Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Требования к плану мероприятий по локализации и ликвидации аварий на ОПО

 
Суслов Дмитрий Сергеевич,  и.о. заместителя  руководителя Волжско-Окского управления  Ростехнадзора

Суслов Дмитрий Сергеевич
и.о. заместителя руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» установлено, что в целях обеспечения готовности к  действиям по локализации и  ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасные производственные объекты, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте (далее ОПО).
Мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности осуществляются посредством разработки и последующего утверждения руководителем организации или структурного подразделения Планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (далее — ПМЛЛА).
Порядок разработки указанных планов, требования к их содержанию установлены Положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 26.08.2013 г. № 730. В соответствии с этим положением планы мероприятий согласовываются руководителями профессиональных аварийно-спасательных служб или профессиональных аварийно-спасательных формирований, с которыми заключен договор на обслуживание объектов.
Требования к составу (разделам) и содержанию документа, определяющего порядок действий в случае аварии на объекте, установлены положением о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО. Специальные требования содержатся в Федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности (ФНП), других нормативно-правовых актах федеральных органов исполнительной власти, в том числе в руководствах по безопасности, утвержденных Ростехнадзором. Названия документов, такие как План ликвидации аварии, План локализации и ликвидации последствий аварий, План ликвидации (локализации) аварий, План ликвидации аварий и защиты персонала и др., применяемые на опасных производственных объектах, должны быть приведены к единому названию План мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО, установленному законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», так как ФНП и другие нормативные акты являются подзаконными актами и, соответственно, применяются в части, не противоречащей действующему законодательству.
Что предусматривает ПМЛЛАТаким образом, организации, эксплуатирующие опасные производственные объекты I, II и III классов опасности, должны разработать и утвердить планы мероприятий, названия и содержание которых соответствуют положению. При этом специальные разделы планов мероприятий должны определять порядок действий в случае аварий на объекте в соответствии с требованиями, установленными ФНП и др. действующими актами. 
В случае, если ФНП установлена необходимость разработки планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) для объектов, на которых обращаются нефть и нефтепродукты, при наличии риска распространения разлива за пределы ОПО, то такие ПЛАРН разрабатываются и утверждаются в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 21.08.2000 г. № 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов» и Правилами разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, утвержденными приказом МЧС России от 28.12.2004 №  621. 
ПЛАРН и ПМЛЛА являются самостоятельными документами и не подлежат включению в состав других документов, при этом отдельные мероприятия данных планов могут повторяться, но не должны противоречить друг другу.
При разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий  необходимо учитывать анализ опасностей и оценку риска аварий на ОПО (далее — анализ риска аварии). Анализ риска аварии — это специальный научно-технический метод исследования опасностей возникновения, развития и последствий возможных аварий на ОПО.
Данный метод подразумевает выявление, анализ и прогнозирование опасностей промышленных аварий и разработку организационно-технических мер по их предупреждению.
Базовым инструментом оценки являются методы качественной и  количественной оценки анализа риска аварий. Ростехнадзором активно внедряются методики анализа риска, которые утверждаются в форме «Руководства по безопасности». Существует ряд методик расчета риска, утвержденных иными федеральными органами исполнительной власти. Например, МЧС России по вопросам пожарной безопасности, а также ГОСТ. Кроме того, результаты анализа рисков для объектов I и II классов опасности указаны в декларациях промышленной безопасности эксплуатируемых ОПО. 
Срок действия ПМЛЛАСовременные методики позволяют получить более точные результаты, чем ранее разработанные, и отражают более реальные условия развития аварий.
На этапе эксплуатации ОПО целью анализа риска является выявление наиболее эффективных мероприятий по ликвидации (локализации) аварийной ситуации на ОПО, поэтому разработчик документации вправе самостоятельно выбирать методики оценки анализа риска для определения полноты оценки состояния ОПО.
При проведении контрольных мероприятий в отношении организаций, эксплуатирующих ОПО I, II и III классов опасности, надзорными органами выявляются факты несоответствий требованиям к содержанию ПМЛЛА, в части:
- планирования действий персонала ОПО и специализированных служб на разных уровнях развития ситуаций;
- разработки мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на ОПО;
- достаточности принятых мер по предупреждению аварий на объекте;
- организации материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по локализации и ликвидации аварий на объекте.
При выявлении нарушений требований промышленной безопасности применяются меры административного воздействия в отношении лиц (должностных и юридических), установленные ст. 9.1 КоАП РФ.

Все статьи рубрики