Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Об изменениях в законодательстве РФ в области охраны окружающей среды

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

Полномочия Управления Ростехнадзора по УР по осуществлению функций в области охраны окружающей среды, требования по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, изменения в законодательстве в области обращения с отходами производства и потребления, организация приема расчетов платы за негативное воздействие на окружающую среду по телекоммуникационным каналам связи — эти и другие вопросы были рассмотрены на прошедшем 25 марта 2009 года семинаре, организованном редакцией журнала «Промышленная и экологическая безопасность» при участии специалистов Управления Ростехнадзора по УР.

Ашихмина Татьяна Владимировна, начальник отдела нормирования ии администрирования платежей Управления Ростехнадзора по УР

Специалисты Управления Ростехнадзора по УР наделены полномочиями по осуществлению функций по установлению лимитов на размещение отходов, по выдаче разрешений на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, разрешений на выбросы загрязняющих веществ.
19 декабря 2008 года вступил в силу Приказ Министерства природных ресурсов и экологии от 31.10.08 г. № 288 «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду». Административный регламент определяет порядок, сроки и последовательность действий Федеральной службы и ее территориальных органов по осуществлению полномочий по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду.
Федеральным законом РФ от 30 декабря 2008 года №309-ФЗ внесены существенные изменения в законодательство, регулирующее вопросы в области обращения с отходами.
Ниже приводим комментарии основных изменений.

Условия и сроки исполнения административной процедуры по выдаче разрешений на выбросы и сбросы
Основанием для начала исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы является представление в территориальный орган Ростехнадзора хозяйствующим субъектом (далее - Заявитель):
Для получения разрешения на выбросы:
• заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту.
• утвержденных в установленном порядке нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ) и лимитов на выбросы для каждого конкретного стационарного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух хозяйствующего субъекта в целом (включая его отдельные производственные территории) или по отдельным производственным территориям;
• согласованного в установленном порядке плана снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ (в случае, если при утверждении нормативов ПДВ установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных согласно Приложению 4 к Регламенту;
Для получения разрешения на сбросы:
• заявления, оформленного в соответствии с Приложением 1 к настоящему Регламенту.
• сведений о местонахождении каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод с указанием наименований водных объектов, в которые осуществляются сбросы сточных и (или) дренажных вод;
• карты-схемы расположения выпусков сточных и (или) дренажных вод;
• нормативов допустимых сбросов, утвержденных в установленном порядке, для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод;
• данных о расходе сточных и (или) дренажных вод отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод;
• установленных лимитов на сбросы для каждого выпуска сточных и (или) дренажных вод;
• согласованных в предусмотренном абзацем 2 пункта 3 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" порядке плана снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду (в случае, если при утверждении нормативов допустимых сбросов установлено, что их достижение Заявителем не обеспечивается), а также отчета о выполнении завершенных этапов указанного плана, оформленных в соответствии с Приложением 4 к Регламенту.
Конечным результатом исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы загрязняющих веществ в окружающую среду является выдача разрешения на выбросы согласно форме, утвержденной Приказом Ростехнадзора от 7 февраля 2007 г. N 56 "Об утверждении формы разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух"", или разрешения на сбросы, оформленного согласно Приложению 5 к Регламенту, либо представление мотивированного отказа в выдаче разрешения на выбросы, разрешения на сбросы.
При наличии утвержденных нормативов ПДВ разрешение на выбросы выдается на срок действия нормативов ПДВ, если лимиты на выбросы не устанавливались.
При наличии установленных лимитов на выбросы срок действия разрешения на выбросы составляет один год с даты выдачи разрешения на выбросы.
Для хозяйствующих субъектов, которые осуществляют ввод в эксплуатацию новых или реконструированных объектов со стационарными источниками выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, при наличии нормативов ПДВ, установленных в составе утвержденной в установленном порядке проектной документации строительства (реконструкции) зданий, сооружений и иных объектов, разрешение на выбросы выдается на срок достижения проектных показателей (но не более 2-х лет).
В разрешениях на сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду для хозяйствующего субъекта устанавливаются количество загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в окружающую среду (в водные объекты) (допустимая концентрация вещества в пределах нормативов допустимых сбросов, допустимая концентрация вещества в пределах лимита на сброс, массовые показатели сброса загрязняющих веществ (г/ч; т/м; т/г)), и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) для установления нормативов допустимых сбросов отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод:
- в пределах утвержденных нормативов допустимых сбросов;
- в пределах установленных лимитов на сбросы.
При наличии утвержденных нормативов допустимых сбросов разрешение на сбросы выдается на срок действия указанных нормативов допустимых сбросов, если лимиты на сбросы не устанавливались.
При наличии установленных лимитов на сбросы срок действия разрешения на сброс составляет один год с даты выдачи разрешения.
Решение о выдаче разрешения на выбросы, разрешения на сбросы принимается территориальным органом Ростехнадзора в срок, не превышающий 30 рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителя.
Основанием для отказа в выдаче разрешений на выбросы или разрешений на сбросы являются представление Заявителем заявления и документов не в полном объеме (некомплектность материалов Заявителя) либо наличие в составе материалов Заявителя искаженных сведений или недостоверной информации.
Основания для отказа в выдаче разрешения на выбросы:
• истечение срока действия утвержденных в установленном порядке нормативов ПДВ и лимитов на выбросы;
• отсутствие утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ;
• выявление в составе выбросов в атмосферу загрязняющих веществ, не указанных в представленных Заявителем нормативах ПДВ и/или лимитах на выбросы, утвержденных в установленном порядке;
• выявление превышений установленных нормативов ПДВ и/или лимитов на выбросы с учетом погрешности измерений;
• невыполнение Заявителем в установленные сроки планов снижения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обеспечивающих поэтапное достижение нормативов ПДВ по каждому веществу, по которому устанавливается лимит на выбросы, утвержденных органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации сроков поэтапного достижения нормативов ПДВ либо недостижение запланированной эффективности реализованных мероприятий.
Основания для отказа в выдаче разрешения на сбросы:
• истечение срока действия утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов и лимитов на сбросы;
• выявление в составе сточных вод, поступающих в окружающую среду, загрязняющих веществ, не указанных в представленных Заявителем утвержденных нормативах допустимых сбросов и/или лимитах на сбросы;
• выявление превышений установленных нормативов допустимых сбросов и/или лимитов на сбросы с учетом погрешности измерений;
• невыполнение Заявителем в установленные сроки планов снижения сбросов вредных (загрязняющих) веществ в окружающую среду либо недостижение запланированной эффективности реализованных мероприятий.
В рамках исполнения государственной функции по выдаче разрешений на выбросы, сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду осуществляются следующие административные процедуры:
• выдача разрешения на выбросы, разрешения на сбросы на основании рассмотрения соответствующих материалов Заявителя;
• приостановление действия разрешения на выбросы, разрешения на сбросы в случае выявления нарушений, являющихся причинами для приостановления действия разрешений;
• возобновление действия разрешения на выбросы, разрешения на сбросы в случае подтверждения факта устранения нарушений, являющихся причинами для приостановления действия разрешений;
• переоформление разрешения на выбросы, разрешения на сбросы на основании рассмотрения соответствующего Заявления и прилагающихся документов;
• аннулирование разрешения на выбросы в случае признания в установленном порядке недействительными нормативов ПДВ и/или лимитов на выбросы.

