Специальная обувь является одним из важных элементов средств защиты. Она предназначена для защиты ног от неблагоприятных внешних воздействий, которые могут стать причиной производственных травм. Ее качество, специальные свойства и удобство имеют огромное значение, ведь ничто не должно отвлекать человека от выполнения своих профессиональных обязанностей. 

Статья находится в свободном доступе благодаря ООО «Центр Профессиональной Обуви»
УКРАИНСКИЙ Олег Вячеславович, начальник Управления проектной деятельности в сфере трудовых отношений Роструда

Проектный комитет по реформе контрольно-надзорной деятельности рассмотрел результаты проведения публичных мероприятий надзорных органов с предпринимательским сообществом за первое полугодие текущего года. В топ-5 по качеству дискуссии с бизнесом вошли Россельхознадзор, Росздравнадзор, Росприроднадзор, ФТС и Роструд. Об этом свидетельствуют итоги мониторинга организации в I полугодии 2017 г. публичных обсуждений правоприменительной практики контрольно-надзорных ведомств, участвующих в приоритетной программе «Реформа контрольной и надзорной деятельности». Среди регионов-лидеров с качественными балансовыми мероприятиями — Алтайский край, Саратовская область и Якутия. Рейтинг был подготовлен Аналитическим центром при Правительстве РФ по поручению Правительства России.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"
Хабибуллин Ильдар Ильгизович, начальник межрегионального отдела государственного строительного надзора Приволжского управления Ростехнадзора

Об особенностях осуществления государственного строительного надзора, о том, какова ситуация с безопасностью на объектах строительства, редакции журнала рассказали в Приволжском управлении Ростехнадзора.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Поиск по сайту

Свежий номер

№ 09 (127), октябрь, 2017
В номере:

Теги

О соблюдении трудовых прав работников организаций, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом

Павлова Лариса Владимировна, заместитель руководителя (по охране труда) Государственной инспекции труда в Самарской области

Павлова Лариса Владимировна
заместитель руководителя (по охране труда) Государственной инспекции труда в Самарской области

Номер журнала: 

Рубрика: 

Труд водителей автотранспорта, а также работников, которые ремонтируют и обслуживают автомобили, регламентируется целым рядом нормативных документов. Автомобиль является источником повышенной опасности, поэтому, управляя им, водитель подвергается большим психологическим и физическим нагрузкам.

Неправильная организация режима труда и отдыха водителя, небрежность в техническом обслуживании автомобиля могут привести к непоправимым последствиям.

Нормативная база
Общественные отношения в области дорожного движения регулируются большим количеством нормативных правовых актов, в частности, Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Организация охраны труда работников, эксплуатирующих автотранспорт, должна основываться, в том числе, на требованиях следующих нормативно-правовых актов: Межотраслевые правила по охране труда на автомобильном транспорте, утвержденные Постановлением Минтруда России от 12.05.2003 г. № 28 (далее  межотраслевые правила), Положение об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденное Приказом Минтранса РФ от 20.08.2004 г. № 15.
Основным нормативным правовым актом, регулирующим охрану труда работников автомобильного транспорта, являются межотраслевые правила, которые представляют собой весьма объемный документ, подробно излагающий государственные нормативные требования охраны труда работников автомобильного транспорта.
Межотраслевые правила распространяются на всех работодателей независимо от отраслевой принадлежности, которые: являются автотранспортными организациями; имеют автотранспортные цеха и участки, предоставляющие услуги по техническому обслуживанию, ремонту и проверке технического состояния автотранспортных средств; являются предпринимателями, осуществляющими перевозки грузов и  пассажиров; являются грузоотправителями и грузополучателями (в случаях погрузки, разгрузки и перевозки грузов автомобильным транспортом).
Гл. 51 Трудового кодекса Российской Федерации (далее ТК РФ) предусмотрены особенности регулирования труда работников транспорта. Ст. 328 ТК РФ установлено, что к гражданам, поступающим на работу, связанную с движением транспортных средств, предъявляются особые требования, касающиеся профессиональной подготовки и состояния здоровья, необходимые для исполнения должностных обязанностей.

