Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

май 2018

пн вт ср чт пт сб вс
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

ЛАТЫПОВ Марат Раисович, начальник ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

С 19 по 29 марта межведомственная комиссия провела проверку готовности Республики Башкортостан к пожароопасному сезону 2018 г. По итогам проверки органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Республики Башкортостан, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти оцениваются как «готовы к пожароопасному сезону». Общий вывод: Республика Башкортостан — «готова к пожароопасному сезону 2018 г.».

В марте 2018 г. в ВЦ «Казанская ярмарка» прошла XIX Международная специализированная выставка «Энергетика. Ресурсосбережение» и XVIII Международный симпозиум «Энергоресурсоэффективность и энергосбережение».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"
УКРАИНСКИЙ Олег Вячеславович, начальник Управления проектной деятельности в сфере трудовых отношений Роструда

В повседневной жизни мы все чаще используем электронные технологии: обращаемся за получением государственных услуг в электронной форме, оплачиваем счета через онлайн-сервисы, оформляем электронные билеты. Все это существенно упрощает нашу жизнь, позволяет нам сэкономить время, получать больше информации, принимать более обоснованные решения.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Поиск по сайту

Свежий номер

№ 4 (133), апрель, 2018
В номере:

Теги

Технические регламенты и аттестация сварочных работ

Жабин Александр Николаевич, заместитель генерального директора СРО НП «НАКС

Жабин Александр Николаевич
заместитель генерального директора СРО НП «НАКС

Номер журнала: 

Рубрика: 

Более половины валового национального продукта промышленно развитых стран создается с помощью сварки и родственных технологий, к которым относят наплавку, пайку, резку, нанесение покрытий, склеивание различных материалов. До 2/3 мирового потребления стального проката идет на производство сварных конструкций и сооружений. Только в России общий объем сварных металлических конструкций достигает 800 млн тонн в год.

