Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Нормирование потребления энергоресурсов

 
ПОПОВА Алла Геннадьевна, начальник отдела маркетинга и нормирования ТЭР АНО «Агентство по энергосбережению УР»

ПОПОВА Алла Геннадьевна
начальник отдела маркетинга и нормирования ТЭР АНО «Агентство по энергосбережению УР»

Номер журнала: 

Рубрика: 

Действующая в Удмуртии методика лимитирования не предусматривает контроля и анализа показателей энергоэффективности организаций, что влечет за собой завышенное энергопотребление в тех учреждениях, где лимиты завышены, и недопустимо низкое энергопотребление, зачастую – в ущерб санитарным нормам – в тех учреждениях, где лимиты необоснованно занижены. Положение последних еще более усугубится при снижении на 15% в течение 5 лет бюджетных ассигнований на ТЭР, как предусматривает законодательство. Эффект от реализации энергосберегающих проектов в учреждениях естественным образом становился поводом для сокращения лимита организации, что не является стимулом для дальнейшей работы учреждений в сфере повышения энергоэффективности.
В качестве примера на диаграмме показаны лимиты потребления тепловой энергии по образовательным учреждениям одного из муниципальных образований и расчетная величина потребления, на которой и должны основываться лимиты. Из представленной информации видно, что в 13 учреждениях из 24 установленные лимиты отличаются от расчетно-нормативного потребления более чем на 15% как в большую, так и в меньшую стороны.
Такая ситуация характерна для большей части бюджетных учреждений различных уровней. Данное обстоятельство обусловлено следующими факторами:
- неполная оснащенность приборным учетом потребляемых энергоресурсов. По данным проведенного мониторинга приборы учета тепловой энергии и воды установлены в ~20% муниципальных бюджетных организаций и в ~75% организаций, подведомственных органам исполнительной власти УР;
- диктат энергоснабжающих организаций, действующих при заключении договорных условий с бюджетными потребителями в своих интересах;
- отсутствие в бюджетных учреждениях квалифицированного персонала, способного объективно оценить ситуацию при заключении договорных условий с энергоснабжающими организациями;
- отсутствие заинтересованности персонала бюджетных учреждений ввиду того, что система стимулирования не утверждена на законодательном уровне, т.к. не налажено объективное планирование, основанное на нормировании потребления ТЭР. 
Сегодня при отсутствии нормативов система лимитирования далеко не совершенна, объективное планирование не налажено должным образом, а прогнозирование и стимулирование отсутствуют вообще. Для приведения систем лимитирования, планирования и стимулирования в дееспособное состояние необходимо обеспечение 100%-ного приборного учета всех потребляемых энергоресурсов и грамотно выстроенная методология нормирования.
Основой для установления нормативов должны служить энергетические паспорта, разработанные на основании проведенных энергетических обследований, которые являются одним из первых шагов в практической реализации энергосберегающей политики и представляют собой некую предварительную инспекцию энергетического хозяйства организаций. В энергетическом паспорте отражается расчетно-нормативное потребление всех видов энергоресурсов. На 01.06.2010 года в Удмуртской Республике разработаны энергетические паспорта по 60 муниципальным бюджетным учреждениям (~1,7% от общего количества бюджетных организаций). Действующее законодательство регламентирует проведение обязательного энергетического обследования всех бюджетных учреждений в срок до 31.12.2012 года (ст.16.п.2 Федерального Закона РФ от 23.11.2009 года №261-ФЗ). В силу опыта работы в этой сфере деятельности можно уверенно заявить, что это недостижимо, если учесть, что количество учреждений, финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней, расположенных на территории Удмуртии, превышает 3,5 тысячи. При однозначном выполнении требований Закона по 100%-ному проведению энергетических обследований всех бюджетных учреждений в указанный срок сразу возникает вопрос о качестве этих обследований. Если же работы выполнять на должном уровне, то на это понадобится не менее 10 лет.

В августе 2010 года АНО «Агентство по энергосбережению УР» получило «Свидетельство о допуске к работам по энергетическому обследованию» (лицензия №08-08-2010) и является действительным членом Саморегулируемой организации некоммерческого партнерства «Объединение компаний по энергетическому обследованию в топливно-энергетическом комплексе» (НП «ТЭК Эксперт»).

Чтобы решить эту проблему хотя бы частично, возникает необходимость разработки «универсальных» нормативов потребления энергоресурсов для функционально однотипных учреждений, расположенных в одной климатической зоне, с последующим переходом на «индивидуальные» нормативы при разработке энергетических паспортов конкретных учреждений.
Методика определения нормативов потребления тепловой энергии, воды и топлива должна учитывать:
- расчетно-нормативное потребление, определенное по действующей нормативно-технической и методической документации;
- объемы фактического потребления энергоресурсов за прошедшие временные периоды (для организаций, оснащенных приборным учетом потребляемых энергоресурсов) с учетом изменения климатических параметров;
- результаты проведенных энергетических обследований;
- результаты реализованных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования ТЭР.
При определении нормативов потребления электроэнергии в идеале необходимо учитывать мощность и режим работы всех электроприемников учреждения. Осуществление данных расчетов невозможно без проведения энергетического обследования. В связи с этим можно рассмотреть вариант набора следующих составляющих при определении нормативов потребления электроэнергии:
- усредненный по функционально однотипным учреждениям удельный расход электроэнергии, определенный раздельно для организаций, расположенных в городской и сельской местностях;
- объемы фактического потребления электроэнергии за прошедшие временные периоды;
- мощности вводимого электрооборудования в отчетный период;
- результаты проведенных энергетических обследований;
- результаты реализованных мероприятий, направленных на повышение эффективности использования ТЭР.
Разработанные нормативы потребления энергоресурсов, учитывающие все элементы, влияющие на объем энергопотребления, позволят не только объективно определять лимиты, но и компетентно заниматься краткосрочным и долгосрочным планированием, определять основные направления для вложения денежных средств на реализацию энергосберегающих мероприятий. Появится основание для разработки и утверждения на законодательном уровне системы стимулирования управлений и подведомственных им учреждений. И только после внедрения в практическую деятельность всех можно будет говорить о функционировании системы энергетического менеджмента, с которого должно начаться оздоровление бюджетов всех уровней в части расхода средств на оплату используемых энергоресурсов.
В соответствии с протоколом заседания Правления АНО «Агентство по энергосбережению УР», утвержденным Заместителем Председателя Правительства Удмуртской Республики И.И. Бикбулатовым 11.02.2010 года, АНО «Агентство по энергосбережению УР» планирует в 2010 году разработать нормативы потребления энергоресурсов бюджетными учреждениями. 

 

Все статьи рубрики