Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

май 2018

пн вт ср чт пт сб вс
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

ЛАТЫПОВ Марат Раисович, начальник ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

С 19 по 29 марта межведомственная комиссия провела проверку готовности Республики Башкортостан к пожароопасному сезону 2018 г. По итогам проверки органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Республики Башкортостан, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти оцениваются как «готовы к пожароопасному сезону». Общий вывод: Республика Башкортостан — «готова к пожароопасному сезону 2018 г.».

В марте 2018 г. в ВЦ «Казанская ярмарка» прошла XIX Международная специализированная выставка «Энергетика. Ресурсосбережение» и XVIII Международный симпозиум «Энергоресурсоэффективность и энергосбережение».

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"
УКРАИНСКИЙ Олег Вячеславович, начальник Управления проектной деятельности в сфере трудовых отношений Роструда

В повседневной жизни мы все чаще используем электронные технологии: обращаемся за получением государственных услуг в электронной форме, оплачиваем счета через онлайн-сервисы, оформляем электронные билеты. Все это существенно упрощает нашу жизнь, позволяет нам сэкономить время, получать больше информации, принимать более обоснованные решения.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Поиск по сайту

Свежий номер

№ 4 (133), апрель, 2018
В номере:

Теги

Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров

ВОЛКОВА Людмила Азориевна, и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Нижегородской области (по охране труда)

ВОЛКОВА Людмила Азориевна
и.о. заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Нижегородской области (по охране труда)

Номер журнала: 

Рубрика: 

Трудовой кодекс предписывает работникам проходить обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, другие обязательные и внеочередные медицинские осмотры, а работодатель обязан организовать их проведение. Почему это важно? С этим вопросом редакция журнала обратилась в Государственную инспекцию труда в Нижегородской области.

Вопрос о необходимости организации и проведения медицинских осмотров урегулирован ст.  212, 213, 214   Трудового кодекса Российской Федерации. Работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников к выполнению поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. 
Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работающих с вредными условиями труда регламентирован  Приказом Министерства здравоохранения и социального развития от 12.04.11 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении  которых проводятся  обязательные  предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения  обязательных предварительных и периодических медицинских  осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах  и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее приказ № 302н), в соответствии с которым:
1. Обязательные предварительные медицинские осмотры (обследования) при поступлении на работу (далее  предварительные осмотры) проводятся с целью определения соответствия состояния здоровья лица, поступающего на работу, поручаемой ему работе, а также с целью раннего выявления и профилактики заболеваний.
2. Обязательные периодические медицинские осмотры (обследования) (далее периодические осмотры) проводятся в целях:
- динамического наблюдения за состоянием здоровья работников, своевременного выявления заболеваний, начальных форм профессиональных заболеваний, ранних признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на состояние здоровья работников, формирования групп риска по развитию профессиональных заболеваний;
- выявления заболеваний, состояний, являющихся медицинскими противопоказаниями для продолжения работы, связанной с воздействием вредных и (или) опасных производственных факторов, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и  периодических медицинских осмотров (обследований) работников в целях охраны здоровья населения, предупреждения возникновения и распространения заболеваний;
- своевременного проведения профилактических и реабилитационных мероприятий, направленных на сохранение здоровья и восстановление трудоспособности работников.
Включению в списки контингента и поименные списки подлежат работники, подвергающиеся воздействию вредных производственных факторов, указанных в перечне вредных производственных факторов, наличие которых установлено по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда, проведенной в установленном порядке. 
В качестве источника информации о наличии на рабочих местах вредных производственных факторов помимо результатов аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда)  могут использоваться результаты лабораторных исследований и испытаний, полученные в рамках контрольно-надзорной деятельности, производственного лабораторного контроля, а также использоваться эксплуатационная, технологическая и иная документация на машины, механизмы, оборудование, сырье и материалы, применяемые работодателем при осуществлении производственной деятельности, а также виды работ, указанные в перечне.
Работник, занятый на работах  с вредными условиями труда, а  также выполняющий  определенный перечень работ, указанный в  приложении № 2 к порядку, обязан пройти и предварительный, и периодический медицинский осмотр. Это обязанность работника указана в ст. 214 ТК РФ.
Важность  исполнения этой обязанности как со стороны работодателя, так и со стороны работника очевидна. Основные направления  государственной политики  в области охраны труда определены в ст. 210 Трудового кодекса: это направления  в обеспечении приоритета сохранения жизни и здоровья работников, профилактика несчастных случаев и повреждения здоровья работников.
Если в организации не проведена специальная оценка условий труда или ранее не проводилась аттестация рабочих мест по условиям труда, это не означает, что работники не подлежат прохождению медицинского осмотра, как предварительного так и периодического, так как указание в стр. 050 карты специальной оценки условий труда сведений о необходимости его проведения является не единственным основанием для направления на медицинский осмотр работников.
Процедура организации проведения  медицинского осмотра одинакова для всех профессий работников. Вместе с тем объем необходимых функциональных исследований и осмотров врачами-специалистами различается.
Работодателю важно в установленные сроки направить работника на прохождение медицинского осмотра в организацию, с которой он заблаговременно (не позднее,  чем за два месяца до начала его проведения) заключил договор на проведение периодического осмотра. При этом направление  работнику выдается под роспись, а также ведется учет выданных направлений.
Как показывает правоприменительная практика организации проведения медицинских осмотров, работодателю очень важно соблюсти порядок его организации и сроки, для того что  работники были допущены к работе с соответствующими разрешительными документами по состоянию своего здоровья.  
  Для организации медицинского осмотра работодатель имеет право заключить договор с  медицинской организацией любой формы собственности, имеющей право  на проведение предварительных и периодических медицинских осмотров, а также на экспертизу профессиональной пригодности в соответствии с действующими нормативными правовыми актами. В состав  врачебной комиссии  включаются врач-профпатолог, а также врачи-специалисты, прошедшие в установленном порядке повышение квалификации по специальности «Профпатология» или имеющие действующий сертификат по специальности «Профпатология». Возглавляет врачебную комиссию врач–профпатолог.
Все медицинские осмотры проводятся за счет средств работодателя, включая предварительный. В  случае предварительного медицинского осмотра обязанность оплатить медицинский осмотр возникает с момента заключения  с работником трудового договора.
Все споры, возникающие  в случае несогласия работника с результатами прохождения медицинского осмотра, можно разрешить в судебном порядке.
Однако Государственная инспекция труда вправе проверить сроки и процедуру организации проведения предварительного и периодического медицинского осмотра.

Все статьи рубрики

Похожие статьи

КНЯЗЕВ Алексей Андреевич, начальник отделения ОНДиПР г. Ижевска УНДиПР  ГУ МЧС России по Удмуртской Республике, майор внутренней службы

Редакция журнала обратилась в Главное управление МЧС России по Удмуртской Республике с просьбой рассказать, кто производит монтаж автоматических средств пожарной сигнализации и пожаротушения в зданиях, как организуется их обслуживание и ремонт. 

Рыболовлев Алексей Николаевич, заместитель начальника отдела планирования   мероприятий гражданской обороны и предупреждения чрезвычайных ситуаций Управления гражданской защиты ГУ МЧС России по Удмуртской Республике

Удмуртия готова к прохождению паводка. В городах и районах созданы паводковые комиссии,  проведены все необходимые мероприятия.  Об этом редакции журнала рассказали в региональном управлении МЧС России.

ЛАТЫПОВ Марат Раисович, начальник ГУ МЧС России по Республике Башкортостан, генерал-майор внутренней службы

С 19 по 29 марта межведомственная комиссия провела проверку готовности Республики Башкортостан к пожароопасному сезону 2018 г. По итогам проверки органы исполнительной власти и органы местного самоуправления Республики Башкортостан, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти оцениваются как «готовы к пожароопасному сезону». Общий вывод: Республика Башкортостан — «готова к пожароопасному сезону 2018 г.».