Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

О соблюдении трудовых прав работников организаций, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом

 
Павлова Лариса Владимировна, заместитель руководителя (по охране труда) Государственной инспекции труда в Самарской области

Павлова Лариса Владимировна
заместитель руководителя (по охране труда) Государственной инспекции труда в Самарской области

Номер журнала: 

Рубрика: 

Неправильная организация режима труда и отдыха водителя, небрежность в техническом обслуживании автомобиля могут привести к непоправимым последствиям.

Нормативная база
Общественные отношения в области дорожного движения регулируются большим количеством нормативных правовых актов, в частности, Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Организация охраны труда работников, эксплуатирующих автотранспорт, должна основываться, в том числе, на требованиях следующих нормативно-правовых актов: Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 г. № 28 (далее  межотраслевые правила), Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим охрану труда работников автомобильного транспорта, являются межотраслевые правила, которые представляют собой весьма объемный документ, подробно излагающий государственные нормативные требования охраны труда работников автомобильного транспорта.
Межотраслевые правила распространяются на всех работодателей независимо от отраслевой принадлежности, которые: являются автотранспортными организациями; имеют автотранспортные цеха и участки, предоставляющие услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств; являются предпринимателями, осуществляющими перевозки грузов и  пассажиров; являются грузоотправителями и грузополучателями (в случаях погрузки, разгрузки и перевозки грузов автомобильным транспортом).
Гл. 51 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) предусмотрены особенности регулирования труда работников транспорта. Ст. 328 ТК РФ установлено, что к гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки и состояния здоровья, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Обучение и  инструктажи 
Транспортные средства — это источник повышенной опасности, поэтому лица, претендующие на работу, связанную с управлением транспортными средствами, должны пройти профессиональный отбор.
Немаловажное значение имеет качественное и своевременное проведение инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работника, эксплуатирующего автотранспортное средство. Периодичность и порядок проведения этих процедур для работников, управляющих транспортным средством, регулируются Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее постановление 1/29) и  межотраслевыми правилами. 
В соответствии с требованиями постановления 1/29 порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем. При этом при определении продолжительности обучения безопасным приемам и методам труда, стажировки и периодичности проверки знаний требований охраны труда необходимо учитывать, что при управлении транспортным средством работник управляет источником повышенной опасности. 
В соответствии с требованиями межотраслевых правил повторный инструктаж проходят все работники, независимо от их квалификации, образования и стажа работы, но не реже одного раза в три месяца. Так-же в соответствии с требованиями трудового законодательства работодатель обязан организовать проведение периодического (не реже одного раза в год), обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. 
Медицинские осмотры
Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья.
Лица, управляющие транспортным средством, должны пройти предварительный (при приеме на работу) и периодический медицинский осмотр. Даже если на рабочем месте водителя по результатам специальной оценки условий труда или действующей аттестации рабочих мест не установлено вредных производственных факторов (класс условий труда I или II), водитель транспортного средства работодателя подлежит медицинскому осмотру в соответствии с требованиями п. 27 прил. № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. № 302н, периодичность проведения медицинского осмотра — не реже одного раза в два года. На практике зачастую работодатели не направляют водителей ни на предварительный, ни на периодический медицинские осмотры, считая, что представленной водителем справки о проведении медицинского освидетельствования достаточно. Но данные действия работодателя противоречат законодательству, в частности нарушаются требования статей  212 и 213 ТК РФ. 
Медицинское освидетельствование водителей проводится в соответствии с приказом Минздрава РФ от 15.06.2015 г. № 344н г. «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)», который действует с 26.03.2016 г. Данный приказ определяет, что медицинское освидетельствование проводится в отношении:
- кандидатов в водители транспортных средств;
- водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия либо в связи с возвратом водительского удостоверения;
- лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
Как видно из положений нормативных документов, сроки проведения медицинского осмотра и медицинского освидетельствования различны. Кроме сроков различны и факторы, которые должны учитываться. При освидетельствовании определяется право работника управлять любым транспортным средством, а при медицинском осмотре указываются вредные факторы, которые действуют на работника при выполнении работ. К примеру, водитель автомобиля работает на химическом предприятии, на рабочем месте с повышенным уровнем вибрации. Соответственно, при медосмотре рассматривается вопрос о профпригодности работника к выполнению работ, в том числе при воздействии химических факторов и вибрации.  
Работники, эксплуатирующие средства автомобильного транспорта, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. В соответствии с требованиями ст. 213 ТК РФ, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности, а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержден Постановлением Совета министров Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 г. № 377. Порядок освидетельствования установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 695.
В соответствии с требованиями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование. Это требование касается не только периодических медицинских осмотров, но и предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. 
Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 г. № 835н утвержден порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Режим труда и отдыха
Работодатель обязан обеспечить соблюдение режима труда и отдыха водителей. 
Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и  времени отдыха водителей автомобилей (далее положение). Водителям, как и другим работникам, в соответствии с требованиями трудового законодательства устанавливается 40-часовая рабочая неделя, восьмичасовой рабочий день. Если такой режим работы установить невозможно, вводится суммированный учет рабочего времени, с учетным периодом не более одного месяца. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать десяти часов, для некоторых категорий перевозок — 12 часов. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать в большинстве случаев девяти часов. 
При направлении водителей в дальний рейс работодатель должен устанавливать водителю задание (график) по времени на движение и стоянку автомобиля. В графике должно быть указано время для кратковременного отдыха, время для отдыха и питания, места ночлега. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые два часа. 
Положением также установлено, что работодатель обязан ежемесячно составлять для всех водителей графики работы (сменности) на линии на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводить их до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения в действие.

