Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Роструд: риск-ориентированный подход заменит сплошные проверки

 
УКРАИНСКИЙ Олег Вячеславович, начальник Управления проектной деятельности в сфере трудовых отношений Роструда

УКРАИНСКИЙ Олег Вячеславович
начальник Управления проектной деятельности в сфере трудовых отношений Роструда

Номер журнала: 

Рубрика: 

Благодаря этому в 2016 г. Роструд провел плановых проверок на 35 % меньше, чем в 2014 г., а на 2017 г. запланировал на 44 % проверок меньше, чем было в 2014 г.
«Планы проверок на 2018 год территориальными органами Роструда будут подготовлены таким образом, чтобы административная нагрузка на бизнес снизилась прежде всего за счет внедрения риск-ориентированного подхода, который заменит сплошной контроль для работодателей, деятельность которых не представляет угрозу жизни и здоровья граждан. Например, уже сегодня около 5,7 млн организаций отнесены к низкой категории, и плановые проверки в отношении их не проводятся. В основном это детсады, школы, дома культуры, медицинские учреждения», — сказал Олег Вячеславович Украинский, начальник Управления проектной деятельности в сфере трудовых отношений Роструда.
Ведомство перешло от «статической» модели рисков (ориентация на категории риска) к «динамической» модели (повышение/снижение категории риска с учетом наличия/отсутствия 
фактов травматизма). «Динамическая» модель риск-ориентированного надзора неразрывно связана с совершенствованием автоматизации контрольно-надзорной деятельности.
В настоящее время проведен расчет 7,7 млн работодателей по видам контроля и по пяти категориям рисков. В итоге к категориям «высокий риск» отнесено 6454 хозяйствующих субъектов, «значительный риск» —  3509, «средний риск» — 22367, «умеренный риск» — свыше 2 млн организаций.
Приказом Роструда № 350 от 14.06.2017 г. утвержден перечень работодателей, отнесенных к высокой категории риска, а приказами Государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации от 26.06.2017 г. утверждены реестры организаций значительного, среднего и умеренного рисков.
К категории «низкий риск» отнесено более 5,7 млн хозяйствующих субъектов и в сферу планового надзора они не входят.
Проведение плановых проверок в отношении работодателей в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска осуществляется со следующей периодичностью:
- для категории высокого риска — один раз в два года;
- для категории значительного риска — один раз в три года;
- для категории среднего риска — не чаще чем один раз в пять лет;
- для категории умеренного риска  — не чаще чем один раз в шесть лет.
В основном в зону высокого и значительного риска вошли организации, осуществляющие деятельность в сфере строительства, добычи полезных ископаемых, обрабатывающей промышленности, где зафиксирован травматизм в последние годы.
Кроме того, в реестры высокого и значительного рисков включены предприятия малого бизнеса, в которых зафиксирован смертельный травматизм за последние три года. Вместе с тем в плане проверок на 2018 г. учитывается действующий мораторий на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
С полными перечнями предприятий, отнесенных к высокому и значительному риску, можно будет ознакомиться в конце июня на официальном сайте Роструда и его территориальных органов. Кроме того, работодатель может запросить разъяснения в  надзорном органе, почему его организация отнесена к какой-либо категории риска.
Также по заявлению работодателя может быть принято решение контрольным органом о снижении категория риска при отсутствии назначенных административных наказаний за нарушение обязательных требований в сфере труда по результатам плановой проверки до следующей категории риска.