Обучение и  инструктажи 
Транспортные средства — это источник повышенной опасности, поэтому лица, претендующие на работу, связанную с управлением транспортными средствами, должны пройти профессиональный отбор.
Немаловажное значение имеет качественное и своевременное проведение инструктажей, обучения, проверки знаний требований охраны труда работника, эксплуатирующего автотранспортное средство. Периодичность и порядок проведения этих процедур для работников, управляющих транспортным средством, регулируются Постановлением Минтруда России, Минобразования России от 13.01.2003 г. № 1/29 «Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций» (далее постановление 1/29) и  межотраслевыми правилами. 
В соответствии с требованиями постановления 1/29 порядок, форму, периодичность и продолжительность обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников рабочих профессий устанавливаются работодателем. При этом при определении продолжительности обучения безопасным приемам и методам труда, стажировки и периодичности проверки знаний требований охраны труда необходимо учитывать, что при управлении транспортным средством работник управляет источником повышенной опасности. 
В соответствии с требованиями межотраслевых правил повторный инструктаж проходят все работники, независимо от их квалификации, образования и стажа работы, но не реже одного раза в три месяца. Так-же в соответствии с требованиями трудового законодательства работодатель обязан организовать проведение периодического (не реже одного раза в год), обучения работников рабочих профессий оказанию первой помощи пострадавшим. 
Медицинские осмотры
Одним из основополагающих факторов обеспечения безопасности дорожного движения является состояние здоровья водителя. Высокая интенсивность дорожного движения предъявляет к водителям повышенные требования в плане состояния здоровья.
Лица, управляющие транспортным средством, должны пройти предварительный (при приеме на работу) и периодический медицинский осмотр. Даже если на рабочем месте водителя по результатам специальной оценки условий труда или действующей аттестации рабочих мест не установлено вредных производственных факторов (класс условий труда I или II), водитель транспортного средства работодателя подлежит медицинскому осмотру в соответствии с требованиями п. 27 прил. № 2 к Приказу Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 г. № 302н, периодичность проведения медицинского осмотра — не реже одного раза в два года. На практике зачастую работодатели не направляют водителей ни на предварительный, ни на периодический медицинские осмотры, считая, что представленной водителем справки о проведении медицинского освидетельствования достаточно. Но данные действия работодателя противоречат законодательству, в частности нарушаются требования статей  212 и 213 ТК РФ. 
Медицинское освидетельствование водителей проводится в соответствии с приказом Минздрава РФ от 15.06.2015 г. № 344н г. «О проведении обязательного медицинского освидетельствования водителей транспортных средств (кандидатов в водители транспортных средств)», который действует с 26.03.2016 г. Данный приказ определяет, что медицинское освидетельствование проводится в отношении:
- кандидатов в водители транспортных средств;
- водителей транспортных средств в связи с заменой водительского удостоверения после истечения срока его действия либо в связи с возвратом водительского удостоверения;
- лиц, работающих в качестве водителей транспортных средств, при проведении обязательного периодического медицинского осмотра которых выявлены признаки заболеваний (состояний), являющихся медицинскими противопоказаниями либо ранее не выявлявшимися медицинскими показаниями или медицинскими ограничениями к управлению транспортными средствами и подтвержденных по результатам последующих обследования и лечения.
Как видно из положений нормативных документов, сроки проведения медицинского осмотра и медицинского освидетельствования различны. Кроме сроков различны и факторы, которые должны учитываться. При освидетельствовании определяется право работника управлять любым транспортным средством, а при медицинском осмотре указываются вредные факторы, которые действуют на работника при выполнении работ. К примеру, водитель автомобиля работает на химическом предприятии, на рабочем месте с повышенным уровнем вибрации. Соответственно, при медосмотре рассматривается вопрос о профпригодности работника к выполнению работ, в том числе при воздействии химических факторов и вибрации.  
Работники, эксплуатирующие средства автомобильного транспорта, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование. В соответствии с требованиями ст. 213 ТК РФ, работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности, а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет. Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержден Постановлением Совета министров Правительства Российской Федерации от 28.04.1993 г. № 377. Порядок освидетельствования установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.09.2002 г. № 695.
В соответствии с требованиями ст. 76 ТК РФ работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование. Это требование касается не только периодических медицинских осмотров, но и предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. 
Приказом Минздрава РФ от 15.12.2014 г. № 835н утвержден порядок проведения предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров. Обязательные предрейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, за исключением водителей, управляющих транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб.
Обязательные послерейсовые медицинские осмотры проводятся в течение всего времени работы лица в качестве водителя транспортного средства, если такая работа связана с перевозками пассажиров или опасных грузов.