Тахографы
Для фиксации времени работы и отдыха водителей работодатели должны использовать тахографы. 
Основное деление тахографов на виды пришло с цифровыми технологиями. Сейчас различают два основных вида бортовых самописцев:
1. Аналоговые или, как их еще называют, электронно-механические. По сложившейся традиции эти приборы фиксируют информацию на круглые бумажные диски. Производители усовершенствовали запись информации на бумагу. Вместо чернил игла наносит царапины по пластиковому покрытию диска, снимая с него защитный слой оксида цинка, и вскрывает нижний слой, окрашенный в черный цвет. Графы и диапазоны, нанесенные на поверхности диска, показывают всю картинку движения автомобиля, что называется, «лицом». Диски нужно менять через каждые 120–150 км пробега и хранить для отчетности.
2. Цифровые тахографы внешне чаще всего напоминают автомобильный магнитофон или радиомагнитолу. Они включаются и выключаются автоматически при повороте водителем ключа в замке зажигания. Для работы такого тахографа необходима личная карта водителя, которая вставляется перед движением в картоприемник.
Карта водителя похожа на банковскую. Объем ее памяти позволяет хранить данные по работе за последние 28 дней. Объем внутренней памяти цифрового тахографа — 90 дней. Грузоперевозчик обязан своевременно выгружать данные с карты и с тахографа и хранить их в течение одного года.

О проверках

В целях осуществления государственного надзора Государственными инспекторами труда в I полугодии 2017 г., проведено 130 проверок хозяйствующих субъектов Самарской области, осуществляющих пассажироперевозки, выявлено 259 нарушений трудового законодательства, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей, проведения психиатрических освидетельствований, инструктажей и обучения по охране труда, проведения специальной оценки условий труда, обеспечения соответствующих условий труда. За аналогичный период 2016 г. проведено 102 проверки, выявлено 209 нарушений.
На предприятиях, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом, в I полугодии 2017 г. произошло три тяжелых несчастных случая на производстве и один смертельный. В I полугодии 2016 г. зарегистрирован один тяжелый несчастный случай на производстве и три смертельных несчастных случая, которые по результатам расследования были квалифицированы как несвязанные с производством, так как основной причиной смерти работника явилось общее 
заболевание.
В настоящее время в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец Государственной инспекцией труда по Самарской области проводятся внеплановые проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские 
перевозки автомобильным транспортом. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики