Сотрудники ОАО «Сетевая компания» приняли  участие в Татарстанском международном форуме по энергоресурсоэффективности.ТЭФ-2019 состоялся на площадке международного выставочного центра «Казань Экспо» — комплекса мирового уровня, построенного  недавно вблизи аэропорта «Казань».

Статья находится в свободном доступе благодаря ОАО «Сетевая Компания»

ОАО «Сетевая компания» реализует масштабную программу по интеллектуализации электрических сетей в Республике Татарстан. Внедрение «умных» приборов учета электрической энергии позволит создать  новую цифровую платформу пользовательских сервисов, а также сократить коммерческие потери электроэнергии. 

Статья находится в свободном доступе благодаря Сетевая компания

В России утвержден курс  на глубокую переработку нефти, технологическое обновление, создание современных рабочих мест. Стратегический проект компании «Татнефть» — «ТАНЕКО» — является воплощением государственной стратегии, нацеленной на инновационное развитие и повышение уровня жизни. На протяжении всей истории нефтеперерабатывающий комплекс в Нижнекамске транслирует позитивные новости о повышении эффективности технологических процессов, расширении линейки конкурентоспособной продукции, строительстве новых объектов. Знаковым событием начала 2019 г. для «Татнефти» стал официальный старт производства бензинов на «ТАНЕКО», который дал президент России Владимир Путин.

Статья находится в свободном доступе благодаря Группа компаний

Свежий номер

№ 04 (145), апрель, 2019
В номере:

Теги

Инвестиционный климат в Удмуртии: когда он станет благоприятным?

Игошин Виктор Викторович, прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики, советник юстиции, кандидат юридических наук

Игошин Виктор Викторович
прокурор отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики, советник юстиции, кандидат юридических наук

Номер журнала: 

Рубрика: 

Предлагаем вниманию читателей интервью с прокурором отдела по надзору за исполнением законов в сфере экономики и соблюдением прав предпринимателей Управления по надзору за исполнением федерального законодательства прокуратуры Удмуртской Республики  Виктором Викторовичем Игошиным о проблемах осуществления предпринимательской  деятельности и путях их решения.

 - Что можно сказать об инвестиционном климате в Удмуртской Республике с точки зрения прокурорского надзора? Насколько этот климат благоприятен в части соблюдения прав предпринимателей органами власти?
- В Удмуртии реализуются государственные программы по созданию условий для устойчивого экономического развития республики, инвестиционной деятельности, муниципальные программы поддержки предпринимателей, 149 включенных в реестр инвестиционных проектов на сумму более 218 млрд руб. по различным видам экономической деятельности и возведению объектов капитального строительства. Предусмотрено предоставление инвесторам особых механизмов государственной поддержки, включающих льготное налогообложение, передачу в пользование земельных участков без торгов, возмещение части затрат, связанных с реализацией инвестиционных проектов. 
Созданы специализированная организация по сопровождению инвестиционных проектов — акционерное общество «Корпорация развития Удмуртской Республики», территория опережающего социально-экономического развития «Сарапул», резидентам которой предоставляются дополнительные преференции. Формируются благоприятные условия для продвижения продукции региональных товаропроизводителей на внешний рынок, в том числе через открытую бизнес-площадку под брендом «Сделано в Удмуртии». 
Вместе с тем, по официальным статистическим данным в текущем году в Удмуртии зафиксировано снижение индекса промышленного производства, республика существенно отстает от других регионов по ряду значимых показателей, лежащих в основе формирования рейтинга инвестиционной привлекательности, имеются инфраструктурные барьеры в реализации инвестиционных проектов. 
Приходится признать, что неполнота правового регулирования и исполнения нормативных правовых актов, предусматривающих механизмы защиты инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности, ряд просчетов в работе органов государственной власти и местного самоуправления, организаций, составляющих инфраструктуру поддержки предпринимателей, не позволили Удмуртии войти в первую двадцатку регионов, включенных в национальный рейтинг состояния инвестиционного климата, представленного Агентством стратегических инициатив по продвижению новых проектов в мае 2018 года на Петербургском международном экономическом форуме.