Министр РФ встретился с инспекторским составом Роструда
Куратор приоритетной программы по реформированию контрольно-надзорной деятельности, министр Российской Федерации Михаил Анатольевич Абызов  встретился с молодыми инспекторами труда из разных регионов — участниками третьего Всероссийского форума государственных инспекторов труда.
В ходе встречи обсуждались темы дальнейшего развитие контрольно-надзорной деятельности, профессионального развития инспекторского состава, вопросы сокращения административной нагрузки на бизнес, внедрения проверочных листов в работе инспекторов труда.
На встрече прозвучал ряд предложений, в том числе об организации совместных тренингов для сотрудников всех надзорных органов.
Министр эту идеи поддержал и поручил проработать на уровне Правительства РФ.
Участники встречи также подняли вопрос перевода в единую электронную базу документов, доступ к которым нужен во время проверки. По мнению госинспектора из Тамбовской области Ольги Артамоновой, при проведении надзорных мероприятий сейчас приходится просматривать огромное количество бумаг. Это создает большую нагрузку как на инспектора, так и  на работодателя. Это предложение Михаил Абызов также поддержал. Однако сопротивление может возникнуть со стороны работодателей, предупредил министр. Оцифровка документов связана с дополнительными затратами для предпринимателей, поэтому важно объяснить им, что долгосрочная выгода от такого подхода для них будет больше, чем единовременные затраты. Один из вариантов — переводить такие предприятия в более низкие категории риска и, соответственно, меньше проверять тех, кто даст инспекторам подключиться к корпоративным сетям.
В ходе встречи М.А. Абызов поднял вопрос крайне низких зарплат инспекторского состава. Так, в Новгородской области инспектор труда получает в месяц 12 тыс. рублей при средней зарплате по региону около 30 тыс. рублей. Министр предостерег, что низкие зарплаты ведут к возникновению запредельных коррупционных рисков. сообщил, что этот вопрос в ближайшее время будет обсуждаться с Минфином.
«В этом году форум трудовых инспекторов был практически полностью посвящен реформе контрольно-надзорной деятельности, которая проводится в рамках Совета при президенте по стратегическому развитию и приоритетным проектам. На форуме собираются лучшие молодые инспекторы труда со всей России, специалисты Роструда и профессиональные эксперты. Такие встречи не просто способствует становлению и развитию профессиональных качеств инспекторского состава, они способствуют формированию пула инспекторов новой формации, которые становятся «носителями» изменений, предусмотренных программой реформы, чтобы они стали ее частью и на уровне регионов распространяли знаниями», — отметил Олег Вячеславович Украинский.

