Усков Сергей Александрович, заместитель руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора

В регионах России подготовка к осенне-зимнему периоду находится на заключительном этапе. Муниципальные образования, предприятия энергетики после проверок надзорных и контролирующих органов должны получить паспорта готовности.   

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"
Павлова Лариса Владимировна, заместитель руководителя (по охране труда) Государственной инспекции труда в Самарской области

Труд водителей автотранспорта, а также работников, которые ремонтируют и обслуживают автомобили, регламентируется целым рядом нормативных документов. Автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому, управляя им, водитель подвергается большим психологическим и физическим нагрузкам.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"
Дресвянникова Инна Витальевна, врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике

Рост ДТП с участием пассажирского автотранспорта растет.  Причин наблюдаемого роста несколько. Редакция журнала обратилась в Государственную инспекцию труда в Умуртской Республике с просьбой рассказать об особенности регулирования труда и отдыха водителей.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Поиск по сайту

Свежий номер

№ 09 (127), октябрь, 2017
В номере:

Теги

Режим труда и отдыха водителей

Дресвянникова Инна Витальевна, врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике

Дресвянникова Инна Витальевна
врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике

Номер журнала: 

Рубрика: 

Рост ДТП с участием пассажирского автотранспорта растет.  Причин наблюдаемого роста несколько. Редакция журнала обратилась в Государственную инспекцию труда в Умуртской Республике с просьбой рассказать об особенности регулирования труда и отдыха водителей.

Режим труда
Особенности регулирования труда работников транспорта установлены гл. 51 Трудового кодекса РФ, а режим труда и отдыха водителей урегулирован как Трудовым кодексом РФ (ст. 329), так и Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15 «Об утверждении Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей» (далее  положение).
Работникам, труд которых непосредственно связан с управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств, не разрешается работа по совместительству, непосредственно связанная с  управлением транспортными средствами или управлением движением транспортных средств.
На основании ч. 2 ст. 91 Трудового Кодекса РФ нормальная продолжительность рабочего времени не должна превышать 40 часов в неделю.
При установлении режима рабочего времени водителя автомобиля работодатель должен руководствоваться положением. Данное положение разработано на основании ч. 2 ст. 329 Трудового Кодекса РФ и распространяется на все организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, ведомственной принадлежности, на индивидуальных предпринимателей и иных лиц, занимающихся перевозками на территории РФ (п. 1, абз. 1 п. 2 указанного положения).
Нормы положения не распространяются на водителей, которые заняты на международных перевозках и на работающих в составе вахтовых бригад при вахтовом методе организации работ (п. 2 данного положения).
Согласно п. 7 положения продолжительность ежедневной работы (смены) водителя должна составлять 8 часов, если он работает пять дней в неделю, и 7 часов при шестидневной рабочей неделе.
Продолжительность ежедневной работы (смены) некоторых категорий водителей (например, водителя служебного автомобиля, обслуживающего руководителя организации) может быть увеличена до 12 часов. Однако общая продолжительность управления автомобилем в  течение рабочего дня (смены) не должна превышать девяти часов (п. 12 положения об особенностях режима работы и отдыха). Оставшиеся три часа рабочего времени распределяются, например, на медицинский осмотр и подготовительно-заключительные работы (осмотр автомобиля перед началом работы, постановка автомобиля на стоянку или в гараж).
В соответствии с п. 8 положения в тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц, который может быть увеличен до трех месяцев по согласованию с выборным органом первичной профсоюзной организации, а при ее отсутствии — с иным представительным органом работников.
Водителю, как и любому другому работнику, по соглашению с работодателем может быть установлено (а в отдельных случаях, предусмотренных ч. 1 ст. 93 ТК РФ, должно быть установлено) неполное рабочее время с учетом условий, указанных в ч. 2, 3 ст. 93 ТК РФ.
Кроме того, в предусмотренных законодательством случаях работодатель обязан установить водителю сокращенную продолжительность рабочего времени. Например, если по результатам специальной оценки условия труда на рабочем месте водителя отнесены к вредным условиям труда III или IV степени или опасным, он имеет право на сокращенную продолжительность рабочего времени не более 36 часов в неделю (абз. 5 ч. 1 ст. 92 ТК РФ).
Также для водителей может быть установлен сменный режим работы. В этом случае работодатель должен составить графики сменности и не позднее чем за один месяц до введения их в действие довести до сведения работников (ст. 103 ТК РФ).
По общему правилу водители могут привлекаться к сверхурочной работе с соблюдением предусмотренных требований законодательства (письменное согласие работника, издание приказа о привлечении к сверхурочной работе, учет продолжительности сверхурочной работы и оплата сверхурочной работы).
Следует учитывать, что общая продолжительность рабочего дня (смены) водителя автомобиля с учетом сверхурочной работы не должна превышать 12 часов (п. 23 положения), и не может превышать для каждого водителя четырех часов в течение двух дней подряд и 120 часов в год.
В исключительных случаях продолжительность сверхурочной работы может превышать 12 часов:
- необходимо выполнить (закончить) начатую работу, которая вследствие непредвиденной задержки по техническим условиям производства не могла быть выполнена (закончена) в  течение установленной для работника продолжительности рабочего времени. Причем невыполнение (незавершение) этой работы может повлечь за собой порчу или гибель имущества работодателя (иных лиц, организаций) либо создать угрозу жизни и здоровью людей (п. 1 ч. 2 ст. 99 ТК РФ);
- необходимо продолжить работу при неявке сменяющего работника, если работа не допускает перерыва (п. 3 ч. 2 ст. 99 ТК РФ).
Необходимо обратить внимание на то, что учет рабочего времени водителя осуществляется в табеле учета рабочего времени и в путевом листе. 