- Какова роль прокуратуры республики в формировании инвестиционного климата в регионе?
- Прежде всего, она выражается в работе по укреплению законности,  обеспечению средствами прокурорского надзора прав и законных интересов предпринимателей на добросовестное ведение бизнеса, во-вторых, в просветительской деятельности, конструктивном взаимодействии с общественностью. 
В частности, в целях повышения уровня информационной открытости органов власти перед предпринимательским сообществом прокуратурой организовано регулярное проведение выездных заседаний общественного совета по защите прав предпринимателей в городах и районах республики, в работе которого принимают участие региональный уполномоченный по защите прав предпринимателей, руководители профильных министерств и ведомств, представители общественных объединений, в том числе региональных отделений общероссийских организаций «Опора России» и «Деловая Россия». На таких совещаниях обсуждаются актуальные правовые вопросы взаимоотношения предпринимателей и должностных лиц органов власти с учетом экономичес-ких условий определенных муниципальных образований, а также конкретные ситуации, препятствующие ведению предпринимательской деятельности.
Кроме того, мной в ноябре этого года принято участие в заседании экспертной группы по оценке внедрения целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности, организованном представителем Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов по направлению «Новый бизнес». В рамках работы экспертной группы освещены результаты надзорной деятельности прокуратуры в сфере развития предпринимательства и привлечения инвестиций, конкретные примеры защиты прав хозяйствующих субъектов, обсуждены отдельные факторы, влияющие на реализацию инвестиционных проектов и формирование инвестиционного климата в республике, выработаны предложения по повышения уровня информационной открытости органов власти республики перед предпринимательским сообществом.
Убежден, что разъяснение законодательства и правоприменительной практики способствует объективному формированию общественного экспертного мнения по ключевым показателям, лежащим в основе формирования национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.

- Большое значение имеет правовая основа инвестиционной деятельности. Понятно, что она не идеальна и требует совершенствования. Расскажите о выявленных прокуратурой Удмуртской Республики фактах неполноты правового регулирования?
- Действительно, прокуратурой республики с учетом задач, поставленных Генеральной прокуратурой Российской Федерации, уделяется особое внимание вопросам полноты и законности правового регулирования инвестиционной деятельности. Есть конкретные положительные примеры практики расширения и укрепления правовой основы взаимодействия власти и бизнеса.
Лишь по представлению прокуратуры республики органами государственной власти в этом году приняты нормативные правовые акты, предусматривающие порядок заключения специального инвестиционного контракта и предоставление организациям в рамках условий его реализации льгот по налогам на прибыль и имущество, применения инвестиционного налогового вычета. Постановлением Правительства республики от 08.10.2018 г. № 421 «Об утверждении Правил заключения специальных инвестиционных контрактов» заключение таких контрактов возложено на профильные министерства. 
По инициативе прокуратуры республики постановлением Правительства региона в мае 2018 года внесены изменения в Порядок формирования и ведения реестра инвестиционных проектов, связанные с расширением перечня сведений об основных характеристиках инвестиционных проектов, повышением качества информационного взаимодействия инвесторов с органами власти.
Прокурорами районного звена приняты меры реагирования, направленные на разработку органами местного самоуправления правовых актов, регулирующих отношения в сфере муниципально-частного партнерства, заключения специальных инвестиционных контрактов, предоставления инвесторам налоговых льгот и имущества в пользование.
В то же время не способствует развитию инвестиционной деятельности отмена Правительством республики в июле 2018 г. своего Постановления от 02.05.2012 г. № 183, определявшего порядок предоставления хозяйствующим субъектам за счет средств бюджета республики для реализации инвестиционных проектов субсидий на возмещение части процентной ставки по кредитам и части затрат по лизинговым платежам.