Режим труда и отдыха
Работодатель обязан обеспечить соблюдение режима труда и отдыха водителей. 
Приказом Министерства транспорта РФ от 20.08.2004 г. № 15 утверждено Положение об особенностях режима рабочего времени и  времени отдыха водителей автомобилей (далее положение). Водителям, как и другим работникам, в соответствии с требованиями трудового законодательства устанавливается 40-часовая рабочая неделя, восьмичасовой рабочий день. Если такой режим работы установить невозможно, вводится суммированный учет рабочего времени, с учетным периодом не более одного месяца. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать десяти часов, для некоторых категорий перевозок — 12 часов. Время управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать в большинстве случаев девяти часов. 
При направлении водителей в дальний рейс работодатель должен устанавливать водителю задание (график) по времени на движение и стоянку автомобиля. В графике должно быть указано время для кратковременного отдыха, время для отдыха и питания, места ночлега. На междугородных перевозках после первых четырех часов непрерывного управления автомобилем водителю предоставляется специальный перерыв для отдыха от управления автомобилем в пути продолжительностью не менее 15 минут. В дальнейшем перерывы такой продолжительности предусматриваются не более чем через каждые два часа. 
Положением также установлено, что работодатель обязан ежемесячно составлять для всех водителей графики работы (сменности) на линии на каждый день (смену) с ежедневным или суммированным учетом рабочего времени и доводить их до сведения водителей не позднее чем за один месяц до введения в действие.

Тахографы
Для фиксации времени работы и отдыха водителей работодатели должны использовать тахографы. 
Основное деление тахографов на виды пришло с цифровыми технологиями. Сейчас различают два основных вида бортовых самописцев:
1. Аналоговые или, как их еще называют, электронно-механические. По сложившейся традиции эти приборы фиксируют информацию на круглые бумажные диски. Производители усовершенствовали запись информации на бумагу. Вместо чернил игла наносит царапины по пластиковому покрытию диска, снимая с него защитный слой оксида цинка, и вскрывает нижний слой, окрашенный в черный цвет. Графы и диапазоны, нанесенные на поверхности диска, показывают всю картинку движения автомобиля, что называется, «лицом». Диски нужно менять через каждые 120–150 км пробега и хранить для отчетности.
2. Цифровые тахографы внешне чаще всего напоминают автомобильный магнитофон или радиомагнитолу. Они включаются и выключаются автоматически при повороте водителем ключа в замке зажигания. Для работы такого тахографа необходима личная карта водителя, которая вставляется перед движением в картоприемник.
Карта водителя похожа на банковскую. Объем ее памяти позволяет хранить данные по работе за последние 28 дней. Объем внутренней памяти цифрового тахографа — 90 дней. Грузоперевозчик обязан своевременно выгружать данные с карты и с тахографа и хранить их в течение одного года.

О проверках

В целях осуществления государственного надзора Государственными инспекторами труда в I полугодии 2017 г., проведено 130 проверок хозяйствующих субъектов Самарской области, осуществляющих пассажироперевозки, выявлено 259 нарушений трудового законодательства, в том числе в части соблюдения режима труда и отдыха водителей, проведения психиатрических освидетельствований, инструктажей и обучения по охране труда, проведения специальной оценки условий труда, обеспечения соответствующих условий труда. За аналогичный период 2016 г. проведено 102 проверки, выявлено 209 нарушений.
На предприятиях, осуществляющих пассажирские перевозки автомобильным транспортом, в I полугодии 2017 г. произошло три тяжелых несчастных случая на производстве и один смертельный. В I полугодии 2016 г. зарегистрирован один тяжелый несчастный случай на производстве и три смертельных несчастных случая, которые по результатам расследования были квалифицированы как несвязанные с производством, так как основной причиной смерти работника явилось общее 
заболевание.
В настоящее время в соответствии с поручением заместителя председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец Государственной инспекцией труда по Самарской области проводятся внеплановые проверки хозяйствующих субъектов, осуществляющих пассажирские 
перевозки автомобильным транспортом. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики

Похожие статьи

В соответствии с законодательством Российской Федерации негативное воздействие на окружающую среду является платным. 

КЛИМЕНКО Максим Михайлович, эксперт-консультант по промышленной  безопасности, директор по развитию экспертно-консалтинговой группы «МТК Эксперт»

Довольно часто владельцы взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности передают свои ОПО в аренду (оперативное управление, хозяйственное ведение, на эксплуатацию) другим организациям. В связи с этим возникает вопрос: кто должен получать лицензию Ростехнадзора на право эксплуатации ОПО — собственник объекта или его арендатор?

КОЛЕСНИКОВ Александр Владимирович, начальник отдела организации технической экспертизы  и расследования аварий Национального союза страховщиков ответственности

В Общественной палате РФ под председательством заместителя председателя Комитета Государственной Думы ФС РФ по безопасности и противодействию коррупции Выборного А.Б. прошли общественные слушания на тему «Совершенствование законодательства о частной охранной деятельности», на которых обсуждался проект Федерального закона «О частной охранной деятельности в Российской Федерации» (далее законопроект).