Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Нарушение требований по аттестации сварочного производства приводит к ЧС на объектах строительства

 

Номер журнала: 

Рубрика: 

В ходе семинара доклады представили генеральный директор УАЦ «НАКС», профессор, д.т.н. Штенников Василий Сергеевич на тему: «Национальная система аттестации сварочного производства», первый заместитель руководителя Инспекции госстройнадзора по УР Чеботарев Михаил Юрьевич на тему: «Состояние и соблюдение норм и правил безопасного ведения работ в строи­тельстве».
В своем докладе Василий Сергеевич Штенников подчеркнул, что повышение безопаснос­ти и снижение рисков в строительстве в значительной степени определяются качеством сварочных работ, так как сварка является лидирующим технологическим процессом при изготовлении, сооружении, реконструкции и ремонте большого числа металлоконструкций, несущих конструкций зданий и сооружений, которые производятся с примене­нием современных способов сварки. Несмотря на значительные успехи, достигнутые в области сварочного производства, недостаточно качественные сварные соединения являются значимой причиной разрушения конструкций, приводящей к авариям.
Важным шагом к существенному повышению качества продукции может стать внед­рение системы управления качеством и независимой сертификации производства, составным элементом которой является сертификация (аттестация) сварочного произ­водства. По инициативе Ростехнадзора подобная система была разработана Национальным агентством контроля и сварки (НАКС) и соответствующими решениями внедрена в ка­честве обязательной для применения при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств, подконт­рольных Ростехнадзору.
Система сертификации (аттестации) сварочного производства (САСв) включает проведение таких аттестационных процедур, как: аттестация персонала, выполняющего сварочные работы (сварщиков) и осуществляющего руководство и технический надзор за выполнением сварочных работ (ИТР), аттес­тация сварочного оборудования, аттестация сварочных материалов, аттестация сварочных технологий. Нормативные документы, по которым осуществляются эти процедуры, утверждены Ростехнадзором и зарегистрированы в Минюсте РФ. Учитывая крайне неблагоприятную обстановку с обеспечением качества и надежности в строительстве, Правительство РФ своим постановлением № 54 от 01.02.2006 г. функции Государственного надзора в строительстве передало Ростехнадзору, поручив ему кроме надзорных функций научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в РФ.
Система строительного надзора в РФ предусматривает функционирование двух исполнительных надзорных органов: это территориальные управления Ростехнадзора и подразделения, уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ на осуществление строительного надзора. Первая структура обеспечи­вает осуществление строительного надзора на особо опасных, техничес­ки сложных и уникальных объектах в соот­ветствии с критериями, изложенными в приложении к п. 6 Положения о строительном надзоре. Вторая структура обеспечивает надзор на остальных объектах строительства (кроме указанных в приложении к п. 6 Положения о строительном надзоре). При этом обе структуры руководст­вуются при осуществлении надзора правилами и порядками, действующими в системе Ростехнадзора.
Во исполнение постановления Правительства РФ приказом № 152 от 27.02.2006 г. руководителем Рос­технадзора утвержден план меро­приятий, предусматривающий разработку ряда нормативных правовых актов и методических рекомендаций по осуществлению строительного надзора и строительного контроля, обязательных к исполнению службами Ростехнадзора и службами надзора в строительстве органов исполнительной власти субъектов РФ. Здесь прежде всего следует отметить следующие нормативные акты:
1. Решение о включении строи­тельных конструкций и конструкций стальных мостов в список технических устройств, изготовление, строительство, капитальный ремонт и реконструкция которых с применением сварки должна осуществляться сварочным персоналом, аттес­тованным в соответствии с требованиями ПБ 03-273-99 и РД 03-495-02, то есть про­цедура аттестации персонала должна осуществляться в независимых аттестационных цент­рах, аккредитованных в системе аттес­тации сварочного производства Национальным агентст­вом контроля и сварки.
2. Введение в действие рекомендаций по применению правил аттес­тации сварщиков и специалистов сварочного производст­ва (ПБ 03-273-99) и технологического регламента проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (РД 03-495-02) на строи­тельных объек­тах и объектах стального мотостроения.
Эти рекомендации изложены в сборнике нормативных и методических документов и доведены до сведения органов надзора и аттеста­ционных центров.
На большинстве строительных объектов, контроль которых осуществляют надзорные службы, уполномоченные органами исполнительной власти субъектов РФ, сварка осуществляется неаттестованным, неквалифицированным персоналом, что резко увеличивает вероятность аварийных ситуа­ций, как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации. Одним из показательных примеров является разрушение строящегося железобетонного моста в Екатеринбурге из-за некачественной сварки.
Начиная с 1990-х гг. прошлого столетия до настоящего времени, сварщики и специалис­ты, осуществляющие руководство и технический надзор за сваркой в строительстве, практически не проходят аттестацию. Несмотря на введение в действие нормативных документов, регламентирующих обязательность аттестации сварочного производства, реализация требований по обеспечению независимой аттестации сварочного производства на объектах строительства практически не выполняется.
Так за период с 1 января 2007 г. по 1 января 2012 г. Удмуртским АЦ НАКС для выполнения сварочных работ на строительных конст­рукциях аттестовано всего 200 сварщиков (сюда входят сварщики, прошедшие первичную аттестацию, дополнительную аттестацию, периодическую аттестацию) и 82 специалиста сварочного производства на право руководст­ва и технического контроля за произ­водством сварочных работ на строи­тельных объектах в 74 организа­циях. Из 313 организаций, входящих в НП СРО «Строи­тель», имеют допуск и полную систему аттес­тации сварочного производства на опасных строительных объектах только 6. 
Подобная ситуация связана с тем, что нормативные документы, регламентирующие аттестационную деятельность, не доведены до организации, контролирующие органы не осуществляют соответствующий конт­роль, а саморегулируемые организации практически устранились от контроля за деятельностью своих членов по выполнению нормативных требований по аттестации сварочного производства. 
Существующий информационный разрыв можно устранить с помощью организационной и разъяснительной работы.
Правовым аспектом в этой работе могут быть соответствующие нормативные документы Ростехнадзора и НАКС, а также отраслевые документы строителей, в которых оговорены требования по обязательности аттес­тации персонала сварочного производства, сварочных технологий и оборудования.
На сайте www.naks.ru имеется единый реестр всех аттестованных сварщиков и специалистов, единый реестр всех организаций, которые аттестовали сварочные технологии на выполнение сварочных работ.  
Говоря о текущей ситуации в строи­тельной области, оставляющей желать лучшего, Ми­хаил Чеботарев, заместитель руководителя Инспекции госстройнадзора по УР, в заключение выразил надежду на улучшение ка­чества строительных работ. В противном случае придется применять санкции, отметил он. В настоящий момент имеются судебные решения на снос четырех домов. 

Все статьи рубрики