100 плановых проверок с использованием чек-листов
В Аналитическом центре при Правительстве РФ состоялся семинар-совещание «Практика внедрения Рострудом электронной системы использования проверочных листов». 
По мнению Олега Вячеславовича Украинского, проверочные листы помогут снизить коррупционную составляющую деятельности инспектора и повысят качество проведения проверок.
До начала подготовки проверочных листов (списков контрольных вопросов) Рострудом проведена инвентаризация всех нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Были проанализированы порядка 75 тыс. нормативных актов.  В 1000 из них выявлены действующие проверяемые нормы, из них выделено 479 актов, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по федеральному государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. 
Вместе с тем эти 479 актов также проанализированы с целью выявления наиболее значимых требований. В результате включены: 
- требования, в результате нарушений  которых произошли смертельные и тяжелые несчастные случаи за последние 10 лет;
- правила, применяемые  в организациях высокого и значительного риска (добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, транспорт, строительство);
- виды работ, отнесенные к вредным и опасным, при выполнении которых работникам положен досрочный выход на пенсию (малярные, окрасочные, сварочные, химические, подземные работы и тд).
Таким образом, всего Рострудом будут разработаны 200 чек-листов, по тем вопросам, которые непосредственно влияют на права работников (трудовой договор, оплата труда, режим труда и отдыха, охрана труда).Всего планируется разработка порядка 200 листов, из них 19 — по трудовым отношениям, 181 — по охране труда. В текущем году планируется разработка 100, и до 01.07.2018 г. Оставшиеся 100.
Уже в июле 50 проверочных листов  будут опубликованы на официальном сайте Роструда. Кроме того, в мае-июне Рострудом направлены 25 листов в экспертную группу программы реформа КНД для дачи заключения.
В настоящее Роструд завершает создание единой автоматизированной системы управления контрольно-надзорной деятельностью (МАИС ГИТ). 
Основные направления ее разработки одобрены в 2014 г. Подкомиссией по использованию информационных технологий при предоставлении государственных и муниципальных услуг Правительственной комиссии по использованию информационных технологий для улучшения качества и условий ведения предпринимательской деятельности.
МАИС ГИТ — это система, построенная на процессном принципе управления. Она независимо от инспектора инициирует процессы контрольно-надзорной деятельности, отслеживает сроки их реализации и блокирует возможность неправомерных действий.
Таким образом,  контрольные вопросы формируют жесткий алгоритм проверки работодателя, от которого инспектор будет не в праве отступить. То есть в случае, когда заполнен не весь чек-лист, система не даст перейти к следующему чек-листу, или сформировать акт проверки. В тоже время чек-листы предельно детализирует требования, что упростит их исполнение для работодателя.
Кроме того, Рострудом разработан алгоритм формирования кейса проверочных листов в зависимости от вида деятельности организации. Так, при проверке организаций, осуществляющих деятельность в  сфере транспорта,  основными вопросами являются режим труда и отдыха водителей, проведение медосмотров, оформление трудовых отношений, при строительстве — обучение по охране труда, обеспечение средствами индивидуальной защиты, вопросы безопасной работы на высоте, при эксплуатации электроинструмента, разгрузочно-погрузочные, земляные и монтажные работы.
Эта автоматизированная система позволит продолжить повышение эффективности работы инспектора за счет ее автоматизации как целевого процесса, а не как отдельных процедур. 
«Проверочные листы прошли апробацию в девяти пилотных государственных инспекциях труда», — отметил О.В. Украинский, «по результатам апробации выявлено снижение времени на проведение проверки, так как работодатель знал, что у него будут проверять и был готов предоставить документы при их наличии». Также отсутствовали жалобы на действия инспекторов со стороны работодателей, и снизилось число ошибок при формировании актов проверок и предписаний.
Необходимо отметить, что 26.12.2016 г. ФГБУ «ВНИИ труда» Минтруда России одобрена Методика апробации системы добровольного внутреннего контроля (самоконтроля) работодателями соблюдения требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а также соответствующие Методические рекомендации для работодателей.
В Методических рекомендациях определены принципы создания работодателем службы внутреннего контроля, ее основные задачи и направления деятельности. Кроме того, представлен порядок использования сервиса «Электронный инспектор» в целях самопроверки пользователя.

Роструд вошел в ТОП-10 
по уровню открытости

Министерства и ведомства обязаны утверждать ведомственные планы реализации принципов открытости и отчеты об их выполнении, а также проводить ежегодную внутреннюю оценку (самообследование) достигнутых результатов. 
Федеральные органы власти в текущем году представляют результаты самообследования уровня собственной открытости уже в четвертый раз. На заседании правкомиссии были представлены результаты такой самопроверки за 2016 г.
Самообследование проводилось по 10 ключевым механизмам открытости, среди которых: публичная отчетность, независимая антикоррупционная экспертиза и  общественный мониторинг правоприменения, обеспечение понятности нормативно-правового регулирования и государственных политик, работа с открытыми данными, взаимодействие с общественным советом, взаимодействие со СМИ, работа с обращениями граждан, а также по двум дополнительным направлениям: «Организация внедрения Концепции открытости в ФОИВ» и «Инициативный проект».
Роструд реализуют инициативные проекты, направленные на повышение открытости. В частности, разрабатываются приложения для смартфонов, создаются «личные кабинеты» пользователей. Например, создано приложение «Онлайнинспекция.рф».
В части работы с открытыми данными наилучших результатов достигли Роструд, Минстрой, Ростуризм, Росстат, ФССП России и Минкультуры.
Внутренняя оценка открытости дополняется независимой внешней оценкой, которую ежегодно проводят ВЦИОМ и Открытое правительство.
Лидерами рейтинга по итогам 2016 г. стали Минстрой (391,5), Минфин (358,5), ФССП (357,5), ФНС (343,5) , Росавтодор (340,5) и Роструд (336).
«Среди лидеров рейтинга — Роструд. Это положительное явление, так как в рамках приоритетной программы по реформированию государственного контроля большое внимание уделяется как раз повышению нашей открытости», — отметил Олег Вячеславович Украинский.
Фото: Анатолий Бурмистров 

Все статьи рубрики