Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Оплата труда: проблемы, нарушения, ответственность

 
Дресвянникова Инна Витальевна, врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике

Дресвянникова Инна Витальевна
врио заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике

Номер журнала: 

Рубрика: 

С просьбой рассказать о существующих сегодня проблемах, связанных с заработной платой, редакция журнала обратилась в компетентный орган — в Государственную инспекцию труда в Удмуртской Республике.

Правовое регулирование оплаты труда
Ст. 37 Конституции РФ закрепляет право каждого на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. Трудовые доходы каждого работника определяются его личным вкладом с учетом конечных результатов работы организации, регулируются налогами и максимальными размерами не ограничиваются.
Легальное понятие «заработная плата» закреплено в ст. 129 Трудового кодекса РФ (далее ТК РФ), — это  вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Учет условий труда выражается в установлении различного рода доплат, повышающих коэффициентов за работу в особых условиях труда или в условиях, отклоняющихся от нормальных (например, районные коэффициенты, которые применяются для лиц, работающих в условиях Крайнего Севера).
Правовое регулирование оплаты труда характеризуется сочетанием централизованного, договорного и локального регулирования.
В централизованном порядке (на уровне принятия нормативных правовых актов-законов, постановлений Правительства РФ и т.п.) определяются минимальный размер оплаты труда, порядок оплаты труда при отклонении от нор-мальных условий работы, порядок исчисления среднего заработка, гарантии в области оплаты труда. В систему основных государственных гарантий оплаты труда включаются, например, ограничение перечня оснований и размеров удержаний из заработной платы, ограничение выплаты заработной платы в натуральной форме и т.п.
Договорное регулирование оплаты труда осуществляется в двух формах — коллективно-договорной и индивидуально-договорной. Коллективно-договорное регулирование оплаты труда осуществляется на основе коллективных договоров и соглашений. Согласно ст. 41 ТК РФ в  содержание коллективного договора могут включаться формы, системы и размеры оплаты труда, выплата пособий и компенсаций, механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором и некоторые другие вопросы. Как правило, коллективными договорами и соглашениями устанавливаются дополнительные льготы и компенсации работникам.
Индивидуально-договорное регулирование осуществляется на основе соглашения между работником и работодателем. Именно в трудовом договоре определяется цена труда каждого конкретного работника. В соответствии со ст. 57 ТК РФ оплата труда является обязательным условием трудового договора.
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, размеры тарифных ставок и окладов (за исключением организаций бюджетной сферы), доплаты и надбавки к тарифным ставкам (окладам), системы премирования, повышенные размеры оплаты труда при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных, нормы труда устанавливаются локальными актами организации.
Условия оплаты труда, закрепленные в коллективных договорах и соглашениях или локальными актами, не могут ухудшать положение работника по сравнению с установленным законами и иными нормативными актами. В свою очередь, условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

Нарушения в сфере оплаты труда
Анализ поступивших обращений граждан в Государственную инспекцию труда в Удмуртской Республике в I полугодии 2017 г. по вопросам нарушения требований трудового законодательства позволяет установить наиболее актуальные вопросы, которые возникают при применении работодателями трудового законодательства.
Из общего количества обращений, поступивших в Гострудинспекцию, 479 касались задержки, невыплаты или неполной выплаты в установленный срок заработной платы.
Количество выявленных инспекторами труда при осуществлении надзорных мероприятий нарушений в сфере оплаты труда составило за I полугодие 2017 г. 976 фактов или 31 % от всех выявленных нарушений. Количество нарушений по оплате труда по сравнению с I полугодием 2016 г. уменьшилось на 27 %.
Исходя из анализа допускаемых в сфере оплаты труда нарушений, наиболее распространенными являются:
- невыплата работникам заработной платы в полном размере (нарушение абзаца 5 ч. 1 ст. 21 ТК РФ); 
- нарушение сроков выплаты заработной платы (нарушение ст. 136 ТК РФ);
- нарушение сроков выплаты пособий по временной нетрудоспособности (нарушение ст. 15 Федерального закона от 29.12.2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»);
- нарушение сроков оплаты отпуска (нарушение ст. 136 ТК РФ); 
- выплата заработной платы один раз в месяц (ст. 136 ТК РФ);
- невыплата причитающихся средств при увольнении работника (нарушение ст. 140 ТК РФ); 
- отсутствие повышенной оплаты труда за работу в местностях с особыми климатическими условиями (нарушение ст. 148, 315, 316, 317 ТК РФ);
- отсутствие повышенной оплаты труда за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных).
Например, в 2017 г. Гострудинспекцией проведены внеплановые проверки в отношении ООО ГК «Ижпромвентиляция». Проверками установлены нарушения по оплате труда, а именно неоплата сверхурочной работы, работы в ночное время, наличие задолженности по заработной плате перед 64 работниками за период с октября 2016 г. по февраль 2017 г., невыплата окончательного расчета.

