Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

июнь 2017

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Задайте вопрос надзорным органам

КОЛЕСНИКОВ  Александр Владимирович, начальник отдела организации  технической экспертизы  и расследования аварий  Национального союза  страховщиков  ответственности

В России вот уже почти шесть лет действует Федеральный закон от 21.07.2011 г. № 256-ФЗ «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса» (далее закон № 256-ФЗ). Закон не относится к числу широко известных, более того, о нем знают далеко не все руководители и специалисты объектов топливно-энергетического комплекса (далее ТЭК). В данной статье мы разберем одно из положений закона № 256-ФЗ — обязанность субъектов ТЭК страховать свою ответственность за вред, причиненный в связи с террористическим актом или диверсией.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"
ГИльманова Эльмира Магасумьяновна, и.о. начальника правового отдела Приволжского управления Ростехнадзора

Возможность оспаривания постановлений об административных правонарушениях, решений, действий (бездействия) органов государственного контроля (надзора) предусмотрена законодательством РФ.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"
Хусаинов Алмаз Шаукатович, заместитель министра промышленности и торговли Республики Татарстан

Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) провело первое публичное мероприятие по обсуждению результатов правоприменительной практики при осуществлении контрольно-надзорной 
деятельности. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Поиск по сайту

Подписаться на журнал

Теги

Минтруд России ответил на вопросы о независимой оценке квалификации

Номер журнала: 

Рубрика: 

С 01.01.2017 г. вступил в силу разработанный Министерством труда и социальной защиты РФ Федеральный закон от 03.07.2016 г. № 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации». В информации Министерства труда и социальной защиты РФ от 21.04.2017 г. приведены ответы на часто задаваемые вопросы по реализации данного Федерального закона.

 

