Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Борис Петров: «В вопросах безопасности людей мелочей быть не должно»

 
ПЕТРОВ Борис Германович, руководитель Приволжского управления Ростехнадзора

ПЕТРОВ Борис Германович
руководитель Приволжского управления Ростехнадзора

Номер журнала: 

Рубрика: 

Готовность г. Казани к старту спортивного мероприятия оценил руководитель Приволжского управления Ростехнадзора Петров Борис Германович.  Ведомство ведет государственный строительный надзор и надзор в области промышленной, энергетической безопасности практически на всех задействованных в Универсиаде спортивных объектах и крупных объектах инфраструктуры.

- Борис Германович, что вы можете сказать о состоянии спортивных площадок, на которых будут проходить основные соревнования? Смогут ли они достойно «выдержать» нагрузку такого крупного мероприятия?
- Всего в предстоящей Универсиаде задействованы 64 спортивных объекта. Один из них — футбольный стадион «Казань-Арена» — наше Управление курирует в рамках строительного надзора, а все остальные площадки — по теплу, электрике, грузоподъемным сооружениям, аммиачным установкам, сосудам, работающим под давлением. На сегодняшний день можно отметить, что большинство объектов уже находится в полной боевой готовности. В скором времени завершится строительство Дворца водных видов спорта (его уже испытывают, залили воду в бассейны, по постоянной схеме подключено тепло и электричество) и футбольного стадиона, на котором будут проходить церемонии открытия и закрытия мероприятия. Проведение самих соревнований на данной площадке не предусмотрено по единственной причине — после торжественной части газонное покрытие необходимо будет перекладывать. Но зато все последующие соревнования, в том числе и Чемпионат мира по футболу в 2018 году, мы уже встретим во всеоружии.
Возведение стадиона как уникального объекта находится под нашим надзором «с первого колышка». Общестроительные работы на нем еще, конечно, не завершены, но самый тяжелый этап (возведение монолитных и железобетонных конструкций, балок, перекрытий, создание самого «зонтика» стадиона) уже пройден. В этот период наши инспекторы безвылазно с утра до ночи работали на 50-метровой высоте: проверяли швы, браковали бетон, готовые конструкции, заставляли строителей переваривать их заново, по-новому возводить какие-то участки монолитных стен. Это была очень большая серьезная работа. При этом объективной информацией нас обеспечивала лаборатория ЦЛАТИ, которая проводила на объекте инструментальные обследования, «читала» металл, бетон, сварку, а с фактами, как говорится, уже не поспоришь. Имея на руках результаты замеров, мы могли легко доказать застройщику, что, к примеру, бетон не соответствует норме, и на основании точных цифр, с которыми сложно спорить, выносили решение.
Сегодня мы требуем, чтобы, согласно проекту, начался мониторинг всей конструкции, так как необходимые для этого нагрузки уже имеются. По сути, запас прочности, заложенный в стадион, очень высокий. Завышали его исходя из географических условий, так как объект находится в пройме р. Казанки, на насыпном грунте. 