Цифры и факты

Средняя заработная плата за первые пять месяцев 2017 г. в Удмуртии составила 27,58 тыс. руб., что на 6,9 % выше по сравнению с данными за январь-май 2016 г. Об этом сообщил Удмуртстат 25.07.2017 г. С учетом индекса цен реальная зарплата увеличилась на 3,3 %.
В мае наименьший уровень оплаты труда сложился у работников в сфере производства изделий из кожи — 11,7 тыс. руб., работников гостиниц и предприятий общепита — 14,6 тыс. руб., а также работников, занимающихся сельским хозяйством, охотой и лесным хозяйством — 20,95 тыс. руб.
Традиционно высокая заработная плата наблюдалась в сфере металлургического производства — 57,4 тыс. руб., а  также организациях финансовой деятельности — 43,96 тыс. рублей и по добыче полезных ископаемых — 65,40 тыс. руб. 
По уровню заработной платы Удмуртия занимает шестое место среди регионов ПФО, уступив Пермскому краю, Татарстану, Самарской и Нижегородской областям и Башкортостану. 

Материалы проверки направлены в СУ СК РФ по УР для решения вопроса о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по ст.145.1 УК РФ.
По состоянию на 31.08.2017 г. юридическое лицо задолженность по заработной плате погасило в полном объеме – 485 тыс. руб.
По обращению работницы Гострудинспекцией проведена внеплановая проверка Крестьянского (фермерского) хозяйства Собина Н.И. По результатам проверки установлено нарушение ст. 256 ТК РФ, ч. 1 ст. 13, ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей", ч. 1 ст. 11.1 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», выразившееся в невыплате работнице пособия по уходу за ребенком.

Ответственность за нарушения 
С 01.01.2015 г. вступили в силу поправки в КоАП РФ в отношении административной ответственности работодателей за нарушения трудового законодательства и требований охраны труда. 
Одним из важнейших изменений стало увеличение срока давности привлечения работодателей к административной ответственности за нарушения трудового законодательства. Если ранее он составлял только два месяца, то теперь срок давности увеличен до одного года.
Другим важным изменением является диверсификация ответственности за нарушения норм трудового права и правил охраны труда, а также значительное увеличение размеров штрафов за указанные нарушения. Теперь ответственность за нарушения в области трудового законодательства и требований по охране труда регулируется отдельными статьями КоАП РФ. Нарушениям трудового законодательства посвящена ст. 5.27 КоАП РФ, а нарушениям требований охраны труда — ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Также стоит отметить, что в соответствии с текущей правоприменительной и судебной практикой допускается одновременное привлечение к ответственности за совершение правонарушения, как должностных лиц, так и организаций. 
Кроме того, с 03.10.2016 г. вступили в силу изменения, внесенные как в КоАП РФ так и в ТК РФ Федеральным законом от 03.07.2016 N 272-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам повышения ответственности работодателей за нарушения законодательства в части, касающейся оплаты труда». 
Ст. 5.27 КоАП РФ дополнена отдельной частью (ч. 6), которой предусматривается ответственность за невыплату или неполную выплату в установленный срок причитающейся работнику заработной платы и иных выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений. 
Ответственность для юридических лиц по данному составу не отличается от общей ответственности за нарушение трудового законодательства - штраф в размере от 30 до 50 тыс. руб. Однако в отношении должностных лиц введены повышенные меры административной ответственности. Так, за частичную или полную невыплату причитающейся работникам заработной платы предусмотрен штраф в размере до 20 тыс. руб., что существенно превышает обычный размер ответственности. В частности, по общему правилу нарушение общих положений законодательства о труде влечет наложение штрафа на должностных лиц в размере до 5 тыс. руб. 
Кроме того, в ст. 5.27 КоАП РФ введена ч. 7, которая предусматривает ответственность юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и  должностных лиц за повторное нарушение трудового законодательства в части своевременной оплаты труда. По данной части юридическое лицо обязано будет заплатить штраф уже от 50 до 100 тыс. руб., а для должностных лиц данное повторное нарушение грозит дисквалификацией на срок от одного года до трех лет.
Кроме административной ответственности за нарушение трудового законодательства в части оплаты труда, предусмотрена уголовная ответственность по ст. 145.1 УК РФ, которая предусматривает возможность наказания в виде лишения свободы до пяти лет.
В Трудовой кодекс РФ также  внесены изменения в существующие положения о материальной ответственности работодателя за задержку выплат, причитающихся работникам. В частности, размер подлежащих взысканию в пользу работника процентов за задержку выплат увеличен вдвое и составляет 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ.
Изменения, введенные Федеральным законом № 272-ФЗ, коснулись также сроков обращения в суд по спорам, связанным с невыплатой заработной платы (ст. 392 ТК РФ), срок обращения в суд по данной категории дел увеличен с 03.10.2016 г. до одного года.

Опасность «серой» зарплаты
Выплата «серой» зарплаты производится исключительно по воле работодателя на страх и риск работника. Ни ее размер, ни порядок выплаты, ни срок выплаты не закреплены, как правило, никакими документами. Поэтому работодатель может прекратить выплаты в любой момент и работнику будет очень проблематично что-то получить в такой ситуации.
На указанные суммы «серой» заработной платы не распространяются нормы законодательства, регулирующие трудовую деятельность работника и его социальное обеспечение. В частности, могут возникнуть проблемы с оплатой отпуска, больничных листков, выходного пособия. Все эти выплаты работодатель будет рассчитывать исходя из официальной заработной платы, которая будет значительно меньше.
Отчисления в ПФР также производятся на основании «белой» части зарплаты. Именно из этих отчислений складывается будущая пенсия работника 
Работник, получающий «на бумаге» небольшую заработную плату, рискует не получить кредит на крупную сумму в  банке или не оформить ипотеку, даже если «серая» часть его зарплаты гораздо больше «белой».

Все статьи рубрики