Задать вопрос

Задайте вопрос надзорным органам

Календарь новостей

март 2024

пн вт ср чт пт сб вс
 
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31
 

Номера в бесплатном доступе

Партнеры

Энергетика и промышленность России - информационный портал

Нулевые показатели травматизма и профессиональных заболеваний – таковы основные показатели работы одной из самых высокотехнологичных нефтеперерабатывающих компаний Российской Федерации, акционерного общества «ТАИФ-НК» за 2023 год. Данные в сфере охраны труда, промышленной и экологической безопасности были озвучены на традиционном совещании по итогам года.

Статья находится в свободном доступе благодаря АО «ТАИФ-НК» ИНН 1651025328
Бузанакова Елена Бариевна, прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров  в гражданском  и арбитражном  процессе прокуратуры Удмуртской  Республики, советник юстиции

О практике оспаривания лесохозяйственных регламентов, генеральных планов, правил землепользования и застройки городских поселений в случаях включения в них недостоверных сведений о лесах, находящихся в муниципальной собственности, рассказали в прокуратуре Удмуртской Республики.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845
Шадрин  Феликс  Владимирович, Удмуртский  природоохранный  межрайонный  прокурор, советник юстиции

Удмуртская межрайонная природоохранная прокуратура подвела итоги надзорной деятельности в 2023 году. Непростые природно-климатические условия определили основные направления надзорной деятельности природоохранной прокуратуры.

Статья находится в свободном доступе благодаря Журнал ПЭБОТ ООО Промбезопасность ИНН 1831183845

Свежий номер

№ 03 (203), март, 2024
В номере:

Теги

Аттестация сварщиков и специалистов сварочного производства на строительных объектах

 
ШТЕННИКОВ  Василий Сергеевич, генеральный директор  Удмуртского аттестационного  центра «НАКС», профессор, д.т.н.

ШТЕННИКОВ Василий Сергеевич
генеральный директор Удмуртского аттестационного центра «НАКС», профессор, д.т.н.

Номер журнала: 

Рубрика: 