Вопросы Ответы Минтруда России
1 Что могут дать гражданину и работодателю итоги прохождения независимой оценки квалификации? По итогам проведения центром оценки квалификации (далее центр) независимой оценки квалификации при успешном прохождении профессионального экзамена соискателю выдается свидетельство о квалификации, которое может быть предъявлено гражданином при трудоустройстве. Работник также может предъявить работодателю полученный результат прохождения оценки квалификации, в соответствии с ним работник может планировать дальнейшую профессиональную карьеру, а работодатель организовывать обучение работников, включение работников в кадровый резерв и др. Оценка квалификации дает возможность человеку, не имеющему профессионального образования, но имеющему опыт работы, более уверенно чувствовать себя на рынке труда, позволяет планировать профессиональную карьеру, что повышает конкурентоспособность граждан на рынке труда. В случае неудовлетворительного прохождения экзамена соискателю выдается заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю. Данное заключение подскажет соискателю и работодателю, какие знания и умения нужно приобрести, чтобы в дальнейшем успешно пройти профессиональный экзамен.
2 Независимая оценка квалификации будет носить обязательный или добровольный характер? Оценка квалификации является добровольной как для работников, так и для работодателей и не влечет за собой каких-либо обязательных последствий или требований. Направление работодателями работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется с их письменного согласия. Работникам предоставляются гарантии и компенсации в период прохождения оценки квалификации. 
3 Как часто нужно подтверждать соответствие квалификации положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям?  Потребность в проведении оценки квалификации работников определяется работодателем либо специальными требованиями, установленными законодательством. Что касается действия свидетельства о квалификации, которое выдается по итогам успешного прохождения независимой оценки квалификации, то срок его действия определяется советами по профессиональным квалификациям (далее - совет) и отражается в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации. 
4 Вправе ли работодатель на основании аттестации сотрудника сделать вывод о его квалификации? Механизм аттестации, предусмотренный ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации является внутренним инструментом работодателя и позволяет учитывать оценку квалификации как профессиональный стандарт, так и вышеуказанные квалификационные характеристики. Процедура прохождения оценки квалификации является добровольной, и в отличие от аттестации не предоставляет право работодателю расторгнуть трудовой договор с работником, не получившим свидетельство о квалификации. 
5 Как будет реализовываться Закон № 238-ФЗ в тех отраслях экономики, в которых установлен особый порядок подтверждения квалификации отдельных категорий специалистов (например, кадастровых инженеров, экспертов-аудиторов и др.)? В соответствии с п. 3 ст. 1 Закона № 238-ФЗ иной порядок проведения оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, может устанавливаться другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в случае, если в отношении соответствующих категорий работников Трудовым кодексом Российской Федерации определены особенности регулирования труда таких работников, в том числе в связи с выполнением работ с вредными и (или) опасными условиями труда. Применение указанного порядка в силу ст. 11 Закона № 238-ФЗ допускается до 01.07.2019 г. В случае если необходимо установить иной порядок оценки квалификации работников (аттестации и т.п.), чем это установлено Законом № 238-ФЗ, федеральным органом исполнительной власти в соответствующей отрасли экономики следует подготовить изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации в части введения особенностей регулирования труда работников, требования к занятию должностей которых определены в Законе № 238-ФЗ.
6 Где можно узнать сведения о центрах оценки квалификаций, в которых можно пройти оценку квалификации, документах, необходимых для прохождения профессионального экзамена? Информация о центрах (наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны), сведения о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации и документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации размещаются в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» (nok-nark.ru).
7 Сколько будет стоить прохождение независимой оценки квалификации? Оценка квалификации по инициативе соискателя проводится за счет средств соискателя, либо иных физических и (или) юридических лиц. Если оценка квалификации проводится по направлению работодателя, то она осуществляется за счет средств работодателя. Лицо (лица), за счет средств которого проводится профессиональный экзамен (соискатель, работодатель, иное физическое и (или) юридическое лицо), производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании договора возмездного оказания услуг с центром. Стоимость прохождения независимой оценки квалификации определяется центром. Информация 
о стоимости прохождения независимой оценки квалификации будет размещаться на сайтах центров. Для граждан предусмотрены социальные налоговые вычеты в случае расходов на прохождение оценки квалификации (таким образом, расширяется перечень оснований для налоговых вычетов, при этом совокупный размер вычетов по всем основаниям не увеличивается) (ст. 219 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 3.07.2016 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»). Направление работодателями работников на прохождение независимой оценки квалификации осуществляется только с письменного согласия работника, с предоставлением работнику гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, 
в период прохождения оценки квалификации (ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 03.07.2016 г. № 239-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О независимой оценке квалификации»)
8 Какие преимущества
и льготы предоставляются работодателям, участвующим в системе независимой оценки квалификации?
Предусмотрено расходы работодателей на оценку квалификации относить к прочим расходам, связанным с производством и реализацией товаров (работ, услуг) (ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 08.07.2016 г. № 251-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона 
«О независимой оценке квалификации»).
9 В связи с принятием Федерального закона от
03.07.2016 г. 
№ 238-ФЗ «О независимой оценке квалификации» (далее Закон 
№ 238-ФЗ) как осуществить регистрацию центра оценки квалификаций, какие документы необходимо подавать?
Порядок отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации утвержден приказом Минтруда России № 759н от 19.12.2016 г. «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий» (далее приказ)  В соответствии с приказом отбор организаций для наделения их полномочиями центров осуществляет совет. Организация-заявитель представляет в совет заявление и документы, перечень которых указан в п. 3 приложения № 2 приказа. Документы направляются в совет по почте или представляются уполномоченным представителем организации-заявителя, или направляются с использованием сети интернет. 
в форме электронных документов, подписанных электронной подписью. Совет организует проведение проверки достоверности представленных документов и соответствия организации-заявителя требованиям, предусмотренным п. 3 приложения № 1 приказа. Решение о результатах рассмотрения заявления и наделении полномочиями или об отказе в наделении полномочиями по проведению независимой оценки квалификации совет направляет организации-заявителю в течение 100 календарных дней со дня поступления документов. Информация о центрах (наименование, почтовый адрес, адрес электронной почты, контактные телефоны), сведения о наименованиях квалификаций и требованиях к квалификации, 
на соответствие которым проводится независимая оценка квалификации, с указанием документов, необходимых для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации размещаются в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, опубликованного 
в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» (nok-nark.ru). 