- В республике десятилетиями, начиная с 90-х годов, создавалась инфраструктура поддержки предпринимателей. Что сегодня входит в инфраструктуру, выполняются ли этой системой возложенные на нее функции?
- Инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства республики составляют 13 организаций, в том числе фонды, бизнес-инкубаторы, акционерное общество «Корпорация развития Удмуртской Республики», единый реестр таких организаций ведет Корпорация МСП (https://monitoring.corpmsp.ru).
Вместе с тем потребовалось прокурорское вмешательство в связи с неполнотой соблюдения организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, и органами местного самоуправления законодательства при предос-
тавлении инвесторам мер финансовой, имущественной и информационной поддержки, ведении реестров их получателей, размещении сведений об этом на своих официальных сайтах.
Кроме того, Корпорацией развития республики не приняты достаточные меры к реализации полномочий специализированной организации по привлечению инвестиций и работе с инвесторами, в том числе по обеспечению принципа «одного окна» для инвесторов при взаимодействии с органами власти, разработке схем реализации инвестиционных проектов с использованием механизмов государственно-частного партнерства, размещению на инвестиционном портале и инвестиционной карте республики полной и актуальной информации об инфраструктурной основе развития инвестиционной деятельности в регионе. В связи с этим деятельность этой специализированной организации по привлечению инвестиций в экономику республики представляется неэффективной. Прокуратурой УР генеральному директору Корпорации развития республики внесено представление об устранении нарушений закона, о сложившейся ситуации проинформированы глава региона и председатель Правительства республики. 

- Какие нарушения в отношении предпринимателей, включая инвесторов, допускались в 2018 году надзорными ведомствами при проведении проверочных мероприятий?  
- Прокуратурой установлены нарушения законодательства при проведении сотрудниками Министерства промышленности и торговли республики в отношении хозяйствующих субъектов проверочных мероприятий, оформлении их результатов, формировании и ведении ФГИС «Единый реестр проверок», назначении предпринимателям административных наказаний.
Например, в нарушение ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверочные мероприятия в отношении ООО «Втормет» проведены сотрудником министерства, не указанным в распоряжении о внеплановой проверке этой организации.
Допущены нарушения прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении проверочных мероприятий и иными контролирующими органами.
По результатам прокурорских проверок должностные лица надзорных ведомств привлечены к административной ответственности.
Например, по инициативе прокуратуры республики заместитель руководителя и иные должностные лица территориального управления Роспотребнадзора привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.6.1 КоАП РФ за проведение внеплановых выездных проверок в отношении предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере производства и оборота продукции легкой промышленности, по истечении срока исполнения поручения Президента Российской Федерации.
Выявлены нарушения законодательства об административных правонарушениях, связанные с неприменением органами контроля (надзора) при наличии оснований положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, предусматривающих замену административного штрафа предупреждением для субъектов малого и среднего предпринимательства и их работников.
По протестам прокуроров приведены в соответствие с изменениями федерального законодательства положения административных регламентов органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующие основания проведения внеплановых проверок, способы направления распоряжений об их проведении и актов проверок, порядок обжалования  хозяйствующими субъектами принятых решений. 