Эта стройка (единственная такого масштаба в Татарстане) оказалась достаточно сложной как для организаций, задействованных в строительстве, так и для самих проверяющих. Сказалось как большое количество привлеченной неквалифицированной рабочей силы, так и субподрядчиков. Случалось, что в чаше стадиона в стесненных условиях одновременно работали до 20 подъемных кранов. Задача инспекторов — не останавливая работу, обеспечить совместно со строителями безаварийный процесс. Наши специалисты и сегодня практически ежедневно проводят проверки на стадионе. Лично я сам, каждый день проезжая мимо этого величественного сооружения, с удовольствием отмечаю постоянные изменения. Сейчас, например, уже началась работа по озеленению, решается вопрос благоустройства прилегающей территории. Предстоит много споров, волнений и борьбы, чтобы все это соответствовало норме. Зачастую подрядчик хочет выполнить работу с наименьшими затратами, а наша задача — добиться выполнения результата в соответствии с проектом.
Наверное, неправильно будет не вспомнить про прискорбную часть нашей работы — это ЧП, имевшие место в процессе строительства стадиона (три аварии и три несчастных случая). Каждый такой случай мы рассматривали особо. Кроме того, ежеквартально собирали всех подрядчиков для обсуждения выявляемых в процессе строительства нарушений. Можно говорить о том, что к нарушителям был достаточно жесткий подход: неоднократно применялись приостановки работы подъемного оборудования. Это очень дисциплинировало строителей. Нам, конечно, приходилось доказывать необходимость подобной меры административного воздействия в суде, но во всех случаях суды, понимая важность объекта, тем не менее поддерживали нас. Значит, все наши предложения были абсолютно обоснованными. Надеемся, что в обозначенные сроки (к 1 июня) строительство стадиона будет завершено, включая вопросы благоустройства. Сейчас мы уже ведем приемку, поэтапно рассматриваем исполнительную документацию, так как по окончании строительства все сразу сделать будет невозможно. Есть свайное поле, готовые конструкции — сейчас мы их «смотрим», предъявляем претензии, а застройщики исправляют, приводят в порядок.

- Ни для кого не секрет, что Универсиада требует дополнительных свободных энергомощностей. Как решается этот вопрос в г. Казани, являющейся энергодефицитным районом?
- Нехватки по мощностям действительно имеются. Значит, должны быть ограничения по поставке электроэнергии. В первую очередь это касается промышленных предприятий. На период проведения Игр в городе вводится ограниченный режим — крупным промышленным предприятиям предложено перенести на это время все свои капитальные ремонты, чтобы с наименьшими потерями выйти из ситуации с дефицитом энергии. Можно сказать, что большая энергетика, по сути, уже готова к обеспечению бесперебойного электроснабжения объектов Универсиады. Причем по 16 объектам, где будет проводиться прямая телевизионная трансляция матчей, в любом случае будут предусмотрены дизель-генераторы как основной источник электроснабжения — это необходимо для полного исключения любых вероятных отключений. В данном случае это уже не наша прихоть, а требование FISU. Что касается постоянного электроснабжения, на большинстве объектов оно уже запущено, где-то есть проблемы, но они своевременно устраняются. Вообще из 64 спортивных объектов большинство уже находится в режиме нормальной эксплуатации: там есть посетители, проводятся соревнования. Деревня Универсиады, например, заселена студентами — они в начале мая сдадут экзамены и освободят общежития, чтобы в них успели провести косметические ремонты. 

- Борис Германович, а как налажено транспортное обеспечение Универсиады? 
- Действительно, при подготовке ко Всемирным летним студенческим играм происходит обновление не только спортивной части, но и всей городской инфраструктуры: появляются дороги с удобными развязками, возводится новый аэропорт, решаются вопросы железнодорожных перевозок. Одно масштабное событие потянуло за собой целую цепочку дополнительных мероприятий, так как город должен принять огромное количество гостей на высоком уровне. Стройка пока нигде не прекращается. 
Один из масштабных проектов на стадии приемки — организация интермодальных перевозок. По скоростной железной дороге из центра города до международного аэропорта «Казань» будет ходить аэроэкспресс, время в пути — 20 минут. Идея замечательная, но у нас пока по данному объекту имеются вопросы — заказчик пытается его сдать еще с ноября прошлого года. В аэропорту также реконструируется старый терминал, возводится и новый, практически завершена реконструкция взлетно-посадочной полосы, начинается бандаж пассажирских рукавов.  После этого аэропорт сможет принимать пассажиров через рукавные переходы, соответственно, появится возможность одновременного принятия порядка 10 рейсов. Вся инфраструктура аэропорта — под нашим бдительным надзором. И наша задача — заставить сделать нужным образом. В обеспечении безопасности людей мелочей быть не должно. 
К Универсиаде будут сдаваться и три новые станции метрополитена. И если предыдущие нарушения метростроевцы устранили, то новые — пока в процессе устранения. Сейчас идет рабочий процесс, и, наверно, он будет продолжаться до самого последнего дня. 