Практически все промышленные объекты, большая часть которых является потенциально опасными, создаются с применением сварки. Это магистральные трубопроводы нефти и газа, атомные реакторы, резервуары для нефтепродуктов, котлы и трубопроводы, колонны крекинга и синтеза, подъемно-транспортное оборудование и многое другое.
В подавляющем большинстве сварка является завершающим технологическим процессом, определяющим готовность продукции и придающим ей необходимые функциональные характеристики, такие как прочность, стойкость, герметичность и т.д., поэтому от качества сварных соединений в значительной мере зависит безопасность того или иного оборудования или сооружения при его эксплуатации. Очевидно, что появление некачественных сварных соединений при этом становится вероятной причиной разрушения конструкций, приводящей к аварии.
Выполнение процедур аттестации обеспечивает условия для того, чтобы свойства сварных соединений находились в пределах значений, установленных нормативными и проектными документами, что является существенным критерием обеспечения промышленной безопасности.
Важную роль в реализации механизма ограничения доступа к работам на ОПО недобросовестных или неквалифицированных исполнителей выполняют Федеральные нормы и правила в области промышленной безопасности — Требования к производству сварочных работ на опасных производственных объектах.
Организациям, выполняющим сварочные работы на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору или иным уполномоченным органам по осуществлению контроля и надзора, в том числе при изготовлении технических устройств, применяемых на ОПО, необходимо учитывать следующие особенности применения требований технических регламентов и требований норм в области промышленной безопасности:
1. Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности не устанавливаются обязательные требования по подтверждению соответствия к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам, в том числе к процессу сварки, но регламентируется порядок подготовки и выполнения сварочных работ, в том числе при изготовлении, обеспечивающий получение сварных соединений конкретных типов (видов) технических устройств и сооружений с заданными характеристиками и свойствами.
2. Сварные соединения не являются продукцией, а применяются для создания продукции в результате соответствующих конструкторских решений, самостоятельно выбираемых производителем продукции. Очевидно, что решение при выборе конструкции — выполнить ее разборной или неразборной (с использованием сварки, пайки или вальцовки) — не должно влиять на обеспечение целей закона о техническом регулировании, а, следовательно, не должно и не может им регулироваться.
3. Целью установления требований технических регламентов в рамках законодательства о техническом регулировании является недопущение выпуска готовой продукции в обращение на рынок без обязательного  подтверждения соответствия продукции в формах, установленных соответствующими Техническими регламентами.
4. Аттестация — это проверка готовности к выполнению определенных сварочных работ с определенными установленными требованиями к сварным соединениям. Процедуры аттестации осуществляется до начала изготовления (строительства, монтажа) объектов, при этом они не являются обязательными при изготовлении, строительстве, монтаже, ремонте продукции, не применяющейся на ОПО.
Таким образом, установление требований к порядку выполнения сварочных работ не является сферой применения законодательства о техническом регулировании и не дублирует требования технических регламентов, и не противоречит им. 
Кроме того, большая часть стандартов на изготовление технических устройств, применяемых на ОПО, в части выполнения сварочных работ также ссылается на требования документов Ростехнадзора.
Действующая в Российской Федерации система аттестации сварочного производства (САСв) включает более 100 самостоятельных юридических лиц, расположенных в 58 субъектах Российской Федерации, являющихся членами саморегулируемой организации Некоммерческое партнерство «Национальное агентство контроля сварки» (СРО НП «НАКС»). На базе научно-исследовательских организаций, отраслевых структур, ведущих технических вузов страны действуют более 200 аттестационных центров, а на производственной базе промышленных предприятий — около 700 аттестационных пунктов. В работе САСв принимают участие более 4500 высококвалифицированных специалистов сварочного производства, в том числе 360 докторов и кандидатов технических наук, два академика РАН, шесть членов-корреспондентов Российской инженерной академии.
В основу организационной структуры системы аттестации сварочного производства заложены принципы независимости, иерархичности, системности и приоритетности требований нормативных документов органов надзора.
Главным координирующим органом САСв является Научно-технический совет НАКС, в который входят представители ведущих научно-исследовательских, академических организаций и промышленных предприятий.
Научно-технический совет НАКС через профильные комитеты осуществляет координацию научно-методической работы САСв, отслеживает тенденции и определяет основные направления развития, что позволяет соответствовать современным условиям.
Деятельность системы аттестации получила поддержку как крупных предприятий, так и предприятий малого бизнеса. Повышение качества сварочных работ на объектах ПАО «ГАЗПРОМ», ОАО «АК «ТРАНСНЕФТЬ» за счет применения процедур системы аттестации сварочного производства позволило существенно снизить затраты на ремонты и аварийно-восстановительные работы.
На малых предприятиях не всегда есть возможность оперативно проверить и оценить квалификацию сварщиков при приеме на работу, а если сварщик прошел аттестацию, в его удостоверении указаны все характеристики, подтвержденные при аттестации, и задача существенно облегчается.
Процедуры аттестации, предусмотренные документами Ростехнадзора, позволяют не допускать к выполнению сварочных работ на ОПО неквалифицированных сварщиков и некомпетентные организации, что способствует повышению реальной конкурентоспособности организаций малого бизнеса.
В настоящее время в строительстве и реконструкции опасных производственных объектов химических и неф-теперерабатывающих  производств, энергетики принимают участие иностранные компании. Для  таких компаний, привлекающих к сварочным работам персонал из других стран, особенно актуально применение процедур аттестации. При этом нередко выявляется значительное количество персонала, квалификация которого не позволяет выполнять сварные соединения, соответствующие требованиям, установленным нормативной и проектной документацией. Такой персонал не может пройти аттестацию и не допускается к сварке конструкций опасных производственных объектов.

Все статьи рубрики

Похожие статьи

КНЯЗЕВ Алексей Андреевич, начальник отделения ОНДиПР г. Ижевска УНДиПР  ГУ МЧС России по Удмуртской Республике, майор внутренней службы

Редакция журнала обратилась в Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике с просьбой рассказать, кто производит монтаж автоматических средств пожарной сигнализации и пожаротушения в зданиях, как организуется их обслуживание и ремонт. 

Рыболовлев Алексей Николаевич, заместитель начальника отдела планирования   мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций Управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Удмуртской Республике

Удмуртия готова к прохождению паводка. В городах и районах созданы паводковые комиссии,  проведены все необходимые мероприятия.  Об этом редакции журнала рассказали в региональном управлении МЧС России.

ЛАТЫПОВ Марат Раисович, начальник ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

С 19 по 29 марта межведомственная комиссия провела проверку готовности Республики Башкортостан к пожароопасному сезону 2018 г. По итогам проверки органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Республики Башкортостан, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти оцениваются как «готовы к пожароопасному сезону». Общий вывод: Республика Башкортостан — «готова к пожароопасному сезону 2018 г.».