов. 
Так, выявлялись факты передачи отходов для утилизации и использования с нарушением действующего законодательства из Ярославской области в Тверскую область, из Вологодской области в Ярославскую область, а также незаконного размещения отходов нефтепереработки на земельном участке в Тверской области, привезенных из Московской области. По выявленным нарушениям виновные привлечены к установленной законом ответственности, в том числе и к уголовной по ст. 247 УК РФ.

Законодательство необходимо совершенствовать 
Внесенные изменения в законодательство об отходах производства предусматривают наделение с 2016 г. органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления общими полномочиями в указанной сфере. Однако при реализации данных положений возникают сложности. Так, до настоящего времени не везде утверждены территориальные схемы обращения с отходами, выбраны региональные операторы.
В соответствии с Законом № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления должны принимать участие в организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов. Понятие «участие» законодателем не раскрыто.
В силу п. 1 ст. 13 Закона № 89-ФЗ территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Принятие мер к понуждению органов местного самоуправления в сфере обращения с отходами возможно только через вмененные правилами благоустройства обязанности.
Данные обстоятельства указывают на необходимость дополнительной законодательной регламентации отдельных вопросов в сфере обращения с отходами.

Нарушения в деятельности органов власти
При осуществлении надзорной деятельности прокурорами выявлялись нарушения в деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, хозяйствующих субъектов.
Так, территориальными органами Росприроднадзора допускались нарушения лицензионного законодательства при выдаче и переоформлении разрешительной документации, порядка рассмотрения документов, обосновывающих нормативы.
В органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации выявлялись нарушения осуществления государственной политики в сфере обращения с отходами при издании государственных программ, подготовке конкурсной документации, не всегда принимались меры по очистке от отходов находящихся в их ведении земельных участков. 
Зачастую допускаются нарушения при осуществлении государственного федерального и регионального экологического надзора, состоящие в ненадлежащей квалификации административных правонарушений, в непринятии мер к расчету и возмещению ущерба с виновных лиц.
Типичными нарушениями, допускаемыми органами местного самоуправления, явились факты ненадлежащей организации сбора и вывоза бытовых отходов, непринятия мер по ликвидации несанкционированных свалок, нарушения требований законодательства при эксплуатации полигонов и площадок временного накопления отходов. 

Нарушения хозяйствующих субъектов
Хозяйствующими субъектами допускались нарушения, выразившиеся в размещении отходов на объектах, не включенных в ГРОРО, осуществление деятельности без соответствующей лицензии по обращению с отходами или с нарушениями ее условий, а также иные нарушения.
В I полугодии 2017 г. прокурорами выявлено около 2500 нарушений закона в сфере обращения с отходами. С целью устранения нарушений внесено более 500 представлений, по результатам рассмотрения которых к дисциплинарной ответственности привлечено почти 300 должностных лиц. По постановлению прокурора к административной ответственности привлечено более 200 должностных и юридических лиц. В суды направлено более 150 исков и заявлений. В органы предварительного расследования для принятия решения об уголовном преследовании направлено 15 материалов, по которым возбуждено 11 уголовных дел.
Анализ экологической ситуации и практика прокурорского надзора показывают, что основными факторами, негативно влияющими на состояние окружающей среды и здоровье населения, также остаются проблемы организации регулярного сбора, вывоза, утилизации и переработки отходов производства и потребления, значительная антропогенная нагрузка на компоненты окружающей среды в результате эксплуатации объектов размещения отходов с нарушением экологических и санитарных требований.
Несмотря на определенные трудности, принимаются определенные меры по улучшению сложившейся ситуации в области обращения с отходами. Так, строятся новые объекты инфраструктуры: в Республике Чувашия введен в эксплуатацию современный полигон твердых бытовых отходов, создана комплексная система переработки и утилизации отходов с внедрением передовых инновационных технологий, планируется строительство еще пяти мусороперегрузочных станций. В Костромской области открыт мусоросортировочный комплекс мощностью 100 тыс. тонн/год. Первый в регионе мусоросортировочный комплекс открыт в мае 2017 г. в г. Иваново.

Прокуратура рекомендует
Руководителям предприятий и муниципальных образований при обращении с отходами производства и потребления рекомендуется незамедлительно принимать меры по очистке от отходов находящихся в их ведении земельных участков, своевременно получать и продлевать специальные разрешения (лицензии) на осуществление обращения с отходами, а также соблюдать их условия, организовать учет образующихся отходов и предоставлять в уполномоченные государственные органы отчетность с достоверными сведениями, размещать отходы только на объектах, включенных в Государственный реестр объектов размещения отходов, принимать меры по вовлечению отходов в хозяйственный оборот вторичного сырья.

Все статьи рубрики