- Прокуроры принимают меры по защите нарушенных прав предпринимателей. Расскажите о конкретных случаях, когда благодаря вмешательству прокуратуры удалось восстановить справедливость, предотвратить наступление негативных последствий?
- В этом году приняты меры прокурорского реагирования в целях предупреждения нарушений прав предпринимателей, осуществляющих деятельность в лесоперерабатывающей  и аграрной отраслях экономики.
Так, Удмуртским природоохранным межрайонным прокурором министр природных ресурсов и охраны окружающей среды республики предостережен о недопустимости нарушения законодательства при предоставлении лесных участков в аренду юридическим лицам, реализующим приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов. В результате принятых мер возникновения обстоятельств, затрудняющих выполнение инвесторами лесохозяйственных мероприятий, не допущено.
Министру сельского хозяйства и продовольствия республики внесено представление в связи с необоснованным истребованием у главы крестьянского (фермерского) хозяйства Можгинского района средств гранта в размере 1,5 млн руб., использованных на развитие фермерского хозяйства, на основании непроверенной информации территориального отдела полиции о заключении фермером фиктивной сделки на приобретение сельскохозяйственной техники. В рамках рассмотрения представления уведомление о возврате фермером гранта министерством отозвано, возможное банкротство добросовестного предпринимателя не допущено, начальник структурного подразделения министерства привлечена к дисциплинарной ответственности.
Кроме того, по представлению Можгинского межрайонного прокурора сотрудник межмуниципального отдела МВД России «Можгинский», по инициативе которого в министерство направлена недостоверная информация, также привлечен к дисциплинарной ответственности. 
Руководством министерства и полиции приняты меры к повышению уровня контроля за работой подчиненных и целевым использованием средств грантов на поддержку развития фермерского хозяйства.
Кроме того, по преставлению прокуратуры Министерством промышленности и торговли республики приняты меры к погашению задолженности перед предприятиями промышленности по субсидиям на возмещение части затрат на внедрение современных методов организации производства, разработку и реализацию программ повышения производительности труда.
Перечисленные недостатки в работе органов власти и организаций затрудняют внедрение в Удмуртии целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности региона, определенных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.01.2017 г. №147-р, могут негативно отразиться на привлечении инвестиций в экономику республики, деловой активности предпринимателей.

- Еще одно нарушение со стороны органов власти, о котором неоднократно говорилось, — неисполнение финансовых обязательств перед предпринимателями по контрактам, несвоевременное погашение долгов. Каковы перспективы улучшения ситуации?
- Практика несвоевременного исполнения государственными и муниципальными заказчиками финансовых обязательств перед предпринимателями по выполненным ими контрактам не способствует развитию инвестиционной деятельности в республике.
В целях улучшения ситуации в этой сфере назрела необходимость скорейшего принятия дополнительных мер, направленных на повышение уровня финансовой дисциплины, обеспечение должного межведомственного взаимодействия органов государственной власти и местного самоуправления. 
Одной из основных причин возникновения задолженности является непоступление либо несвоевременное поступление в бюджеты муниципальных образований субсидий из республиканского бюджета на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов. По представлению прокуратуры республики Правительством региона подготовлена дорожная карта, предусматривающая поэтапное сокращение задолженности по объектам капитального строительства и ремонта, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, внесение соответствующих изменений в Адресную инвестиционную программу республики и Перечень объектов капитального ремонта.
В результате прокурорского вмешательства государственными и муниципальными заказчиками погашены долги на сумму, превышающую 350 млн рублей. 
В частности, по итогам рассмотрения БУЗ УР «Шарканская районная больница Министерства здравоохранения Удмуртской Республики» представления прокурора Шарканского района об устранении нарушений закона в ноябре 2018 года в полном объеме погашена задолженность перед субъектом предпринимательской деятельности по выполненным им государственным контрактам в размере более 5,5 млн руб., что позволило направить указанные денежные средства на продолжение строительства многоквартирного дома в г. Ижевске.
Работа по защите прав предпринимателей на своевременное и полное получение средств по исполненным ими государственным и муниципальным контрактам, предупреждению негативных последствий невыполнения заказчиками своих финансовых обязательств, привлечению к ответственности виновных должностных лиц будет продолжена.

