Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Механизмы для минимизации экорисков

 
МОКШАНОВ  Иван Владимирович,  заместитель руководителя Управления  Росприроднадзора по УР

МОКШАНОВ Иван Владимирович
заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по УР

Номер журнала: 

Рубрика: 

Усилению контроля послужила передача дополнительных полномочий Федеральной службе по надзору в сфере природопользования. О том, какие вопросы решаются с привлечением новых механизмов в Удмуртской Республике, рассказывает заместитель руководителя Управления Росприроднадзора по УР Иван Владимирович Мокшанов.

- Иван Владимирович, дополнительные полномочия были переданы Росприроднадзору сравнительно недавно, но уже сегодня есть результаты в части исполнения новых функций. Что сделано для регулирования одной из острых проб­лем – обращения с отходами производства и потребления?
- Ситуация, сложившаяся в этой сфере, действительно критическая, причем как в небольших населенных пунктах, так и в крупных административных центрах республики.
Во-первых, надо сказать, что большинство действующих в Удмуртии площадок размещения отходов изначально создавались с наруше­нием законодательства. Устройство полигонов ТБО должно осуществляться в соответствии с установленным порядком по проектированию, эксплуатации и рекультивации. Все эти аспекты учтены не были. По сути, объекты были созданы вне законодательного поля. Соответственно, не обслуживались с точки зрения природоохранных мероприятий.
Функционируя как стихийные свалки, «полигоны» пришли в несоответст­вие санитарным нормам. Более того, они исчерпали свой ресурс, превратились в накопители органических и неор­ганических материалов, источники загрязнения окружающей среды высокой мощности. 
Большую угрозу несут фильтрационные сточные воды, которые вытекают из тела полигона в результате воздействия природных осадков и процессов разложения ТБО. Этот фильтрат попадает в наземные и подземные водные объекты, загрязняя их.

- Создание системы обращения с отходами – капиталоемкий проект. Какие трудности еще сущест­вуют в этой части?
- Ключевым является финансовый фактор. Ситуация копилась годами – не было поступательного решения проблемы с точки зрения финансирования. Посудите сами: экоответственность бизнеса не реализуется из-за экономических сложностей, дефицитный бюджет региона не может финансировать создание системы обращения с отходами.
Определенные надежды связы­ваются с РЦП «Господдержка создания и развития системы переработки и захоронения отходов в УР на 2010-2014 гг.». Минприроды УР уже запланированы конкурсные торги по разработке проектной документации для строительства полигонов в Увинском, Сарапульском районах. 
Мы со своей стороны исполь­зуем все рычаги для того, чтобы ситуация не разрослась до масштабов экологического бедствия. При выявлении фактов нарушения природоохранного законодательства накладывают­ся штрафные санкции. Взимается плата за негативное воздействие на окружаю­щую среду. Контролируется полнота и своевременность выплат.

- Администрирование платежей не «перекрывает» по значимости надзорные меры?
- Задача Росприроднадзора – не взимать плату, а сделать все возможное для того, чтобы предотвратить ситуации, при которых создаются экориски. Плата же за негативное воздействие – это форма компенсации ущерба и, согласно закону, должна перечисляться в бесспорном порядке.

При выявлении фактов нарушения законодательства накладываются штрафные санкции. В установленном порядке взимается плата за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды. Осуществляется контроль за полнотой и своевремен­ностью уплаты денежных средств.    

- Еще одна проблема – отсутст­вие полигонов для хранения или утилизации отходов бурения. Можно ли пролоббировать создание системы утилизации нефтешламов?
- Ситуация аналогична проблеме, рассмотренной выше. В Удмуртии нет ни одного полигона для приемки, хранения или утилизации отходов бурения. Более того, система сбора и хранения отходов не обеспечивает надежной защиты природных объектов от загрязнения. Буровые отходы, аккумулированные в шламовых амбарах, представляют серьезную экологическую опасность.
Факторов, которые привели к такой ситуации, несколько. Ключевой из них – отсутствие должного контролирующего механизма.
Ранее система экологической экспертизы допускала ситуации, когда буровые компании осуществляли захоронения буровых шламов прямо на объекте производства буровых работ. Проверка ряда буровых компаний показала, что буровой шлам, захороненный на объектах бурения, имеет III-IV классы опасности. Сог­ласно природоохранному законодательству, данные объекты должны быть внесены в госреестр объектов размещения отходов и соответст­венно должна быть внесена плата за негативное воздействие. Однако этого данными предприятиями сделано не было. Сегодня Управлением принимаются меры для устранения последствий таких ситуаций и недопущения их в будущем.
Росприроднадзор, как админист­ратор платежей, предъявляет компаниям, допускавшим захоронения токсичных отходов бурения на объектах, не внесенных в госреестр, судебные иски – о доначислении платы за негативное воздействие на природную среду. Ряд исков уже предъявлен. А также штрафные санкции за размещение отходов бурения (III-IV класса опасности) на объектах, не внесенных в госреестр.
Этим мерам предшествует масш­табная работа наших специалистов по разграничению ответственности за захоронения бурового шлама между буровыми и нефтедобывающими предприятиями. Без судебного делопроизводства компании не берут на себя такую ответственность.
Объем финансовых средств, не вып­лаченных компаниями за негативное воздействие при бурении скважин, колоссален. С одной скважины – более 1 млн рублей. Если бы компании произ­вели обезвреживание данного отхода, то фактически они освободили бы себя от платы за негативное воздействие на окружающую среду и не попали под штрафные санкции за размещение отходов бурения на объек­тах, не внесенных в госреестр.
Сегодня предприятия начинают искать пути выхода из ситуации.
Оптимальный способ заключает­ся в обезвреживании отходов непос­редственно на месте его образования. Еще один способ – транспортировка бурового шлама на санкционированный объект размещения отходов (полигон) с последующим обезвреживанием. Ряд компаний уже планируют строить спецполигоны. 
За счет такого надзорного стимулирования вырабатывается новая политика компаний в области безопасного обращения с отходами бурения.

- Какие меры в этой сфере будут проводиться в перспективе?
- Уже проведена работа по запросам у компаний запланированных объемов бурения на 2011 г. для определения примерного объема образования отходов бурения и проверки представляемых расчетов платы за негативное воздействие на окружаю­щую среду.
Планы работы Управления формируются с тем расчетом, чтобы буровые компании вошли в плановые проверки. В этом году мероприятия­ми будет охвачено 4 предприятия. В перспективе все буровые компании, работающие на территории рес­публики, попадут под целевые надзорные мероприятия.
Еще раз отмечу, что наша задача – не сбор штрафов, а предотвращение несанкционированного захоронения опасных отходов, негативного воздействия на окружающую среду. 

Все статьи рубрики