Условия и сроки исполнения административной процедуры по переоформлению разрешения на выбросы, разрешения на сбросы
Разрешение на выбросы, разрешение на сбросы подлежит переоформлению при условии неизменности производственного процесса, расхода сырья и материалов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов в атмосферный воздух, выпусков сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект в случаях:
• изменения наименования, в том числе фирменного наименования, организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, государственного регистрационного номера записи о регистрации юридического лица и данных документа, подтверждающего факт внесения записи о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, - для юридического лица;
• изменения фамилии индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность, государственного регистрационного номера записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и данных документа, подтверждающего факт внесения записи об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
• порчи или утраты разрешения на выбросы, разрешения на сбросы.
Переоформление разрешения на выбросы, разрешения на сбросы производится территориальным органом Ростехнадзора, ранее выдавшим разрешение на выбросы, разрешение на сбросы загрязняющих веществ, на основании рассмотрения представленных заявителями документов:
• заявления о переоформлении разрешения на выброс, сброс, оформленное в соответствии с Приложением 2 Регламента, с указанием причины необходимости переоформления разрешения на выбросы или разрешения на сбросы;
• документации, подтверждающей причины необходимости переоформления разрешения на выбросы или разрешения на сбросы (не представляется в случае переоформления разрешения в связи с утратой, порчей оригинала разрешения на выбросы или разрешения на сбросы):
• документа, подтверждающего внесение изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, - для юридического лица;
• документа, подтверждающего внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, - для индивидуального предпринимателя;
• оригинала выданного ранее Заявителю в установленном порядке разрешения на выбросы или разрешения на сбросы (не представляется в случае переоформления разрешения в связи с утратой, порчей оригинала разрешения на выбросы или разрешения на сбросы);
• справки о неизменности производственного процесса, расхода сырья и материалов, номенклатуры и объемов выпускаемой продукции (услуг), характеристик источников выбросов в атмосферный воздух, выпусков сбросов загрязняющих веществ со сточными водами в водный объект, подписанной Заявителем.
Переоформление разрешения на выбросы, разрешения на сбросы допускается только в период действия установленных нормативов предельно допустимых выбросов (лимитов на выбросы), утвержденных в установленном порядке нормативов допустимых сбросов (лимитов на сбросы). Срок действия переоформленного разрешения на выбросы или разрешения на сбросы не должен превышать срок действия переоформляемого разрешения.
В случае изменения наименования, реквизитов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей подача заявления о переоформлении разрешения на выброс, разрешения на сбросы должна осуществляться в срок, не превышающий 30 рабочих дней с момента реорганизации юридического лица или изменения реквизитов юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Конечным результатом административной процедуры по переоформлению разрешения на выбросы, разрешения на сбросы является выдача разрешения на выбросы, сбросы, с присвоением того же регистрационного номера (с добавлением соответствующей литеры П) и с указанием того же срока действия, которые были указаны в переоформляемом разрешении, и архивирование бланка переоформляемого разрешения на выбросы (оригинала разрешения на выбросы (разрешения на сбросы), представленного Заявителем), разрешения на сбросы либо принятие решения о мотивированном отказе в переоформлении разрешения на выбросы, разрешения на сбросы.
Основаниями для отказа в переоформлении разрешения на выбросы, сбросы являются:
• наличие в представленных материалах Заявителя недостоверной или искаженной информации;
• представление Заявителем неполного комплекта документов, определенного настоящим Регламента.
Решение о переоформлении разрешения на выбросы, разрешения на сбросы либо об отказе в переоформлении разрешения на выбросы, разрешения на сбросы принимается территориальным органом Ростехнадзора в срок, не превышающий 10 рабочих дней со дня регистрации материалов Заявителя.