- Есть ли, на Ваш взгляд,  шанс у Удмуртской Республики войти в ТОП-20 национального рейтинга состояния инвестиционного климата и стать регионом, действительно благоприятным для успешного развития малого и среднего бизнеса? Что для этого требуется?
- Безусловно, нужно к этому стремиться. Но такая задача может быть решена лишь совместными усилиями органов государственной власти, местного самоуправления, регионального уполномоченного по защите прав предпринимателей, специализированных организаций, представителей бизнес-сообщества. Ключевое значение в этих вопросах отводится формированию надлежащей правовой основы осуществления инвестиционной деятельности, расширению возможностей совместной работы органов власти и бизнеса в рамках государственно-частного партнерства. 
Требуют повышенного внимания вопросы финансовой, имущественной и консультационной поддержки уполномоченными органами и организациями предпринимательских инициатив в разработке и реализации инвестиционных проектов, создания условий для упрощения различных разрешительных процедур, предоставления хозяйствующим субъектам государственных и муниципальных услуг в электронной форме, развития конкуренции в республике и ее экспортного потенциала. 
Задача органов прокуратуры — обеспечить соблюдение законности при взаимодействии инвесторов с органами власти, пресекать факты воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. 

Целевые модели упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации (утв. Распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 г. № 147-р)

Получение разрешения на строительство и территориальное планирование
Технологическое присоединение к электрическим сетям
Подключение (технологическое присоединение) к сетям газораспределения
Подключение (технологическое присоединение) к системам теплоснабжения, подключение (технологическое присоединение) к централизованным системам водоснабжения и водоотведения
Регистрация права собственности на земельные участки и объекты недвижимого имущества
Постановка на кадастровый учет земельных участков и объектов недвижимого
имущества
Осуществление контрольно-надзорной деятельности в субъектах Российской Федерации
Поддержка малого и среднего предпринимательства
Наличие и качество регионального законодательства о механизмах защиты
инвесторов и поддержки инвестиционной деятельности
Эффективность обратной связи и работы каналов прямой связи инвесторов
и руководства субъекта Российской Федерации
Эффективность деятельности специализированной организации по привлечению
инвестиций и работе с инвесторами
Качество инвестиционного портала субъекта Российской Федерации

Контрольная закупка

Постановлением Правительства РФ от 21.11.2018 г. № 1398 утверждены Правила организации и проведения контрольной  закупки при осуществлении отдельных видов государственного контроля (надзора), начало действия документа — 01.12.2018 г.
Контрольная закупка представляет собой мероприятие по контролю, в ходе которого органом государственного контроля (надзора) осуществляются действия по созданию ситуации для совершения сделки в целях проверки соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязательных требований при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг потребителям.
Это мероприятие проводится без предварительного уведомления проверяемых юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, по согласованию с органами прокуратуры либо незамедлительно с одновременным извещением органа прокуратуры (при осуществлении федерального
государственного санитарно-эпидемиологического надзора, надзора в области защиты прав потребителей). Контрольная закупка (за исключением контрольной закупки, осуществляемой дистанционно с использованием информационно-коммуникационных технологий) должна проводиться в присутствии двух свидетелей либо с применением видеозаписи.
Юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, в отношении которых проводилась контрольная закупка, в результате которой были выявлены нарушения обязательных требований, экземпляр акта о проведении контрольной закупки вручается незамедлительно после его составления.
Информация о контрольной закупке и результатах ее проведения подлежит внесению в единый реестр проверок.

В случае если контрольная закупка проводится с осуществлением расчета наличными денежными средствами, должностному лицу органа государственного контроля (надзора), уполномоченному на проведение контрольной закупки, выдаются денежные средства, которые подлежат
описи с указанием номеров банкнот. При проведении контрольной закупки путем безналичных расчетов в приказ о проведении контрольной закупки включаются сведения об используемом способе безналичного расчета, а также о способе идентификации средства платежа.
В случае выявления при проведении контрольной закупки нарушений юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем обязательных требований должностное лицо органа государственного контроля (надзора):
а) если требуется дополнительная оценка соблюдения обязательных требований юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивает организацию проведения внеплановой выездной проверки по тому же основанию в порядке, установленном Федеральным
законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»;
б) если выявлены основания для возбуждения дела об административном правонарушении, принимает меры по привлечению лиц, допустивших нарушения обязательных требований, к административной ответственности.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал "Промышленная и экологическая безопасность, охрана труда"

Все статьи рубрики