- Как Вы считаете, можно ли  было все сделать менее напряженно?
- Решение о проведении Универсиады в Казани было принято еще в 2010 году, после чего и начались все строительные работы. Причем по мере того, как они развивались, появлялись новые идеи. Сначала об интермодальных перевозках даже слова не было — в итоге железнодорожную ветку для скоростного поезда построили меньше, чем за год. За такой короткий срок соорудить и километры пути, и платформы, и переезды, и создать целую инфраструктуру — невероятно сложно. Когда мы начали принимать этот объект, стало понятно, что не все здесь подходит под общестроительные нормы, у железнодорожников есть свои правила. Сейчас мы изучаем эти правила, и будем принимать объекты в том числе и по ним. Пока не будут устранены все нарушения — объект в эксплуатацию не допустим. 
Я понимаю, что инспекторам не так просто приостанавливать работу  крупных объектов, поэтому она достаточно нервная, плюс серьезное давление, которое они постоянно ощущают на себе. Но наша основная задача — не штрафовать. Но, с другой стороны, оставлять безнаказанными нарушения нельзя — пока еще в России штраф хоть как-то сдерживает человека. По крайней мере, остается наш след: мы принимали меры, не сидели сложа руки, для того чтобы предотвратить аварии. 

- Казань — развитая промышленная зона. Крупным предприятиям, наверно, пришлось как-то учесть интересы Универсиады? 
- Я уже говорил об уменьшении нагрузок в энергетике. Но в столице Татарстана много и химически опасных производств, с большим оборотом отравляющих, взрывоопасных веществ. Один «Казаньоргсинтез» чего стоит! И по каждому предприятию были подготовлены конкретные мероприятия «с прицелом» на Универсиаду, по повышению уровня безопасности. Нашими усилиями сегодня ликвидирован целый ряд производств, где в больших количествах использовался аммиак: эксплуатация их была уже нецелесообразной. Сейчас на этих площадках будут размещены новые, современные производства. 
Мы серьезно настраиваем Казанский «Водоканал» на полный переход от хлора к более безопасным веществам для очистки воды. С ОАО  «Казаньоргсинтез» на сегодняшний день мы нашли полное взаимопонимание в этом вопросе. Также решаются проблемы модернизации оборудования — для уменьшения вероятности рисков возникновения каких-либо аварийных ситуаций на химически опасных производствах, по уменьшению количества вагонов, которые приходят с опасными грузами и стоят на железнодорожных путях предприятий. В период Универсиады вероятность аварий должна быть сведена к нулю — здесь мы очень жестко работали и работаем с предприятиями. 

- Не обижаются ли на вас предприятия за такой безапелляционный подход?
- Если не обижаются, значит, мы плохо работаем. Когда хвалят — надо задуматься, все ли мы правильно делаем. Нас могут любить только те, кто понимают суть нашей работы — руководители, прошедшие путь от простого рабочего до начальника и видевшие взрывы, несчастные случаи, трагедии на производстве.
Например, каждая приостановка  — это случай предотвращенной аварии, что мы и пытаемся до всех донести. Это не карательные функции. И когда мы выносим максимальный штраф, или суд выносит решение о штрафе вместо приостановки — это значит, что мы не донесли до судьи всю суть вопроса, не показали, какие реальные последствия могут произойти. Значит, наши доводы были неубедительны, и мы должны продолжать свою работу. 

- Борис Германович, как Вы сами относитесь к спорту? Будете принимать участие в Универсиаде в качестве болельщика?
- Я спортом занимаюсь каждый день, если удается — по два раза. Предпочитаю бассейн и спортзал. А вообще по натуре я, конечно, не болельщик. Интересуюсь успехами татарстанской хоккейной команды «Ак Барс», но чисто обывательски. А в открытии Универсиады-2013 участие, скорее всего, приму. В большей степени это зависит от желания моих детей. 

Все статьи рубрики