Надзор на объектах Республики Мордовия: за что обычно наказывают работодателей?
ГРЯЗНОВ Михаил Николаевич
и.о. заместителя руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора (Республика Мордовия)
Номер журнала:
Рубрика:
О ситуации в области промышленной безопасности на объектах Республики Мордовия рассказывает Грязнов Михаил Николаевич, исполняющий обязанности заместителя руководителя Волжско-Окского управления Ростехнадзора (Республика Мордовия).
-Какие характерные нарушения были выявлены при проверках на поднадзорных Вам объектах? Каковы их причины?
- За 10 месяцев 2014 года территориальным отделом технологического и энергетического надзора по Республике Мордовия Волжско-Окского управления Ростехнадзора было проведено 53 проверки по соблюдению требований в области промышленной безопасности, 14 из них были плановые. По результатам проверок составлены протоколы об административных правонарушениях в отношении 19 должностных и 13 юридических лиц. Вынесено постановлений о наложении административных штрафов на сумму 847 тыс. рублей. Взыскано штрафов на сумму 1160 тыс. рублей.
Наиболее характерными нарушениями, выявленными при обследованиях предприятий, я бы назвал следующие:
1. Не осуществляется производственный контроль над соблюдением требований пробезопасности на ОПО.
2. Не обеспечивается проведение экспертизы промбезопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проведение диагностики, испытаний, освидетельствования сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки.
3. Не обеспечивается проведение подготовки и аттестации работников в области промбезопасности.
4. При эксплуатации опасного производственного объекта отсутствует техническая документация, ведение которой регламентируется законодательством в области промбезопасности.
5. Не обеспечивается наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля над производственными процессами в соответствии с установленными требованиями, непроведение экспертизы промбезопасности технических устройств.
6. Не обеспечивается безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации посредством технического обслуживания, периодических осмотров, контрольных проверок и мониторинга состояния строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
- Выявляются ли в ходе проверок предприятий Республики Мордовия случаи нарушений по заполнению деклараций промышленной безопасности? Если да, то какие пункты зачастую бывают нарушены?
- На территории Республики Мордовия в государственном реестре ОПО зарегистрировано два предприятия, эксплуатирующих ОПО II класса опасности, при эксплуатации которых необходима разработка декларации промбезопасности, — Мордовский филиал ОАО «Территориальная генерирующая компания № 6» и ООО «Анхель». Плановые проверки этих предприятий в 2014 году не проводились. В ходе предыдущих проверок данных предприятий нарушений в заполнении декларации не было выявлено.
- По Вашей сложившейся практике за что обычно Вы наказываете предприятия? Как им вообще избежать наказаний? И если все же предприятие понесло наказание, то что надо делать с предписанием, которое выдало Ростехнадзор, каковы дальнейшие шаги?
- При выявлении нарушений требований законодательства в области промбезопасности при проведении проверки законному представителю предприятия вручается акт проверки с перечнем выявленных нарушений и предписание об устранении нарушений с указанием сроков устранения, а также возбуждается дело об административном правонарушении. За нарушение требований промбезопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промбезопасности ОПО предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц от 20 до 30 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года, на юридических лиц — от 200 тысяч до 300 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток (ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ). Избежать наказания предприятию можно только в случае, если при обследовании не будет выявлено нарушений законодательства в области промбезопасности. Предприятие обязано устранить выявленные нарушения в установленные сроки. За неустранение нарушений, указанных в предписании, в установленные сроки виновные несут ответственность согласно ч. 11 ст. 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, которая предусматривает наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 тысяч до 50 тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до трех лет; на юридических лиц — от 400 тысяч до 700 тысяч рублей.
- Как обстоит на предприятиях ситуация с безопасной эксплуатацией башенных кранов? Выявляются ли нарушения при эксплуатации данных устройств?
- Объекты, на которых эксплуатируются башенные краны, в соответствии с действующим законодательством в области промбезопасности отнесены к ОПО IV класса опасности — ОПО низкой опасности. В течение 2014 года по согласованию с прокуратурой Республики Мордовия были проведены две внеплановые проверки предприятий, эксплуатирующих башенные краны, по изложенным в обращении граждан фактам, которые содержали угрозу причинения вреда жизни и здоровью. При проведении проверок нарушений не было выявлено, и факты, изложенные в данных обращениях, не подтвердились.
- Хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие ОПО I и II класса обязаны заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание. Как решается эта задача предприятиями?
- В целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая ОПО, обязана заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников. Наличие договора проверяется при проверках предприятий, и его отсутствие влечет наложение административного наказания на предприятие по ч. 1 ст. 9.1. КоАП РФ. Из числа проверенных предприятий в 2014 году фактов отсутствия договора не выявлено.