Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Качество в СРОк: законодательные новации повысят эффективность саморегулирования

 
ФЕРАПОНТОВ Алексей Викторович, статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

ФЕРАПОНТОВ Алексей Викторович
статс-секретарь — заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

Номер журнала: 

Рубрика: 

Саморегулируемые организации (СРО) появились в России с 1-го января 2009 года, когда была отменена система лицензирования строительной деятельности. Основная цель создания СРО — повышение качества, надежности и безопасности при строительстве, реконструкции и капремонте. Но постепенно стали появляться подводные камни, создавшие барьеры для развития новой системы.

 

Приказ Ростехнадзора № 195 от 7-го мая 2013 года наделил территориальные органы Ростехнадзора правом проводить плановые и внеплановые проверки СРО строительной сферы, зарегистрированных на подведомственной территории. 

Сегодня недостаточно просто иметь допуск СРО, как имели когда-то лицензию. Становится важным, каким образом и в какой именно СРО ты его получил. До сих пор надзор за деятельностью саморегулируемых организаций строительной сферы был несколько поверхностным. Молодым организациям дали возможность окрепнуть и усвоить рекомендации государства. Наступило время проверить качество усвоенного материала. 

С 5-го декабря 2013 года вступили в силу обновленные требования к информационной открытости СРО, в июле 2014 года вступят в силу изменения в КоАП РФ, предусматривающие административную ответственность за нарушения в этой сфере. Государственная Дума готовит целый пакет поправок в 315-ФЗ «О СРО» и Градостроительный кодекс (в части саморегулирования). Появилась возможность проверить организации по единым правилам. Можно говорить о новом этапе развития саморегулирования. «Мы пока не можем ничего сделать с этой ситуацией, так как национальному объединению не хватает полномочий, нет нужных нормативных актов. Например, мы проводили в 2013 году мониторинг СРО строителей. Из них соответствуют действующему законодательству 145, остальным мы направили акты мониторинга, в том числе повторные, для устранения замечаний», — отмечает президент НОСТРОЙ Ефим Басин.

О том, как Ростехнадзор будет проверять СРО следует из письма статс-секретаря — заместителя руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Ферапонтова Алексея Викторовича «О проведении плановых проверок деятельности саморегулируемых организаций» (Письмо от 5-го февраля 2014 года № 00-02-07/170). Кроме того, в последнее время многие банки лишились своих лицензий. При этом возникло много вопросов о судьбе компенсационных фондов, которые саморегулируемые организации разместили в этих кредитных организациях:

«Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, рассмотрев обращение о проведении плановых проверок деятельности саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства (далее — саморегулируемые организации), средства компенсационных фондов которых размещены в кредитных организациях, лишенных Центральным банком РФ лицензии, сообщает следующее. Государственный надзор за деятельностью саморегулируемых организаций осуществляется Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору в соответствии с ФЗ от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных Градостроительным кодексом РФ, а также требований норм ФЗ от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» и ФЗ от 25 февраля 1999 года № 40-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», устанавливающих, что денежные средства (включая средства компенсационных фондов) не могут быть признаны утраченными до завершения конкурсного производства (ликвидации организации). Вместе с тем следует учитывать, что с момента отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций до дня вступления в силу решения суда о признании кредитной организации несостоятельной организация не может требовать у кредитной организации возврата денежных средств, находящихся на счетах организации в кредитной организации. Необходимо предусмотреть реализацию механизма для возмещения вреда, причиненного вследствие недостатков работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства в отношении лица, которое на момент выполнения таких работ имело свидетельство саморегулируемой организацией о допуске к ним».

Уже сейчас заказчикам и подрядчикам стоит обращать серьезное внимание на предъявляемый допуск СРО, чтобы понимать, с какой организацией они собираются работать. Допуск не должен быть аналогом платежного поручения на 300 тыс. рублей. СРО, которые не намерены соответствовать требованиям законов и подзаконных актов, призванных регулировать их деятельность, лишены будущего, и их дискредитация — лишь вопрос времени.

Система СРО уже превратилась в фактически самостоятельную отрасль с миллиардными оборотами. Они не сеют, не пашут, даже не строят. И проблемы липовых структур их абсолютно не волнует, как и возведение социально значимых объектов.

Созданная система фактически приводит к вытеснению с рынка малых и средних предприятий. Небольшие компании не осиливают взносы. Отрасль монополизируется. Пресловутый закон от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» тоже наделал бед. 

Во многом по его положениям и расплодились фирмы-однодневки, получавшие госзаказы по демпинговым ценам и оттеснявшие серьезных игроков. На стадии обсуждения сошли на нет планы предварительной квалификации участников тендеров. В строительном сообществе наметилось противоречие между двумя задачами: защитой интересов членов СРО и обеспечением интересов населения РФ.

Все статьи рубрики