Нормирование в сфере обращения с отходами
Федеральным законом РФ от 30 декабря 2008 г. N 309-ФЗ внесены существенные изменения в законодательство, регулирующее вопросы в области обращения с отходами.  
В части нормирования пункты 3 и 4 статьи 18 Федерального закона от 24 июня 1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» изложены в следующей редакции: 
- Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.";
- Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
Указанные положения законодательства вступают в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования, то есть с 30 июля 2009 года. (Опубликован в «Российской газете» 31 декабря 2008 года.)  
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19 октября 2007 г. №703 утверждены Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 20 сентября 2007 г. №643 утвержден Административный регламент по исполнению государственной функции по установлению лимитов на размещение отходов.


Комментарий специалиста

Мониторинг законодательства позволяет оптимизировать расходы предприятия

 
Чумакова Елена Викторовна, инженер-эколог ООО "Ижица"

Новым Федеральным законом «О внесении изменений в статью 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в федеральные законы в области охраны окружающей среды и природопользования. Если кратко анализировать, то можно сказать, что наиболее существенные изменения произойдут в области обращения с отходами производства и потребления. Введение новых понятий в данной области позволило точно сформулировать виды деятельности, подлежащие лицензированию. Исключение из видов лицензируемой деятельности накопления отходов 1-5 классов опасности, а также сбора, использования, обезвреживания, транспортировки и размещения отходов 5 класса опасности крайне важно для подавляющего большинства хозяйствующих субъектов. Ранее практически все предприятия должны были получать лицензию на данный вид деятельности. Для предприятий, основная деятельность которых не связана с обращением с отходами, а размещение и транспортировка отходов осуществляется на договорной основе, по крайней мере,это было необоснованно затратным именно по причине несовершенства законодательства.
Из числа объектов государственной экологической экспертизы исключены материалы обоснования лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов, что существенно снижает время подготовки и затраты на получение данной лицензии. Но в число объектов государственной экологической экспертизы включена проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов 1-5 классов опасности.
Также с 01.07.2009 г. субъектам малого и среднего бизнеса не надо будет разрабатывать проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (ПНООЛР). Взамен этого вводится отчетность в уведомительном (декларативном) порядке. Это должно облегчить жизнь многих организаций - разработка ПНООЛР достаточно трудоемкий и финансово затратный процесс. Но пока не уточнено, что именно представляет отчетность, что она будет в себя включать.
Мы стараемся всех наших клиентов консультировать по всем вопросам изменений в законодательстве, связанных с экологией и охраной окружающей среды, учитывая интересы и цели предприятий, ведущих к оптимизации и снижению платежей за негативное воздействие на окружающую среду. Постоянный мониторинг и своевременное реагирование на изменения в законодательстве, а также прогнозирование этих изменений в деятельности предприятий является на данный момент залогом успеха в оптимизации расходов предприятия.

Все статьи рубрики