Режим отдыха
Водителям автомобилей, как и остальным работникам работодатель обязан предоставлять перерывы в течение рабочего дня, ежедневный отдых, выходные дни, нерабочие праздничные дни, отпуска (ст. ст. 106, 107 ТК РФ).
Продолжительность перерыва для отдыха и питания предоставляется водителю с особенностями, установленными положением. Перерыв должен составлять не менее 30 минут, но не более двух часов в течение смены или рабочего дня (ч. 1 ст. 108 ТК РФ, абз. 1 п. 24 положения), а если водитель работает по графику сменности и ежедневная работа превышает восемь часов, то ему предоставляется два перерыва (абз. 2 п. 24 положения), общая продолжительность перерывов должна составлять от 30 минут до двух часов.
В трудовом договоре с водителем отражается время предоставления перерыва и его продолжительность.  Если предусмотрено два перерыва, то указывается также их общая продолжительность.
Кроме того, водители имеют право на ежедневный (междусменный) отдых, который вместе с временем перерыва для отдыха и питания должен быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену), а при суммированном учете рабочего времени не может быть менее 12 часов (п. 25 положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей).
В соответствии с трудовым законодательством водителям, как и  всем работникам, предоставляется еженедельный (непрерывный) отдых, который не может быть менее 42 часов (ст. 110 ТК РФ). По общим правилам предоставляется и ежегодный оплачиваемый отпуск (28 календарных дней).
Согласно общим требованиям Трудового кодекса РФ привлечение работников, в том числе и водителей к работе в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается (ст. 113 ТК РФ).
В исключительных случаях работники могут привлекаться к выполнению трудовой функции в такие дни, но только с их согласия, с обязательным учетом рабочего времени и повышенной оплатой за выполнение работы в выходные и нерабочие праздничные дни, либо за работу  в выходной день может быть предоставлен иной день отдыха с согласия работника.

Во  II  квартале  2017  г.  в  соответствии  с  поручением  заместителя  председателя  Правительства  Российской  Федерации  О.Ю.  Голодец  (от  27.01.2017  г. №  ОГ-П12-431)  Государственная  инспекция  труда  в  Удмуртской  Республике проводила  внеплановые  проверки  хозяйствующих  субъектов,  осуществляющих  пассажирские  перевозки  автомобильным  транспортом.  Всего  было проведено  за  квартал  20  проверок,  в  ходе  которых  было  выявлено  167  на-рушений,  в  основном  они  касались  вопросов  трудового  договора   (29),  рабочего  времени  и  времени  отдыха  (22),  оплаты  и  нормирования  труда  (21). По итогам проверок привлечено к административной ответственности 15 должностных лиц и пять юридических лиц, вынесены штрафы на сумму 277 тыс. руб. Отстранено от работы 98 водителей.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики

Похожие статьи

В соответствии с законодательством Российской Федерации негативное воздействие на окружающую среду является платным. 

КЛИМЕНКО Максим Михайлович, эксперт-консультант по промышленной  безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

Довольно часто владельцы взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности передают свои ОПО в аренду (оперативное управление, хозяйственное ведение, на эксплуатацию) другим организациям. В связи с этим возникает вопрос: кто должен получать лицензию Ростехнадзора на право эксплуатации ОПО — собственник объекта или его арендатор?

КОЛЕСНИКОВ Александр Владимирович, начальник отдела организации технической экспертизы  и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности

В Общественной палате РФ под председательством заместителя председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции Выборного А.Б. прошли общественные слушания на тему «Совершенствование законодательства о частной охранной деятельности», на которых обсуждался проект Федерального закона «О частной охранной деятельности в Российской Федерации» (далее законопроект).