Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

апрель 2024

пн вт ср чт пт сб вс
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
 
 
 
 
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Крановые пути башенных кранов, установленных на строительных площадках

 
Логинов Вячеслав Леонидович, руководитель группы ИКЦ "Альтон"

Логинов Вячеслав Леонидович
руководитель группы ИКЦ "Альтон"

Номер журнала: 

Рубрика: 

Территориальный уполномоченный орган Единой системы оценки соответствия на объектах, подконтрольных Ростехнадзору  ИКЦ "АЛЬТОН"

Приказом Ростехнадзора от 10 мая 2007 года N 317 утвержден и введен в действие с 1 июля 2007 года РД 11-06-2007 «Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ».

Установка грузоподъемных машин, организация и выполнение строительно-монтажных работ с их применением осуществляются в соответствии со специально разработанным для этих целей проектом производства работ грузоподъемными кранами (ППРк). Проекты производства работ с использованием грузоподъемных машин, в том числе проекты  крановых путей, разрабатываются специалистами, имеющими опыт работы в строительстве, прошедшими подготовку и аттестованными в области промышленной безопасности.

Крановый путь – это технически сложное сооружение, от правильности устройства и содержания которого во многом зависит безопасная эксплуатация грузоподъемного крана. К сожалению, часто со стороны строительных, эксплуатационных, а иногда и экспертных организаций встречается отношение к крановым путям как к чему-то несущественному, второстепенному. Техническому обслуживанию крановых путей уделяется значительно меньшее внимание, чем содержанию крана.

Нашей экспертной организацией накоплен большой опыт в вопросах обследования крановых путей и их несущих строительных конструкций, в работе с проектной и исполнительной документацией на крановые пути. На некоторые вопросы, которые часто встречаются в практике, хотелось бы обратить внимание специалистов, занимающихся проектированием и надзором за эксплуатацией крановых путей.

Фото 1. Крановый путь не оборудован тупиковыми
упорами с северной стороны
Фото 1На подавляющее большинство крановых путей мостовых, козловых, башенных грузоподъемных кранов распространяются требования, изложенные в РД 10-138-97 (с изменением РДИ 10-349(138)-00) «Комплексное обследование крановых путей грузоподъемных машин». Но под действие данного документа не попадают рельсовые пути башенных кранов, устанавливаемых на монтаже и строительстве зданий и сооружений, то есть крановые пути, находящиеся в эксплуатации менее одного года. Паспорт на рельсовые пути башенных кранов, установленных на монтаже и строительстве, не требуется, и под требование проведения комплексного обследования крановых путей данная категория не попадает.

На эти пути распространяются требования ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов», ГОСТ Р 51248-99 «Пути наземные рельсовые крановые. Общие технические требования» и СП 12-103-2002 «Пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация».

Замечу, что это только основные документы. Для грамотного проектирования, монтажа и эксплуатации объекта возникает необходимость и в иных источниках информации, то есть в использовании других документов. Поэтому считаю целесообразным привести список нормативных и методических документов, которыми необходимо руководствоваться специалистам при осуществлении указанной деятельности:
• ПБ 10-382-00 «Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов».
• РД 10-528-03 «Положение по проведению экспертизы промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используются подъемные сооружения».
• РД 11-06-07 «Методические рекомендации о порядке разработки проектов производства работ грузоподъемными машинами и технологических карт погрузочно-разгрузочных работ».
• РД 22-28-35-99 «Конструкция, устройство и безопасная эксплуатация рельсовых путей башенных кранов».
• РД 50:48:0075.01.05 «Рекомендации по устройству и безопасной эксплуатации наземных крановых путей».
• РД 50:48:0075.02.05 «Тупиковые упоры. Рекомендации к проектированию, изготовлению и эксплуатации».
• ГОСТ Р 51248-99 «Пути наземные рельсовые крановые. Общие технические требования».
• ГОСТ Р 12.4.026-2001 «Цвета сигнальные, знаки безопасности и разметка сигнальная. Назначение и правила применения. Общие технические требования и характеристики. Методы испытаний».
• ГОСТ 23407-78 «Ограждения инвентарные строительных площадок и участков производства строительно-монтажных работ. Технические условия».
• СП 12-136-2002 «Решения по охране труда и промышленной безопасности в проектах организации строительства и проектах производства работ».
• СП 12-103-02 «Пути наземные рельсовые крановые. Проектирование, устройство и эксплуатация».
• СНиП 3.01.01-85 «Организация строительного производства».
• СНиП 10-01-94 «Система нормативных документов в строительстве. Основные положения».
• ПУЭ «Правила устройства электроустановок».

Фото 2. Отсутствует копир концевого выключателя
механизма передвижения крана на крановом пути
Фото 2Согласно существующим нормам, крановые пути башенных кранов (которые еще называют «мобильными») проверяются представителями Ростехнадзора только на стадии сдачи крана в эксплуатацию. Далее в процессе эксплуатации надзор за ними осуществляют специалисты владельца вплоть до окончания строительства или демонтажа крана. Но именно на этапе сдачи-приемки крана и кранового пути возникают сложности, связанные с наличием разных подходов в прочтении перечисленных документов.

Начиная с процесса проектирования кранового пути, руководствуясь имеющимися на сегодняшний день нормативами, нельзя не учитывать то, что в них есть разночтения. Поэтому при выборе правильных решений необходимо учитывать приоритет того или иного источника информации.

