Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Усовершенствование правовых основ госнадзора

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ внесен большой пакет изменений в законодательные акты по воп­росам осуществления госу­дарственного контроля (надзора) и муниципального контроля. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ вступил в силу 1 августа 2011 г., за исключением положений, для которых установлен иной срок вступления их в силу. До внесения в нормативные правовые акты Российской Федерации изменений, направленных на приведение указанных актов в соот­ветствие с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ, эти акты применяются в части, не противоречащей Федеральному закону от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ. 
Во-первых, Законом № 242-ФЗ откорректирована сфера применения Федерального закона от 26 декаб­ря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуаль­ных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», заново сформулированы перечни контрольных мероприятий, при проведении которых Закон № 294-ФЗ не применяет­ся; контрольных мероприя­тий, при проведении которых Закон № 294-ФЗ применяется за исключе­нием норм, устанавливающих порядок организации и проведения проверок; конт­рольных мероприятий, для которых иными федеральными законами могут быть установлены особенности организации и проведения проверок. Закон № 242-ФЗ как раз и устанавливает такие особеннос­ти путем внесения изменений в статьи федеральных законов о государственном и муниципальном контроле. 
Во-вторых, Законом № 242-ФЗ установлено, что полномочия Российской Федерации по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в отдельных сферах деятельности могут быть переданы для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации федеральными законами. Аналогичное правило предусмотрено также для передачи полномочий субъектов Российской Федерации по осуществлению регио­нального государственного контроля (надзора) органам местного самоуправления законами субъек­тов Российской Федерации. 
В-третьих, Законом № 242-ФЗ дополнен перечень видов предпринимательской деятельности, о начале осуществления которых необ­ходимо уведомить уполномоченного Правительством Российской Федерации в соот­ветствующей сфере, федеральный орган исполнительной власти. Теперь уведомлять следует также о начале произ­водства эталонов единиц величин, стандартных образцов и средств измерений; производства тары и упаковки; произ­водства мебели; произ­водства средств индивидуальной защиты; производства пожарно-технической продукции; производства низковольтного оборудования; производства строительных материалов и изделий; оказания социальных услуг. 
В-четвертых, Законом № 242-ФЗ скорректированы правила проведения проверок. В частности установлено, что плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года также в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере теплоснабжения, в сфере электроэнергетики, в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в жилищной сфере. Основанием проведения внеплановой проверки теперь также является требование прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполне­нием законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям. 
Далее, Закон № 242-ФЗ предусмат­ривает возможность установления режима постоянного государственного контроля (надзора) в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, эксплуатирующих объекты повышенной опасности. Этот режим предполагает постоянное пребывание уполномоченных должностных лиц органов государственного контроля (надзора) на объектах повышенной опасности и проведение указанными лицами мероприятий по контролю за состоянием безопасности и выполне­нием мероприятий по обес­печению безопасности на таких объектах. 
Более подробный документ о режиме постоянного государственного контроля (надзора) должно принять Правительство РФ. В качестве гарантии установлено переходное положение о том, что до 1 января 2012 г. в отношении организации и проведения проверок при режиме постоянного государственного контроля (надзора) применяется порядок, дейст­вующий до 1 августа 2011 г. 
Этот документ также сейчас активно обсуждается промышленным сообществом. И надо сказать, что многочисленные отзывы предприятий в подавляющем своем большинстве содержат серьезные замечания к тексту данного законопроекта. Их главная идея – недопустимость введения новых форм надзора в виде постоянного надзора. Как считают многие промышленники, введение постоянного надзора – само по себе нонсенс, так как государственный надзор не может быть временным или еще каким-то. Он осуществляется постоян­но. Эти проверки бывают краткосрочными, плановыми, внеплановыми и прочими. Авторы законопроекта исходят из презумпции несоблюдения (правового нигилизма) или неспособнос­ти соблюдения установленных законодательством требований по обеспечению промышленной безопаснос­ти юридическими лицами, индивидуаль­ными предпринимателями, эксплуатирующими ОПО, проектными организациями, институтами экспертизы и другими субъек­тами, призванными обес­печивать ПБ. По мнению представителей промышленнос­ти, введение обязательного присутствия инс­пекторов на предприятиях не приведет к повышению уровня безопаснос­ти, но лишь повысит риск возникновения коррупционных проявлений. В тексте законо­проекта говорится, что «решение об осуществлении постоян­ного надзора в отношении опасного производственного объек­та непрерывного производственного цикла и организации на таком объекте функцио­нирования в оперативном режиме государственного инспектора в облас­ти промышленной безо­пасности прини­мается руководителем органа федерального государственного конт­роля (надзора) в области промышленной безопасности». Это многократно повышает вероятность субъективизма, создает предпосылки для коррупции. Некоторые даже считают, что введение новой формы надзора противоречит Федеральному закону № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного конт­роля (надзора) и муниципального контроля».
Тем не менее, введение новой формы надзора за ядерной и радиа­ционной безопасностью в области использования атомной энергии, а также на предприятиях гидроэнергетики можно считать целесообразным. Положения законопроекта также распрост­раняются и на ряд других отраслей – объекты металлургического и химического производства, трубопроводного транспорта и прочие. Каким образом будет вводиться и работать эта новая форма надзор – предстоит решить в процессе обсуждений. 

Все статьи рубрики