Несмотря на значительные успехи, достигнутые в области сварочного производства, недостаточно качественные сварные соединения до настоящего времени являют­ся значимой причиной разрушения конструкций, приводящей к авариям. Существенное повышение качества продукции может быть достигнуто за счет внедрения системы управления качеством и независимой сертификации производства. Составным элементом такой системы является сертификация (аттестация) сварочного произ­водства. 
По инициативе Госгортехнадзора РФ (ныне Ростехнадзора) такая система была разработана Национальным агентством конт­роля и сварки (НАКС) и соответствующими решениями внедрена в ка­честве обязательной для применения при изготовлении, монтаже, ремонте и реконструкции технических устройств, подконтрольных Ростехнадзору. 
Система сертификации (аттестации) сварочного производства (САСв) вклю­чает проведение следующих аттестационных процедур:
- аттестации персонала, выполняющего сварочные работы (сварщиков) и осуществляющего руководство и технический надзор за выполнением сварочных работ (ИТР);
- аттестации сварочного оборудования;
- аттестации сварочных материалов;
- аттестации сварочных технологий.
Нормативные документы, по которым осуществляются эти процедуры, утверждены Ростехнадзором и зарегистрированы в Мин­юсте РФ.
Учитывая крайне неблагоприятную обстановку с обеспечением качества и надежности в строительстве, Правительство РФ своим постановлением № 54 от 01.02.2006 г. функции государственного надзора в строительстве передало Рос­технадзору, поручив ему кроме надзорных функций научно-методическое обеспечение государственного строительного надзора в РФ. 
На рис. 1 приведена организационная структура и функции участников системы государственного строи­тельного надзора в соответствии с Положением о строительном надзоре, утвержденным вышеуказанным постановлением Правительства РФ. Как следует из постановления Правительства, система строительного надзора в РФ предусматривает функционирование двух исполнительных систем: территориальных управлений Ростехнадзора; подразделений, уполномоченных органами исполнительной власти субъектов РФ на осуществление строительного надзора.
Первая структура обеспечивает осуществление строительного надзора на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах в соот­ветствии с критериями, изложенными в приложении к п. 6 Положения о строительном надзоре. Вторая структура обеспечивает надзор на остальных объектах строительства (кроме указанных в приложении к п. 6 Положения о строительном надзоре). 
При это обе структуры руководствуются при осуществлении надзора правилами и порядками, действующими в системе Рос­технадзора.
К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1. Высота более чем 100 м.
2. Пролеты более чем 100 м.
3. Наличие консоли более чем 20 м.
4. Заглубление подземной части (полнос­тью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 10 м.
5. Наличие конструкций и конструкцион­ных систем, в отношении которых применяются нестандартные методы расчета с учетом физических или геометрических нелинейных свойств, либо разрабатываются специальные методы расчета.
Во исполнение постановления Правительства РФ приказом № 152 от 27.02.2006 г. руководителем Рос­технадзора был утвержден план мероприятий, предусматривающий разработку ряда нормативных правовых актов и методических рекомендаций по осуществлению строительного надзора и строительного контроля, обязательных к исполнению службами Ростехнадзора и службами надзора в строительстве органов исполнительной власти субъектов РФ.
Здесь, прежде всего, следует отметить следующие нормативные акты:
1. Решение о включении строительных конструкций и конструкций стальных мос­тов в список технических устройств (таблица), изготовление, строительство, капитальный ремонт и реконструкция которых с применением сварки должна осуществляться сварочным персоналом, аттестованным в соот­ветствии с требованиями ПБ 03-273-99 и РД 03-495-02, то есть процедура аттес­тации персонала должна осуществляться в независимых аттестационных центрах, аккредитованных в системе аттестации сварочного производства НАКС. 
2. Введение в действие рекомендаций по применению правил ат­тестации сварщиков и специалистов сварочного производст­ва (ПБ 03-273-99) и технологического регламента проведения аттестации сварщиков и специалистов сварочного производства (РД 03-495-02) на строительных объектах и объектах стального мостостроения. 
Эти рекомендации изложены в сборнике нормативных и методических документов и доведены до сведения органов надзора и аттестационных центров. К настоящему времени соответствующими комитетами НТС НАКС с участием комитета по аттестации сварки в строительстве разработаны новые редакции, учитывающие особенности аттес­тации материалов, технологий и оборудования применительно к группе строительных конструкций:
- Рекомендации РД 03-613-03 (Порядок применения сварочных мате­риалов при изготовлении, монтаже и реконструкции технических устройств для опасных произ­водственных объектов);
- Рекомендации по применению РД 03-614-03 (Порядок применения сварочного оборудования при изготовлении, монтаже и реконструкции технических устройств для производственных объектов);  
- Рекомендации по применению РД 03-615-03 (Порядок применения сварочных технологий при изготовлении, монтаже и ре­конструкции технических устройств для опасных производственных объектов).
Данные документы согласованы письмом руководителя Ростехнадзора за № КП-25/369 от 08.04.2008 г.
Несмотря на введение в действие нормативных документов, рег­ламентирующих обязательность ат­тестации сварочного производства, реализация требований по обеспечению независимой аттестации сварочного производства на объектах строи­тельства практически не выполняется. 
На большинстве строительных объектов сварка осуществляется неаттестованным, неквалифицированным персоналом. Это резко увеличивает вероятность аварийных ситуаций, как на стадии строительства, так и на стадии эксплуатации объекта. Для основной массы строительных организаций характерна проблема неохваченности персонала сварочного производства аттестационными процедурами. Это связано с тем, что нормативные документы по аттес­тационной деятельности до них не доведены. Существующий информационный разрыв может ликвидировать только организационная и разъяснительная работа аттестационных центров в департаментах по строительству, службах надзора, региональных СРО. 
Первым аспектом в этой работе могут быть вышеприведенные нормативные документы Ростехнадзора и НАКС, а также отраслевые документы строителей, в которых оговорены требования по обязательности аттес­тации персонала сварочного произ­водства, технологий и оборудования.
НОСТРОЙ завершило разработку стандарта СТО «Сварочные работы. Правила, конт­роль выполнения и требования к результатам работ», где сформулированы требования к сварке соединений металлических и полимерных материалов, сварке в разных климатических условиях, а также правила техники безопас­ности при выполнении сварочных работ. Уделено внимание и системе аттестации сварочного производства. В ближайшее время стандарт будет утвержден, он позволит решить задачу по обеспечению строи­тельной отрасли документами обязательного применения, позволяющими подтверждать и документально удостоверять соответствие качест­ва сварных соединений.
О значимости профессии сварщика говорит тот факт, что в 2012 г. согласно постановлению Правительства РФ № 1011 от 07.12.2011 г. впервые пройдет Всероссийский конкурс профессионального мастерст­ва «Лучший по профессии» с номинацией «Лучший сварщик», которому предшествуют региональные конкурсы.

Все статьи рубрики