Документы по статусу можно разделить на 3 категории: на имеющие обязательный характер, на рекомендуемые и на прочие. Когда речь идет об ОПО (опасных производственных объектах), подпадающих под действие Федерального закона N 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», прерогатива в выборе норм остается за Ростехнадзором. Поэтому статус вышеперечисленных документов можно определить следующим образом:
• к первой категории можно отнести:
1 – руководящие документы, разработанные Ростехнадзором, утвержденные или согласованные Минюстом РФ [например: ПБ 10-382-2000, РД 10-528-2003];
2 – другие документы, зарегистрированные Минюстом РФ (в том числе разработанные Госстроем, Госэнергонадзором, …) [например: СП 12-136-2002, ПУЭ];
• ко второй категории можно отнести:
1 – государственные и международные стандарты [ГОСТ Р 51248, ГОСТ 23407];
2 – руководящие документы и методические указания, разработанные головными организациями по краностроению и утвержденные или согласованные Ростехнадзором [РД 11-06-2007, СП 12-103-2002];
• к третьей категории (когда принимаемые в проектах решения необходимо подтверждать расчетами) можно отнести:
1 – специальную техническую литературу [справочники, Типовые серии,  учебники, и т.д.];
2 – документы, разработанные специализированными организациями и согласованные в качестве рекомендаций или пособий  [РД 50:48:0075.01.05, РД 50:48:0075.02.05];
3 – статьи в специальной литературе [специализированные журналы, материалы семинаров и т.д.]

При выборе источника информации, в первую очередь, необходимо руководствоваться документами Ростехнадзора и головных организаций по краностроению. При применении собственных разработок и решений (пусть даже основанных на рекомендациях специализированных организаций или институтов) их необходимо обосновывать и подтверждать расчетами.
Основы проектирования, основные решения по устройству пути башенного крана, содержание проекта регламентированы СП 12-103-02. Из опыта проведения экспертизы документации, разработанной различными проектными организациями, необходимо пояснить некоторые особенности в подходе к проектированию.

Фото 3. Отсутствуют опорные элементы
под рельсовыми направляющими
Фото 3Крановый путь состоит из нескольких частей (объектов). Это нижнее строение (основание), верхнее строение, путевое оборудование и заземление. Поэтому и проектирование может осуществляться в несколько стадий. В случае, если разработка поручена нескольким подрядным организациям, на каждую стадию должен быть разработан отдельный проект (с планом, разрезами, с обязательной привязкой каждого объекта к разбивочным осям строящегося здания или сооружения, спецификацией применяемых материалов, обоснованием проектных решений, а при необходимости и расчетами). Требования к утверждению и согласованию этих «минипроектов» такие же, как и к обычному объекту строительства. Также проектировать крановый путь разрешается и в одну стадию, т.е. все части проекта выполняет одна организация. Мало того, такой проект может входить в состав ППРк (проекта производства работ краном ППРк), что в большинстве случаев и делается. В этом случае в ППРк формируется отдельный раздел, куда группируются все решения по устройству и эксплуатации кранового пути.

Состав проектной документации регламентирован требованиями ГОСТ Р 51248-99 и требования к нему остаются неизменными.
Проект (все его решения) должен формулироваться в повелительном наклонении. А любые изменения проекта должны быть согласованы разработчиком проекта, генподрядчиком, владельцем, а при необходимости и с иными субъектами, чьи интересы могут быть затронуты в процессе строительства.

Проект с исполнительной документацией (с внесенными в проект изменениями), акты сдачи с исполнительными съемками и схемами – это основные документы кранового пути как объекта строительства на стадии сдачи и, согласно пункту 3.2.1 РД 10-528-2003, подлежат экспертизе промышленной безопасности.

Все без исключения вопросы соблюдения требований охраны труда и промышленной безопасности при строительстве, реконструкции, монтаже или эксплуатации опасных производственных объектов должны решаться еще на стадии проектирования.

Неправильно принятые проектные решения - такие, как отсутствие  требований к балластной призме и земляному полотну, наличию тупиковых упоров, отключающих устройств - могут привести и нередко приводят к серьезным авариям, в том числе и опрокидываниям крана (примеры приведены на фотографиях).

Согласно пункту 3.4 СП 12-136-2002,  безопасность решений при строительстве объекта обеспечивается несколькими условиями. Применительно к проектированию кранового пути это два основных условия.

Во-первых, это определение последовательности работ при совмещении их в пространстве и во времени. Во-вторых, это выбор и размещение строительных машин.

Именно для решения этих задач разработан и введен в действие в 2007 году новый документ РД 11-06-2007, который в большей степени относится к технологическим регламентам. Он не вступает в противоречие с уже существующими техническими регламентами, а лишь дополняет их.

Требования РД 11-06-2007, особенно изложенные в разделах «Общие положения», «Привязка грузоподъемных машин», «Стройгенплан», относятся к технологии строительно-монтажных работ и существенно дополняют СП 12-103-02. Совместное использование этих документов станет хорошим руководством для организаций, занятых проектированием крановых путей башенных кранов, устанавливаемых на строительстве. При разработке ППРк все вышеперечисленные требования РД 11-06-2007 обязательны к исполнению.

От неукоснительного соблюдения технических и организационных требований, изложенных в вышеперечисленных документах, во многом зависит безопасная эксплуатация грузоподъемных кранов на строительных площадках. Главное, чтобы подъем строительной индустрии не сопровождался отходом от соблюдений норм и требований промышленной безопасности и не приводил бы к росту аварийности и травматизма.

Все статьи рубрики