Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

СМИС: объективная необходимость

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

СМИС — это построенная на базе программно-технических средств система, предназначенная для осуществления мониторинга технологических процессов и процессов обес-
печения функционирования оборудования непосредственно на потенциально опасных объектах, в зданиях и сооружениях и передачи информации об их состоянии по каналам связи в дежурно-диспетчерские службы этих объектов для последующей обработки с целью оценки, предупреждения и ликвидации последствий дестабилизирующих факторов в реальном времени, а также для передачи информации о прогнозе и факте возникновения ЧС, в том числе вызванных террористическими актами, в ЕДДС.

Цели создания СМИС:
1. Снижение потерь среди персонала, посетителей, сокращение материального и экологического ущерба за счет повышения оперативности предупреждения (оповещения) о возможности и возникновении аварийных, чрезвычайных ситуаций, пожаров: персонала дежурно-диспетчерской службы, персонала и посетителей (жителей) объекта; соответствующих служб и  подразделений, органов управления силами и средствами пожарной безопасности и ликвидации последствий ЧС.
2. Обеспечение гарантированной устойчивости функционирования систем жизнеобеспечения, безопасности, противопожарной защиты и технологических процессов требуемого качества на объекте.
Для единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) СМИС является автоматизированной системой местного и объектового звеньев, решающей задачи по обеспечению комплексной безопасности зданий и сооружений на уровне ЕДДС (ЕСОДУ-объект). По сути СМИС дополняет существующую автоматизированную систему ЕДДС, обеспечивая при этом более высокую оперативность, эффективность решения информационных задач и интеграцию в автоматизированные системы ЕДДС (ЕСОДУ). Важная роль отводится СМИС в обеспечении через пункт управления ЕДДС (ЕСОДУ) городских (территориальных) дежурно-диспетчерских, аварийно-спасательных служб (подразделений) информацией, необходимой для проведения аварийно-спасательных работ и ликвидации последствий аварий, пожаров, чрезвычайных ситуаций.
Для прогнозирования чрезвычайных ситуаций техногенного характера, решаемых в ЕДДС (ЕСОДУ), СМИС выступают как сигнальные и информационные, обеспечивающие:
- запуск систем оповещения и решения задач ЕДДС (ЕСОДУ);
- данными для решения задач прогнозирования ЧС техногенного характера на объектах и прилегающих территориях в режиме реального времени.

СМИС подлежат 
обязательной установке:

- на потенциально опасных объектах;
- на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах.
Отнесение объектов к категории потенциально опасных осуществляется специальными комиссиями, назначенными Правительствами субъектов Российской Федерации. Основной задачей комиссий является отнесение ПОО к классам опасности в соответствии с Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 28.02.2003 г. № 105 «Об утверждении Требований по предупреждению чрезвычайных ситуаций на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения» и включение их в Банк данных потенциально опасных объектов, расположенных на соответствующей территории.
Отнесение объектов к категории особо опасных, технически сложных и уникальных осуществляется в соответствии с требованиями ст. 48.1 Градостроительного кодекса РФ (с изменениями по Федеральному закону от 18.12.2006 г. № 232-ФЗ) и ГОСТ Р 22.1.12-2005 г.

К особо опасным 
объектам относят:

- ядерно- и/или радиационно-опасные объекты;
- объекты уничтожения и захоронения химических и других опасных отходов;
- гидротехнические сооружения I и II классов;
- крупные склады для хранения нефти и нефтепродуктов, и изотермические хранилища сжиженных газов;
- объекты, связанные с производством, получением или переработкой жидкофазных или твердых продуктов, обладающих взрывчатыми свойствами;
- предприятия по подземной и открытой добыче и переработке твердых полезных ископаемых;
- тепловые электростанции мощностью свыше 600 МВт.
К технически сложным объектам относят:
- морские порты, аэропорты основной взлетно-посадочной полосой длиной 1800 и более, мосты и тоннели длиной более 500 м, метрополитены.
- крупные промышленные объекты.
К уникальным объектам относят объекты, для которых не установлены технические регламенты, или в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
- высота более чем 100 метров;
- пролеты более чем 100 метров;
- наличие консоли более чем 20 метров;
- заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 метров;
- наличие конструкций и конструкционных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств, либо разрабатываются специальные методы расчета.
В соответствии с требованием ГОСТ контролю со стороны СМИС подлежат следующие системы объектов:
1. Системы жизнеобеспечения: электроснабжение, теплоснабжение, вентиляция и кондиционирование, водоснабжение и канализация, газоснабжение, лифтовое оборудование;
2. Системы безопасности: инже-нерно-технический комплекс пожарной безопасности объекта, система оповещения, системы охранной сигнализации и видеонаблюдения, системы обнаружения повышенного уровня радиации, аварийных химическиопасных веществ, биологически-опасных веществ.
3. Инженерно-технические конст-рукции объектов.

Ожидаемые эффекты 
от внедрения СМИС:

- сокращение числа аварий техногенного характера на объектах;
- сокращение числа жертв аварий и  материального ущерба;
- повышение коэффициента готовности работы систем безопасности, инженерных систем жизнеобеспечения объектов при аварийных ситуациях техногенного характера на 0,3-0,5 ед.;
- сокращение затрат на страхование до 60 %;
- повышения эффективности работы надзорных органов.

Перечень функций 
СМИС включает:

1. Предупреждение аварийных ситуаций путем автоматического контроля за критически важными параметрами процессов обеспечения функционирования объектов и определения отклонений их текущих значений от нормативных.
2. Формирование и передачу в режиме реального времени сообщений об инцидентах, авариях, в том числе вызванных террористическими актами в ДДС объекта и местную ЕДДС:
- о неисправном состоянии критически важных инженерных и технологических систем;
- о негативном изменении состояния инженерно-технических, несущих конструкций объектов.
3. Автоматизированный или принудительный запуск системы оповещения персонала (жителей) объекта, населения о произошедшей чрезвычайной ситуации и информирование о необходимых действиях по эвакуации.
4. Автоматизированное или принудительное оповещение соответствующих специалистов, отвечающих за безопасность объектов.
5. Документирование и регистрацию аварийных ситуаций, а также действий персонала ДДС объектов.

СМИС включает:
- автоматизированную систему диспетчерского управления инженерными системами объектов;
- систему автоматического в режиме реального времени мониторинга инженерно-технических, несущих конструкций (СМИК);
- комплекс измерительных средств, средств автоматизации и исполнительных механизмов;
- многофункциональную кабельную систему;
- сеть передачи информации;
- административные ресурсы.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики