Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Планово-чрезвычайная ситуация

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с добычей и транспортировкой нефти, входит в категорию самых приоритетных.
В нашей республике к вопросу обеспечения безопасности относятся самым серьезным образом.
16 июля в Каракулинском районе Удмуртии состоялись тактико-специальные учения РСЧС НГДУ-1 ОАО «Белкамнефть».

Темой на этот раз была выбрана локализация и ликвидация аварийного разлива нефти в акватории Камы, произошедшего в результате ДТП с автомобилем-нефтевозом. Всего в 2008 году в подразделениях компании ОАО «Белкамнефть» запланировано провести 12 тренировок, связанных с ликвидацией последствий чрезвычайных ситуаций, а мероприятия, прошедшие в июле, относятся к числу наиболее масштабных.

Цели и задачи
Руководство компании обозначило цели проведения учений. Это, во-первых, проверка реальности плана проведения аварийно-спасательных работ; во-вторых – совершенствование практических навыков членов комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС); в-третьих – проверка готовности комплекса технических средств «Кама-1000». И, наконец, одной из основных целей учения явилась проверка готовности нештатных аварийно-спасательных формирований (НАСФ) компании. Таким образом, каждый раз при проведении учений испытанию подвергается качество планирования, состояние технических средств, уровень координации и оперативности действий, готовность исполнителей.

Состав лиц, задействованных в учениях, также был четко обозначен: это члены КЧС и штаба ликвидации чрезвычайных ситуаций, личный состав НАСФ НГДУ-1 ОАО «Белкамнефть». В качестве материально-технического обеспечения учений использовались комплекс нефтесборного оборудования «Кама-1000», скимер «Спрут-2», автомобильная, специализированная и инженерная техника.

Место дислокации
Местом учебной аварии был выбран мост через речку Жидковка в районе деревни Боярка. Сделано это было не случайно: на Вятской площади Арланского месторождения рельеф местности сильно изрезан, здесь протекает много небольших речек, впадающих в Каму, пролегает большое количество трубопроводов. В прошлом году темой аналогичных учений стал порыв нефтепровода в акватории р. Кама. Теперь отрабатывается другая нештатная ситуация.

На месте происшествия – крутой спуск со слабым обзором, состояние дорожного полотна оставляет желать лучшего. Нефтевоз по сценарию свалился в кювет, из емкости вытекла нефть, причем 10 тонн попало в речку. Жидковка впадает в Каму всего в 350-ти метрах от места ДТП. Нефть, остающаяся на грунте, загорается. Кто-то из проезжающих сообщает о ДТП диспетчеру. С момента получения сигнала начинается аварийно-спасательная операция. Происходит оповещение всех членов КЧС, к месту происшествия высылается разведывательная группа.

Первый этап операции
Руководит учениями начальник Центральной инженерно-технологической службы (ЦИТС) НГДУ-1 ОАО «Белкамнефть» Эдуард Ахметов, он координирует действия нештатного аварийно-спасательного формирования. В его состав входят соответствующим образом подготовленные и аттестованные работники НГДУ-1. Наличие собственной аттестованной НАСФ позволяет ОАО «Белкамнефть» не прибегать к услугам аналогичных профессиональных формирований, которые оказывают подобные услуги на коммерческой основе. Кроме того, наличие собственных НАСФ положительно отражается на оперативности реагирования при возникновении чрезвычайных ситуаций. А розлив нефти, ее попадание в грунт и на водную поверхность, безусловно, относится к числу чрезвычайных ситуаций.

После того как разведгруппа прибыла на место происшествия и доложила обстановку, аварийно-восстановительная бригада выдвинулась к месту происшествия. Колонна мощной спецтехники (включая пожарную машину, автокран, экскаватор, бульдозер) стремительно развернулась вблизи от места происшествия. Мгновенно выкапывается приямок, куда собирается, а затем откачивается попавшая на грунт нефть, в это время члены НАСФ тушат пожар при помощи ручных средств пожаротушения (в случае необходимости пожарные придут на помощь), а водителю нефтевоза оказывают первую помощь. Группа разбита на два звена, общая численность – 10 человек.

Здесь сделано все возможное. Но разведка доложила: часть нефти уже попала в Каму, несмотря на то, что аварийно-восстановительная бригада в двух местах (учебные рубежи №1 и № 2) перегородила речку Жидковку сетчатыми заграждениями. Одетые в спецкостюмы спасатели при помощи сорбентов (в структурных подразделениях ОАО «Белкамнефть» хранится порядка 30 тонн сорбентов) собрали часть нефти еще в Жидковке, но нефтяное пятно длиной около 100 и шириной около 20 м уже ползет по Каме со скоростью 0,35 метра в секунду.

Вот хронометраж первого этапа учений: 9.00 – сообщение об аварии; 9.15 – выезд разведгруппы; 9.21 – сообщение разведгруппы о розливе нефти; 9.30 – разведгруппа прибывает на Каму; 9.45 – прибытие колонны НАСФ к месту розлива. 

Просто Кама и «Кама-1000»
Сопоставив скорость перемещения нефтяного пятна и время развертывания комплекса аварийной техники, руководители учения определяют место, где состоится финальное действие. Это излучина Камы в 6 километрах от места впадения Жидковки. Снова стремительный бросок колонны спецтехники со скоростью 30 – 40 км/ч (на этот раз с воды ее поддерживают катера и вспомогательное судно) – и на берегу разворачиваются элементы комплекса «Кама-1000».

Материально-техническое обеспечение финального этапа учений включает в себя универсальные боновые заграждения БНУ-400 и БНУ-600 (здесь число обозначает ширину бонового заграждения в миллиметрах), два скимера (устройства для сбора нефти с водной поверхности) и вспомогательное оборудование.

10.45: колонна подходит к месту проведения операции, техника располагается в точном соответствии с заранее намеченным планом.

Наблюдателям с высокого берега прекрасно видно, как спасатели организованно и слаженно разгружают боновые заграждения. Тут же монтируются каркасные емкости для сбора нефти, устанавливаются насосы и скимеры. Поступает новая вводная: при разгрузке боновых заграждений получил травму командир одного из формирований. Пострадавшему оказывается первая помощь. Учение идет в режиме, при котором время и содержание новых вводных участникам неизвестны. Замена одного из руководителей никак не отражается на оперативности развертывания техники.

Вспомогательное судно подтягивает понтон, к которому с берега катера тянут желтую «нить» бонового заграждения. Всего установлено два рубежа боновых заграждений БНУ-400 (600) по 400 метров каждый и берегозащитные боны – 200 метров. Боновые заграждения располагаются примерно под углом 35 градусов по отношению к береговой линии. Этого достаточно для того, чтобы нефтяное пятно, которое отнесло от берега на расстояние около 15 метров, было локализовано в прибрежной зоне.
Прошло около получаса – и нефтяное пятно попало в заботливо приготовленную для него ловушку. Боновые заграждения подгоняют нефть к берегу, где скимеры всасывают черную  пленку и перекачивают ее в каркасные емкости, а затем и в цистерны нефтевозов. Оставшуюся в боновой ловушке нефть обработают сорбентами и также соберут.

Россия вне опасности
Точность расчета командиров и самоотверженная слаженность действий рядового состава принесли успех: нефтяное пятно оперативно локализовано, опасность загрязнения акватории Камы предотвращена. И успех этот не случаен: подобные учения проводятся компанией «Белкамнефть» начиная с 2001 года по нескольку раз в год, так что действия спасательно-аварийной бригады и ее руководителей отработаны до автоматизма. Это отметил и присутствовавший на учениях представитель МЧС РФ по УР. Кстати, персонал поисково-спасательной службы МЧС, также проводящей подобные работы у нас в республике, перенимал опыт у своих коллег из ОАО «Белкамнефть».

На учениях впервые был испытан и недавно закупленный компанией скимер «Спрут-2» (мощность порядка 30 кубометров в час). В целом «Кама-1000» показала себя как современный, надежный комплекс.

Поделился своими впечатлениями и главный специалист спецотдела ОАО НК «Русснефть» Сергей Юргашев, который внимательно наблюдал за ходом учений. Он отметил, что из всех дочерних компаний «Русснефти» именно «Белкамнефть» можно отнести к числу лидеров по готовности к проведению аварийно спасательных операций. ОАО «Белкамнефть» - практически единственная из «дочек» «Русснефти», которая имеет собственные аварийно-спасательные службы, предназначенные для проведения операций на акватории реки. «Люди работали грамотно, процесс шел управляемо, что и позволило уложиться в установленные нормативы. Видно, что руководство компании ОАО «Белкамнефть» очень серьезно относится к подготовке своих НАСФ как с технической, так и с организационной точек зрения», - сказал Сергей Юргашев. Действительно, в соответствии с законом время разворачивания спасателей составляет 4 часа, время прохода нефтяного пятна по акватории не должно превышать 6 часов. А нештатные аварийно-спасательные формирования «Белкамнефти» уложились в 3 часа.

Генеральный директор ОАО «Белкамнефть» Юрий Федоров поблагодарил всех участников учений, высоко оценил их работу.
«Ситуация, подобная той, которая использовалась в сценарии учений, никогда не возникала в зоне ответственности ОАО «Белкамнефть». И мы должны предпринять все необходимое для того, чтобы этого не случилось и впредь. Результаты сегодняшних учений дают нам уверенность в том, что мы на верном пути. Разбор итогов учений еще впереди. Но уже сейчас можно сказать, что оперативная оценка действиям коллектива НДГУ-1 – отлично. Участники учений полностью уложились в установленные нормативы, их действия отличались слаженностью, уверенностью и высоким профессионализмом. Мы сегодня спасали практически всю Россию, которая расположена вниз по Каме: Башкирию, Татарстан, Чувашию, Самарскую область. Молодцы! Спасибо! Учениям – отбой», - подвел итоги Юрий Федоров.

Все статьи рубрики