10 Какой порядок создания совета по профессиональным квалификациям в определенном виде профессиональной деятельности? В соответствии с Законом № 238-ФЗ совет создается по решению Национального совета при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям (далее Национальный совет) для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне. В целях развития системы независимой оценки квалификации Минтрудом России 19.12. 2016 г. принят Приказ № 758н 
«Об утверждении Примерного положения о совете по профессиональным квалификациям и Порядка наделения совета по профессиональным квалификациям полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности и прекращения этих полномочий» (далее приказ). Так, приказом предусмотрено, что решение о создании совета принимается на основе инициативного обращения на имя председателя Национального совета общероссийских и иных объединений работодателей, ассоциаций (союзов) и иных организаций, представляющих и (или) объединяющих профессиональные сообщества, в совокупности осуществляющих свою деятельность на территориях более половины субъектов Российской Федерации и (или) представляющих более 50 % работников, вовлеченных в вид профессиональной деятельности (далее организация-заявитель), по видам профессиональной деятельности, относящимся к одной области профессиональной деятельности. Обращение, поступившее в Национальный совет, направляется в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» (nok-nark.ru) (далее  Национальное агентство) для рассмотрения полноты и достоверности приложенных документов. Национальное агентство в течение 20 рабочих дней со дня поступления рассматривает его и сообщает организации-заявителю о принятии обращения к рассмотрению по существу или отклонении обращения (в случае представления неполной или недостоверной информации). Принятое к рассмотрению обращение организации-заявителя Национальное агентство направляет в Национальный совет, который в течение 120 рабочих дней принимает решение о наделении 
совета полномочиями по организации проведения независимой оценки квалификации, включая одобрение его персонального состава либо отклонение обращения организации-заявителя персонального состава, либо об отклонении обращения. Национальное агентство информирует организацию-заявителя о результатах рассмотрения Национальным советом его обращения в течение семи рабочих дней. 
11 На базе какой организации может быть создан центр оценки квалификаций? В приказе Минтруда России 19.12.2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий», определены требования к центрам и правила отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации. Центром является юридическое лицо, которое наделено советом полномочиями по проведению независимой оценки квалификации. Полномочиями центра не может быть наделено юридическое лицо, являющееся образовательной организацией и (или) в состав учредителей которого входят образовательные организации, их союзы (ассоциации, объединения). Отбор организаций для наделения полномочиями по проведению независимой оценки квалификации осуществляется на основе заявления юридического лица о наделении полномочиями по проведению независимой оценки квалификации (далее организация-заявитель) и документов, которые представляются в совет. Вся необходимая информация размещена в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» (nok-nark.ru) и на сайте Минтруда России. Совет рассматривает заявление и направляет организации-заявителю решение о результатах рассмотрения заявления и наделении полномочиями или об отказе в наделении полномочиями по проведению независимой оценки квалификации в течение 100 календарных дней со дня поступления документов. Сведения о Центре формируются советом и представляются в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» (nok-nark.ru) для размещения в реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации не позднее пяти календарных дней после принятия советом решения о наделении организации-заявителя полномочиями по проведению независимой оценки квалификации. 
12 Какие требования предъявляются к членам экспертной комиссии центра оценки квалификаций? Согласно подпункту «в» п. 3 требований к центрам, утвержденных приказом Минтруда России от 
19.12.2016 г. № 759н «Об утверждении требований к центрам оценки квалификаций и Порядка отбора организаций для наделения их полномочиями по проведению независимой оценки квалификации и прекращения этих полномочий», члены экспертной комиссии должны иметь подтвержденную советом квалификацию, удовлетворяющую требованиям, определенным в оценочном средстве для проведения независимой оценки квалификации. В соответствии с Законом № 238-ФЗ и приказом Минтруда России от 01.11.2016 г. № 601н «Об утверждении Положения о разработке оценочных средств для проведения независимой оценки квалификации» оценочные средства представляют собой комплекс заданий, критериев оценки, используемых центром при проведении профессионального экзамена на соответствие квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Совет организует разработку оценочных средств. Оценочные средства содержат описание материально-технического и кадрового обеспечения оценочных мероприятий, в  том числе требования к кадровому обеспечению для проведения профессионального экзамена. В целях информирования граждан, работодателей и других заинтересованных организаций о деятельности по оценке квалификации предусмотрено ведение реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации — информационного ресурса, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в котором будут содержаться сведения о советах, центрах, перечень наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, сведения об оценочных средствах. Информация, содержащаяся в реестре сведений 
о проведении независимой оценки квалификации, является открытой для просмотра гражданами и организациями, за исключением сведений, содержащих персональные данные. Доступ граждан и организаций к реестру сведений о проведении независимой оценки квалификации является бесплатным и обеспечивается автономной некоммерческой организацией «Национальное агентство развития квалификаций» (nok-nark.ru) с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
13 На какой срок выдается свидетельство о квалификации? Срок действия свидетельства о квалификации устанавливается советом в зависимости от темпов развития вида профессиональной деятельности (обновления технологий, знаний и умений, применяемых в конкретных видах профессиональной деятельности). Информацию о перечне наименований квалификаций и положений профессиональных стандартов, на соответствие которым проводится оценка квалификации, с указанием сроков действия свидетельств о квалификации можно получить в  реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на сайте автономной некоммерческой организации «Национальное агентство развития квалификаций» (nok-nark.ru).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отметим

Предусмотренная законом независимая оценка квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности — это процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, проведенная центром оценки квалификаций.
Такая оценка позволяет:
- выявлять уровень знаний и умений работника для выполнения трудовых функций на протяжении всей трудовой деятельности, даже в том случае, если он не имеет профессионального образования;
- определить потребность в обучении.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики

Похожие статьи

Правительство РФ в целях совершенствования регулирования защиты лесов от вредных организмов и приведения нормативных правовых актов в соответствие с Лесным кодексом, Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 г. № 607 утвердило новую редакцию Правил санитарной безопасности в лесах. Признано утратившим силу Постановление Правительства РФ от 29.06.2007 г. № 414, которым были утверждены ранее применявшиеся правила санитарной безопасности в лесах.

Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 353-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания лесопарковых зеленых поясов» предусмотрен порядок создания лесопарковых зеленых поясов, а также ответственность за его нарушение. 

Еркеев Ильдар Хамитович заместитель руководителя Государственной инспекции труда в Республике Башкортостан

Вопрос: Какими нормативными документами определяются требования безопасности к конструкции лестниц и стремянок, их испытанию и эксплуатации? Каковы требования к ним? Какие СИЗ необходимо использовать при этом?