Инспекция труда: пути совершенствования надзора
УКРАИНСКИЙ Олег Вячеславович
руководитель Государственной инспекции труда в Удмуртской Республике
Номер журнала:
Рубрика:
Серьезную проблему составляют быстрые и сложные изменения в технологии, и соответствующее реагирование на эти изменения становится очень трудным.
Можно перечислить эти проблемы:
- экспоненциальное развитие технологических инноваций в мире труда, появление новых процессов; появление новых рисков;
- продолжающееся деление рынка труда, возрастающая нестабильность наличия работы, рост нелегальных отношений при найме на работу (труд подростков и нелегальных мигрантов), переход на субконтракты (часто в сложных цепных контрактах, в которых вопросы трудового законодательства решаются неудовлетворительно);
- демографический фактор - рост престарелых работников (женщин), в результате этого изменяются задачи Инспекции труда;
- рост хозяйствующих субъектов, зарегистрированных в другом регионе;
- изменения в сфере управления, включая более гибкие формы рабочего времени, новые нетипичные формы организации труда, мобильность предприятий, диверсификация рабочих мест, развитие виртуальных предприятий;
- продолжающееся ослабление традиционных партнеров Инспекции труда.
Следует учитывать значительный рост сектора услуг, происходящий с продолжающимся спадом занятости в промышленности.
Инспекция труда совершенствует свою деятельность для решения следующих задач:
• Как встретить изменения, происходящие в сфере труда.
• Каким образом дойти до каждого хозяйствующего субъекта, а именно на уровне малых и микропредприятий.
Остановлюсь более подробно на первоочередных задачах совершенствования деятельности.
Новые технологии
Быстрый темп развития инноваций в производстве и сфере услуг меняет традиционные способы производства и услуги, сокращая тем самым известные источники опасности, но одновременно с этим внося новые, неизученные риски на рабочем месте.
Маловероятно, что произойдет снижение темпа такого технологического развития, а все больше технологии одной отрасли промышленности будут применяться в другой.
Нет таких отраслей или сферы деятельности, которые бы не оказались под воздействием этих изменений; современные технологии часто существуют вместе с традиционными видами деятельности. Новые технологии внесли изменения в надзорную деятельность Инспекции труда, во внутреннюю работу предприятий, в природу производственных рисков.
Деятельность Инспекции труда не может полагаться только на репрессивные методы, она должна быть компетентна и эффективна. Положительное развитие событий возможно при условии, что коллектив будет иметь в своем составе госслужащих соответствующего личностного и интеллектуального уровня, а также при эффективном использовании своих полномочий.
Рынок труда
Корни другого комплекса задач по совершенствованию деятельности, стоящих перед Инспекцией труда, уходят в нарастающую фрагментированность рынка труда:
- создание все большего числа хозяйствующих субъектов малого бизнеса, которые будет все более трудно инспектировать при сокращении ресурсов;
- продолжающаяся тенденция существования все большего числа предприятий в течение лишь короткого времени, с изменением их формы и собственности, при росте географической мобильности;
- появление «виртуальных предприятий», «виртуальных работодателей», снижение затрат в ущерб социальной политике.
Все четче вырисовываются различия между работниками, на которых распространяется правовая защита, и растущим числом работников, которые ею не охвачены. Среди последних:
- частично занятые работники;
- работники, занятые домашним хозяйством;
- надомники;
- «серая» (скрытая) занятость, включая незаконных иммигрантов, которые как работники заслуживают защиты Инспекцией труда.
Слабость традиционных
партнеров
С начала 90-х годов прошлого века многие хозяйствующие субъекты переживали снижение членства в профсоюзах, часто весьма значительное, но меняющееся от региона к региону. Тому есть несколько причин, из которых наиболее выражены и часто встречаются следующие:
- реструктурирование промышленных предприятий, ведущее к исчезновению крупных групп работников, которые были традиционной базой профсоюзного движения;
- развитие предприятий сферы услуг с небольшой численностью, в которых занятость более неустойчива и, следовательно, менее располагает к профсоюзной работе;
- влияние кризиса в сфере занятости и безработицы, что подталкивало наемных работников не идти ни на какой риск потерять работу, и, следовательно, молчаливо поощряло отказ от использования установленных законом прав;
- культурные факторы, выделяющие индивидуализм.
Одним из социально-политических последствий этих структурных сдвигов, вероятно, будет продолжающее снижение до некоторой степени влияния профсоюзов. Это может приводить к ослаблению соблюдения прав работников, за исключением крупных предприятий, где продолжает сохраняться приверженность к коллективным действиям. Социальные вопросы сосредоточены менее на государственном и более на уровне предприятия.
Быстрый темп развития инноваций в производстве и сфере услуг меняют традиционные способы производства и услуги, сокращая тем самым известные источники опасности, но одновременно с этим внося новые, неизученные риски на рабочем месте. Маловероятно, что произойдет снижение темпа такого технологического развития, а все больше технологии одной отрасли промышленности будут применяться в другой.
Говоря о профсоюзах как о традиционных партнерах, учитывая все названные выше тенденции, нельзя не отметить слова Председателя Правительства РФ В.В. Путина, сказанные на заседании Генерального совета Федерации Независимых профсоюзов России. В своем выступлении он выразил уверенность, что позитивные тенденции в экономике будут укрепляться. «В течение года было создано около миллиона новых рабочих мест, а безработица сократилась до 7% экономически активного населения. В конце 2009 года было 8,6%. Рост реальной заработной платы составляет 4,9%, промышленного производства – 9,6%», - сказал глава Правительства РФ. Премьер в целом позитивно оценил сотрудничество Правительства с профсоюзами. Он отметил, что Правительство заинтересовано в скорейшем заключении нового генерального соглашения между объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством, в котором будут определены конкретные планы работы на 2011-2013 годы.
Наряду с этими, однако, проявляется и ряд других тенденций, которые, возможно, ведут к упрочнению позиции Инспекции труда в связи с глобализацией:
- незащищённость может также вызывать растущую необходимость защиты и требования большего государственного надзора и контроля;
- сужение промышленного сектора будет продолжаться; новые риски в секторе услуг могут, таким образом, получить большее внимание;
- предприятия будут все больше рассматривать хорошие социальные отношения и контроль рисков опасных условий труда как возможность управлять затратами и снижать потери, и, следовательно, стремиться строить трудовые отношения,
- необходимость международной совместимости и равенства стандартов и уровней защиты будет нарастать.
Инспекции труда пытаются динамично и гибко отвечать на новые вызовы экономики. При этом часто приходится отказываться от традиционного узкого подхода, характеризующегося определёнными специализациями в социальной или правовой областях, когда ключевыми словами были «солидарность», «универсальность» и «всеобщность», в пользу по-настоящему интегрированного видения. Инспекторы учатся владеть общим пониманием всех вопросов и учитывать аспекты, связанные с организацией социальных отношений на предприятиях, их внутреннее функционирование.
Изменения в социальных отношениях на предприятии, а также высокий уровень подготовки и образования как работников, так и работодателей, требуют от инспектора труда действий как советника, так и надзорного органа. Это ведет к необходимости информировать и консультировать о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов.
Деятельность Инспекции труда не может полагаться только на репрессивные методы, она должна быть компетентна и эффективна. Это положительное развитие событий при условии, что Инспекция труда имеет в своем составе государственных служащих соответствующего личностного и интеллектуального уровня и эффективно использует свои полномочия для безусловного соблюдения трудового законодательства работодателями и работниками.